Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того
как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помо-
Гает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года
Из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблю-
Дать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,
«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-на-
Правленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество
С взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При
Этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, вы-
Разительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений
С помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством
Общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только
С близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается
тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг
С другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры
(«Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не
Сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого
Партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.
Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что
Стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, ма-
Лыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,
Чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предмет-
Но-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-
Игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятель-
Ность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала
Осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а за-
Тем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим
Образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог
Сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользу-
Ются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формиро-
Вать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум го-
дам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести пред-
Мет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для
Пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один
Малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музы-
Кальных занятиях.
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать
Совершенствование основных движений, особенно ходьбы.
Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на
Спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового
Поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе
Раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельнос-
Ти, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хо-
Тя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает
Умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из
Слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а
Речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах
Жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом,
Не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это явля-
Ется основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Дети второго года жизни распределяются по психофизиологическим
особенностям на две подгруппы: первая — с 1 года до 1 года 6 месяцев;
Вторая — с 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Примерный
Режим дня
С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования
И обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возраст-
Ной подгруппы рекомендуется свой режим.
Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их