Центр развития психологической службы
Центр развития психологической службы
С.В.Кривцова
Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию
Москва 2011
Оглавление
стр. | |
Введение. Что такое буллинг? Глава 1. Мифы и научные факты о буллинге | |
Глава 2. Психология участников буллинга: агрессоры, жертвы, зрители 2.1. Буллеры 2.2. Жертвы 2.3. Зрители | |
Глава 3. Философия школьной дисциплины. Подходы к решению проблем | |
Глава 4. Что может сделать школа? История постановки и решений вопросов дисциплины в системах образования России и США | |
4.1. Ответственность школы | |
4.2. Зарубежный и отечественный опыт | |
Приложения. Как строить конструктивное взаимодействие с «трудными» учениками Школьный План Действий (рекомендации учителю) | |
Практические рекомендации для развития позитивной атмосферы в школе | |
Заключение |
Введение. Что такое буллинг?
В «букете» негативных переживаний, которые испытывает современный российский учитель, особое место занимает чувство беспомощности перед лицом насилия. Речь не идет о выученной беспомощности, то есть, это чувство не приходит из детства, оно появилось относительно недавно. Беспомощность современного учителя - это не невротическое чувство. Как известно, невротические чувства не отражают реальность, а искажают ее одним и тем же устойчивым способом. Чувство беспомощности современного учителя, напротив, абсолютно адекватно отражает положение дел в школьном сообществе: каждый отдельный учитель в большей или меньшей степени чувствует на собственной «шкуре», что у него нет тыла перед лицом насилия, имеющего место в детских коллективах. Это происходит, потому что школа как организация не берет на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников, и в том числе, буллингу – травле одних учеников другими.Инициируется буллинг учениками, которые не понимают «по-хорошему», снова и снова нарушают правила, используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься. Выходки буллеров (так называют инициаторов буллинга) происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние как на «зрителей», так и на атмосферу в школе в целом. Что же касается жертв буллинга – учеными тех стран, где к этому явлению относятся с серьезностью, изучают его, накапливают данные и однозначно показывают, что именно травля (как правило, в форме отвержения) со стороны сверстников приводит к суициду среди подростков. Итак, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных признака буллинга. Буллинг разнообразен, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.
Насилие во взрослых коллективах (например, травля одного из учителей директором или кем-то из коллег при попустительстве директора) называется моббингом[1] (в других источниках - организационным буллингом).
Частота случаев буллинга в средней и старшей школе
Миф 4 – Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
Вот статистика изменений частоты встречаемости феномена буллинга по классам по данным Д.Оллвеуса.
Глава 2. Психология участников буллинга: агрессоры, жертвы, зрители
Буллеры
С точки зрения клинической понятно, что инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других. Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» - скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. И такое поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Сотни учителей подтверждают этот факт. Властолюбивые ученики делятся на активных и пассивных властолюбцев. Первые постоянно задевают не только одноклассников, но и учителя. Они снова и снова бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы его атакуют. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.
Пассивные властолюбцы корректно ведут себя с учителями, но самоутверждаются на сверстниках или младших ребятах. Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют учителя или сверсника перед аудиторией зрителей, и даже учителя чувствуют, что если они проиграют эту публичную схватку, то в глазах этих зрителей, или даже всей школы, останутся с ярлыком «Проигравший» до конца учебного года. А что же чувствует объект насмешек, провокаций или прямого хамства? Все те, кого властолюбец выбрал мишенью, всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.
Процентное соотношение детей, занимающихся буллингом по классам
Нужно отметить, что властолюбивые ученики вызывают много неприятных чувств и у самого учителя. Многие из них «сводят нас с ума» на уроках.
А) Одни из них постоянно недовольны, и выражают это недовольство громко и вслух. Учителя знают множество вариантов реплик на тему «Вы не можете заставить меня делать это. Анна Ивановна в 7 «Б» этого не требует. И я не буду делать».
Б) Другой вариант — ученики выдают «синдром адвоката». Эти дети не хамят, они разговаривают в вежливой и дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего «плохого» поведения. «Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось. Лучше я повторю формулы» или «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!» Их дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается. Повторные попытки приводят нас в замешательство, и мы быстро раздражаемся от их словесной акробатики.
В) Третьи не устраивают публичных сцен, но все равно делают то, что хотят, а не то, что требуется. Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. А затем делают то, что им захочется.
Г) Властолюбцы часто прикрываются хитрыми масками, например, проникновенно рассказывают учителю о своей лени, которая помешала сделать урок, и с которой ученик старается бороться, о болезнях, и постоянно происходящих ЧП. Искренность и самокритичность вкупе с жалостью обычно производят впечатление на большинство учителей. Если бы эти дети говорили правду, она была бы проста: «Ты для меня ничего не значишь со своими уроками, равно как плевать я хотел и на правила этой школы». У них много ловкости, поэтому напрямую они не рискуют высказываться, ускользая снова и снова, оставаясь при своем интересе.
