В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения

Представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять

детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы

Предметов.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забав-

Ных случаях из жизни.

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о

Ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать сло-

Варный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,

Обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части

Предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества

(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,

Пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага

Легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые иг-

Рушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), место-

Положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание

Детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце,

стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать

Обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.

П.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних

Животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про-

износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:

П — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспри-

Ятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артику-

Ляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную

Выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы,

Говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовы-

Вать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; упот-

Реблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать

168 169

Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и

Множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут-

ка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в

родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться

К словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой,

Подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предло-

Жений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные

Путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять

Предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим

Слона, зебру и тигра»).

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, кар-

Тин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра

Спектаклей, мультфильмов.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать за-

Данный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе,

Не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравс-

Твуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспи-

Тателями и родителями.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о

Предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им

Ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более

точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

Помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подска-

Зывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска-

Зать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь де-

Тей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять

Представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их

Собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

Материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагатель-

Наши рекомендации