Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того

как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помо-

Гает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года

Из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблю-

Дать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,

«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-на-

Правленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество

С взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При

Этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, вы-

Разительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений

С помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством

Общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только

С близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается

тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг

С другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры

(«Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не

Сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого

Партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.

Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что

Стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, ма-

Лыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,

Чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предмет-

Но-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-

Игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятель-

Ность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала

Осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а за-

Тем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим

Образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог

Сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользу-

Ются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формиро-

Вать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум го-

дам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести пред-

Мет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для

Пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один

Малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музы-

Кальных занятиях.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать

Совершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на

Спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового

Поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе

Раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельнос-

Ти, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хо-

Тя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает

Умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из

Слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а

Речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах

Жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом,

Не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это явля-

Ется основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Дети второго года жизни распределяются по психофизиологическим

особенностям на две подгруппы: первая — с 1 года до 1 года 6 месяцев;

Вторая — с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Примерный

Режим дня

С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования

И обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возраст-

Ной подгруппы рекомендуется свой режим.

Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их

Наши рекомендации