Реакция учителя на властолюбивое поведение является важным маркером того, что перед нами потенциальный буллер. Есть два существенных признака, по которым легко определить, было ли то или иное поведение властолюбивым. Речь идет об эмоциях учителя и о его первом побуждении, импульсе. Первый признак — это такие чувства учителя ответ на «выходку», как гнев, негодование, замешательство из-за своей беспомощности или даже страх. Второй признак — это естественный импульс — немедленно прекратить выходку, возможно, даже с помощью физических действий, например, встряхнуть, ударить или схватить за ухо ученика, который так себя ведет.
Реакция ученика на воспитательное воздействие тоже красноречиво говорит о том, что перед нами – властолюбец. Когда мы пытаемся прекратить его выходку, ученик воодушевляется и идет на конфронтацию. «Ты мне ничего не можешь сделать!» — вот вызов, который вам бросают в лицо, даже если ничего не высказано вслух. Властолюбивые ученики спокойно наблюдают за тем, что вы делаете, и с некоторым даже любопытством ожидают, что вы будете делать дальше. Они обычно продолжают свое, пока не будут уверены, что все присутствующие (зрители) видели: они прекратили выходку не потому, что их вынудили, а только потому, что сами захотели.
Откуда все это берется? О развитии нарциссизма в современном обществе потребления написано очень много. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше. И здесь есть несколько причин.
Одна из них — современные социальные отношения. Если раньше отношения господства-подчинения были понятными и обоснованными экономически (муж содержал жену и был главой дома, наниматель мог уволить строптивого подчиненного), то сегодня все хотят равных прав. Эмансипация женщины и завоеванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребенка отчетливо и ясно. Четкость и определенность социальных ролей отсутствует. Раньше школьник должен был строго соответствовать своей подчиненной роли: хорошо учиться и быть послушным и вежливым, а учитель должен был быть строгим, но благожелательным судьей. Теперь все изменилось: роли заменены межличностными отношениями, и учитель интересуется такими вопросами, как «Что вы хотите?», «Что вы собираетесь делать?», «В чем вы нуждаетесь?». Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться.
Другая причина распространения властолюбивого поведения — мода на «сильную личность».
Сильная личность, непобедимый герой, которому никто и ничто не указ, борец — вот герои сегодняшнего дня. Дети и родители читают книги с названиями: «Как стать победителем», «Как достичь успеха и влиять на людей» и т.п. Учителя большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда — новая ценность: личностная сила.
Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самими собой, а в отношениях с окружающими. С таким наивно понятым самоутверждением сталкиваются в классе учителя и одноклассники. И учитель должен быть готов грамотно, профессионально отреагировать на выходки властолюбца и научить ученика различать истинную личностную силу и властолюбие. Если учитель научится это делать — атмосфера в классе будет способствовать росту этой личностной силы и свободы.
Ученики с властолюбивым поведением не обязательно становятся буллерами, но буллеры происходят именно из такой категории детей, поэтому они нуждаются в особой бдительности со стороны учителя. Они отличаются настойчивостью, хитростью и изобретательностью. Их отношения с жертвой можно представить как игру с кошкой и куском бумажки на веревочке. Они как бы подсовывают приманку, искушая ее. Они провоцируют, вы хотите схватить ее, и вам уже кажется, что удается это сделать, как они стремительно вырывают веревку, приводя вас в смущение и вызывая замешательство Такие ученики точно выбирают время, место и повод для своей борьбы за власть, подстерегая вас в те минуты, когда жертва расслаблена, и точно знают человеческие слабости. Совет учителю: попробуйте перестать ловить веревку. Вместо этого воспользуйтесь двумя принципами профилактики: 1) избегайте прямой конфронтации
2) позволяйте ученикам проявлять власть в рамках конструктивных проектов и руководить разрешенными способами.
Жертвы
Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Американские исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: и дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бу[4]рно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых.
Таблица. Последствия Буллинг-виктимизации, влияющие на состояние здоровья
Не подверженные буллингу (%) | Подверженные буллингу (%) | |
Головная боль | ||
Проблемы со сном | ||
Боль в животе | ||
Чувство напряженности | ||
Тревожность | ||
Чувство печали | ||
Умеренная депрессия | ||
Тяжелая депрессия |
Дети, подверженные буллингу виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов. В особенности это верно, когда дети подвергаются постоянному, настойчивому буллингу. В той же степени, в которой буллинг становится более хроническим или тяжелыми, хроническими или тяжелыми становятся проявления психотических симптомов (Schreier et al., 2009). Вспомним случай подростка Майкла Карниала, который напал с оружием в руках на свою школу в городе Падука, штат Кентукки. Он утверждал, что у него были психотические симптомы и возможно даже испытывал симптомы шизофренического типа (согласно апелляционным документам) во время нападения на школу, хотя он считался вменяемым для того, чтобы предстать перед судом. Карниал сказал, что он подвергался буллингу, перед тем как напасть на школу. Вполне возможно, что буллинг увеличил его психотические симптомы.
