Свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность
Отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ознакомление
С миром природы
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних живот-
Ных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису
И др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за
Рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь
И др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаи-
Модействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося
Им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе:
Похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать
Представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях:
Стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (ката-
Ние с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе:
Потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают
Бабочки.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Расширять представления детей о растениях и животных. Продол-
Жать знакомить с домашними животными и их детенышами, особеннос-
Тями их поведения и питания.
Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными
Рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, кана-
Рейками и др.).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка,
Еж и др.). Учить узнавать лягушку.
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, го-
Лубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук,
Божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми-
Дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды
(малина, смородина и др.).
Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями,
Цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать пред-
Ставления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
158 159
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за дру-
Гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим
В жизни и деятельности взрослых и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре-
Вается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится),
Снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных ви-
Дах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе
(если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос-
Ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее,
Идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок-
Раску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово-
Щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наибо-
Лее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней
Природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,
Подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снеж-
Ном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании
С горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями ве-
Сенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится
Рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются
Бабочки и майские жуки.