Благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов
И ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотогра-
Фии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осен-
Ний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от замо-
Розков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в
Горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, лис-
Тья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в
Природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед
И т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго
Сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм
Для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпает-
Ся, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит сол-
Нце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семен овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних из-
менениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники;
распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход;
пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда;
Вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро под-
Ниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени
Или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения
Начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать ком-
Натные растения, в том числе способом черенкования.
Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному
Женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к дол-
Гой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих
В природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают
ливневые дожди, грозы, радуга).
164 165
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста
Растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит дол-
Го — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары ле-
Тают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (са-
Мый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на
Убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспиты-
Вать желание помогать взрослым.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
Культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматичес-
Ки правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
Творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонемати-
Ческого слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, по-
Нимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формиро-
Вание звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
Обучения грамоте».
Основные цели
И задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
Окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического
Строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; фор-
Мирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чте-
Нию; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведе-
Ния, следить за развитием действия.
Содержание психолого-
Педагогической работы
Развитие
Речи
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как