Личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предме-
Тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны
Принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы-
Учить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь-
Зовать простые схематизированные изображения для решения неслож-
Ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные
Задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-
Положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их
Взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого
наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова-
Ние образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены
Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес-
Ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков
Из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,
98 99
Большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль-
Ше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо-
Бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя-
Тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ-
Ной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен
Удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
Условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков
И дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно
Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
Персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимают-
Ся словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
Взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще-
Нии с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы-
Ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ре-
Бенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для
Понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,
Для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к
Их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость
Представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
Которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто-
Янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля-
Ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения
Себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель-
Ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-
разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
Совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб-
Ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти,
Внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности
В уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос-
Ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа
Я ребенка, его детализацией.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала
Игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимо-
Действие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
Интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
Детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социаль-
Ные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
Деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлека-
Тельными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон-