Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо»
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: «Я сделаю это — но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздраженного учителя. Он воспринимает такое поведение как издевательство, требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает — если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.
Вы просите Марину прекратить ходить по классу и занять свое место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. Что делает обычно учитель? В конце концов Марина же села, то есть педагог своего добился. Но нет! Большинство учителей допускают типичную ошибку — требуют полного подчинения, не используя игру «По-своему».
Учитель: Марина, что ты бормочешь?
Марина (сухо): Ничего.
Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!
Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы что, против того, чтобы ученики думали?
Настаивая на полном подчинении, то есть на том, чтобы ученик не только делал то, что вы хотите, но и делал это так, как вы хотите, вы рискуете спровоцировать новый виток конфронтации, еще худший, чем первый. Не так ли? Заметим, что ворчание — нормальная реакция для человека, оказавшегося в подобной ситуации. Вспомните свою собственную реакцию, когда вам приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы. Недовольное ворчание — не единственная реакция в игре «По-своему». Ученики также используют другие «свои способы»:
• «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться,
• строят гримасы, выполняя вашу просьбу,
• демонстрируют вам какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,
• еще раз-другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,
• перед тем, как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Но они подчиняются после этого! Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру «По-своему», инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете чести и достоинства ученика. Оба — в выигрыше!
Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижения, ругань — все это черты агрессивного общения.
Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.
Даже если вы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь следующих правил:
• отложите на потом дисциплинарные меры,
• примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций,
• воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.
Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это.
Далее мы опишем шесть правил поведения, позволяющего избегать конфронтации и снижать напряженность ситуации в классе. Представьте себе, что поведение, соответствующее тому или иному правилу, размещено на отрезке, один конец которого – полное соответствие правилу, а другой – полная ему противоположность.
Правило 1. Акцентируйте внимание на поведении ученика, а не на его личности.