Задачи психологических служб в отношении буллинга
Психологические службы США построены на клиническом подходе. Есть немало исследовательских работ, в которых показано, что суицидальность и вооруженное насилие в школах напрямую связано с участием в буллинге в качестве жертвы.
Программа SAM – «Screen, Assess, Mediate» – нацелена на распознавание угрозы суицида, оценки степени рисков и попыток предупреждения суицидального поведения.
Работа психологов направлена на работу с депрессивными симптомами подростка-жертвы, в частности, над негативными когнитивными структурами (круги А.Бэка) и другими.
Работа психолога направлена на работу со школой (см. выше).
Приложение. Фрагмент из книги Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (М., Генезис, 1997).
Как строить конструктивное взаимодействие с «трудными» учениками Школьный План Действий (рекомендации учителю)
1) Ключевое понятие — конструктивное взаимодействие учителя с учеником. Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.
2) Эффективная коррекция поведения возможна лишь в том случае, если мы будем воздействовать на причину поведения. Мотив проступка важнее, чем само его содержание. В первую очередь нужно учитывать мотив, и лишь во вторую – то, что именно сделал ученик. Для этого необходимо:
1. Распознать истинную цель проступка.
2. В соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
3) Программа предполагает повышение квалификации педагогов и должна включать три вида навыков в соответствии с перечисленными пунктами. Обучение этим навыкам предполагает
- разработку методики точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе,
- анализ разнообразных приемов партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного каждой из четырех целях;
- важно, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников.
Новизна излагаемого нами подхода - в том, что она учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и направлять становление личности ученика.
Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником — говорит с ним или просто как-то на него реагирует, — он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы.
Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка:
Учительница (с раздражением): «Выйди вон из класса!»
Ученик: «Почему я?»
Учительница: «Потому что я так сказала».
В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух вещей: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и... более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:
• ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;
• свобода выбора — это готовность самому отвечать за его последствия.
Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность… В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.
Система программ по решению проблем дисциплины, мотивации и кооперации — это способ изменить поведение учеников и отношения в школе, невзирая на сильнодействующие внешние факторы и обстоятельства.
Разработка Школьного плана действий (ШПД) для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимают ваши проблемы или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но решать собственные воспитательные проблемы.
Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса.
Во-первых, выигрывает учитель. Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. «Эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) исчезает, на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по предлагаемой нами программе полезна в равной степени всем педагогам, от воспитателя детского сада до преподавателя старших классов школы. Базовые навыки взаимодействия учителей и учеников остаются неизменными, какого бы возраста ни были ваши питомцы (просто для учеников разного возраста вы используете разные приемы педагогического воздействия и разные способы повышения самоуважения).
Во-вторых, выигрывают ученики. Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному развитию, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.
В-третьих, становятся спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они часто берут ШПД за основу для коррекции собственных отношений со своим собственным ребенком.
Наконец, довольна и администрация школы. Для нее письменный ШПД — это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а также определять, когда учителю нужна помощь более опытного коллеги.
Ощутимыми критериями эффективности на первом этапе внедрения программы является
· повышение мотивации педагогического коллектива к совместному решению конфликтных ситуаций, связанных с поведением «трудных» учеников и родителей;
· использование все большим числом педагогов технологии ШПД,
· увеличение числа вопросов воспитания в повестке дня педагогических советов ) ОУ;
· повышение коммуникативной культуры учителей,
· повышение удовлетворенности педагогов атмосферой в собственной школе
Критерием эффективности на основном этапе внедрения программы является изменение поведения большей части детей в ОУ;
· действующие общественные организации (Общественный попечительский совет, Совет справедливости, совет авторитетов и т.д.)
· возросшая роль школьного самоуправления
· появление общественных инициатив со стороны учащихся (коучеры для младшей школы, другие социальные проекты) и др.;
· изменение атмосферы в школе: весь коллектив живет под девизом «У нас в школе все помогают всем».
Последнее замечание. Наша программа — не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом этой технологии являетесь вы сами как активно действующий образец партнерского отношения к людям. Успех программы зависит от вас и вашей веры в себя и в свой успех.
Итак, наблюдение и изложение в письменном виде проблемного поведения ученика — шаг №1 в составлении Школьного плана действий (ШПД). Успех дальнейшей деятельности учителя зависит от того, насколько аккуратно, конкретно и точно он опишет исходное поведение ученика — то, что педагогу хотелось бы исправить. Только объективный взгляд позволит ему правильно определить цель нарушения поведения (шаг № 2), выбрать соответствующее экстренное воздействие (шаг № 3) и выработать стратегию поддержки (шаг № 4). Все эти действия будут более эффективными, если учителю будут помогать коллеги-педагоги и родители учеников. Это требует организации особого взаимодействия с ними (шаг № 5).