Познавательной мотивации; формирование познавательных действий
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений об объектах окружающего
Мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следс-
Твиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способ-
Ности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
Признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавли-
Вать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-
Шие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окру-
Жающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирова-
Ние целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Оте-
Честве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
Отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как
Общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений. Фор-
Мирование элементарных математических представлений, первичных
Представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружаю-
Щего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, про-
Странстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природ-
Ными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
Связи между природными явлениями. Формирование первичных пред-
ставлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование эле-
Ментарных экологических представлений. Формирование понимания того,
Что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать
Ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во мно-
140 141
Гом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести
Себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Содержание психолого-
Педагогической работы
Развитие познавательно-
Исследовательской деятельности
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Первичные представления об объектах окружающего мира. Фор-
Мировать представления о предметах ближайшего окружения, о простей-
Ших связях между ними.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из кото-
рого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые
Предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по
Тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу
Использования (из чашки пьют и т. д.).
Упражнять в установлении сходства и различия между предмета-
Ми, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный
Мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мяг-
Кий, пушистый и др.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредс-
Твенного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, посте-
Пенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы,
Выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по
Предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,
Гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом
Сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной вели-
Чины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоуголь-
Ник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.)
И др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соот-
Носить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных
предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че-
го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);
Тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек»,
«Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики
Руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Первичные представления об объектах окружающего мира. Фор-
Мировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях
Предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать про-
Стейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обоб-
Щения.