К людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к де-

Тям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать

Возникающие конфликты.

Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям

педагогу следует:

• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;

• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их

смысла;

• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по

Созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают прави-

Ла для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

Развитие

самостоятельности

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (уме-

Ние понимать существующие социальные нормы и действовать в соответс-

твии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения) .

В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный

Социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети

Должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и

при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны

взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация

Будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траекто-

Рия группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни до-

Школьников событий.

Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответс-

Твенность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется,

Если взрослые создают для этого условия.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы-

страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными

объектами, в том числе с растениями;

• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрас-

тных группах;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии

с возникающими игровыми ситуациями;

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им

Решений.

С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регу-

лярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно пред-

лагать специальные способы фиксации их выбора);

• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложе-

ния и пр.);

• планировать собственные действия индивидуально и в малой груп-

пе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой

Группе, команде.

Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом де-

Тской инициативы и включали импровизации и презентации детских

Произведений.

Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять

Из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, худо-

Жественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые

Дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространс-

Твенная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами

Детей не реже, чем один раз в несколько недель.

108 109

Создание условий для развития

Свободной игровой деятельности

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз-

Раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей

Его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и

Творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности

Требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре

Может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития иг-

Ровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в

Игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная

помощь;

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события

дня отражаются в игре;

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра

развита слабо;

• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер

(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Наши рекомендации