Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями
И животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в
Них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посиль-
Ной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в
Зимний период — к расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам
В зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в поря-
Док используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, про-
Сушивать, относить в отведенное место).
Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близ-
Ких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к
Профессиям родителей.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку
Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятель-
Но чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить
За чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок
В своем внешнем виде.
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто-
Ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя
Правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одевать-
Ся и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одеж-
ду в определенные места), опрятно заправлять постель.
132 133
Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить ма-
териалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать под-
Готовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть
Кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное
Отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятель-
Ности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах тру-
да. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить
Начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполне-
Нии различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспи-
Тывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материа-
Лам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
Играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг
Другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельнос-
Ти. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную
Задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспиты-
Вать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в
Достижении конечного результата.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в
Группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада
(подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать пе-
Сок в песочнице и пр.).
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо-
Вой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поруче-
ния, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы;
Обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения,
Рыхлить почву и т. д.).
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе:
Осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве-
Тущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к
Стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц
И животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созда-
Нию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов,
Высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде
Взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формиро-
Вать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Приви-