Последствия виктимизации оказывают негативное влияние на жизнь еще очень долгое время. Взрослые, которые были бывшими жертвами буллинга, имеют значительно более высокий уровень депрессии и более низкий уровнь самооценки, больше проблем с социальной изоляцией, социальной тревоженностью, одиночеством, беспокойством, и даже антисоциальным поведением (Olweus, 1993). Молодые люди заявляют, что они часто вспоминают и много думают о своем опыте буллинга, несмотря на то, что находятся вдали от мест, где происходил буллинг, и от людей, которые были в него вовлечены. В ходе опроса первокурсников колледжа (Duncan, 1999) примерно половина студентов заявила, что, в какое-то время в детстве они были жертвами буллинга, большинство заявило, что годы, проведенные в средней школе, были наихудшими в этом смысле. 46% этих студентов продолжают помнить и думать о своем опыте жертвы. Последствия для жертв, которые в детстве были подвержены буллингу, могут выйти даже за пределы юношеского возраста. Датское исследование группы мужчин, родившихся в 1953 году (Lund et al., 2008) показало, что взрослые мужчины, которые помнят, как их травили в школе, значительно чаще обнаруживали диагноз депрессия в среднем возрасте (в возрасте 31-51) и симптомы тяжелой депрессии в возрасте 51» (B.Losey, 2011).
Зрители
Самое худшее в буллинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. Почему?
1) Буллинг заразителен;
2) В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми;
3) Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все;
4) Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются (Цит. по Olweus Bullying Prevention Program, US (2011)).
Школа имеет собственную ответственность за развитие личности ребенка, отличную от ответственности родителей. Школа отвечает за все, что ребенок делает и переживает в ее стенах. Школа отвечает за установление рабочего контакта с родителями ребенка. Учитель, а не ребенок отвечает за качество взаимодействия в системе «учитель-ученик». Весь коллектив педагогов отвечает за то, что происходит с детьми в стенах школы.
Эти ценности остаются бесполезным сотрясением воздуха, если они не закреплены в управленческих решениях и правилах школы, если они не становятся частью организационной культуры.
Цели на уровне Школы
I. Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходится с буллингом(улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе)
1. Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга.В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти и кому заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе также создается антибуллинговый комитет.
2. Повышение квалификации администрации по созданию позитивного климата в школе.
Школьная атмосфера (климат) определяется через чувства (позитивные или негативные), всех участников образовательного процесса – детей и взрослых – по поводу окружающей обстановки, насколько она психологически комфортная, безопасная и поддерживающая. Школьная атмосфера рассматривается в двух аспектах: как формирующая у ребенка чувство принадлежности, связанности с этой школой и чувство собственной ценности и важности. Первый аспект связан с участным воздействием: ребенок нужен и участвует в самых разных проектах, поэтому он рад быть членом большой школьной команды. Второй аспект – участие школы в его судьбе, простраивании его перспектив на будущее, поддержки его успехов, как академических, так и социальных.
Привлечение общественности
1. Приведение правил школы в соответствие с государственными и федеральными законами
2. Использование средств массовой информации для рассказа общественности о попытках буллинга и проделанной по предотвращению работе
3. Выступление в поддержку сокращения насилия в школе
4. Поощрение создания сообщества тех неравнодушных людей, которые против буллинга: священников, общественных организаций, полиции, политических партий и т.д.
Таблица 1. Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. |
Зрительный контакт | |
Становитесь рядом. | |
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. | |
Посылайте секретный знак. | |
Посылайте письменные замечания. | |
Используйте «Я-высказывание». | |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. |
Доведите до предела демонстративную выходку | |
Весь класс присоединяется к выходке. | |
«Разрешенная квота». | |
Неожиданное поведение | Выключите свет. |
Издайте музыкальный звук. | |
Говорите тихим голосом. | |
Измените голос. | |
Говорите со стеной (или с портретом). | |
Временно прекратите вести урок. | |
Отвлечение внимания ученика | Задавайте прямые вопросы. |
Попросите об одолжении. | |
Измените деятельность. | |
Обращение внимание класса на примеры хорошего поведения | Благодарите учеников. |
Пишите имена примерных учеников на доске. | |
Пересаживания учеников | Меняйте учеников местами. |
«Стул размышлений». |
3.2.2. Методические приемы в случае, если мотив – власть или месть
Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и... уверенность в своих педагогических способностях.
Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. И мы как педагоги чувствуем, что для нас поиск эффективных действий — дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться мирно выходить самим и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Результаты сторицей окупят усилия.
Попробуем представить, как происходит извержение вулкана. Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.
Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» — когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение — неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия — разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.
На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные способы поведения:
• стадия «глухих раскатов» — ищите изящный уход от конфликта,
• стадия «взрыва и извержения лавы» — используйте технику удаления,
• стадия разрешения — установите санкции, сделайте выводы.
Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода» на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе. Но иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва и извержения Если это случилось, используейте технику «удаления» (изоляции ученика от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обоим, и учителю, и ученику, успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения). Удаление (изоляция) — это также время, когда можно научить ученика в будущем делать более подходящий выбор.
Таблица 2. Обобщение методических приемов эффективного воздействия на ученика, мотив поведения которого власть или месть
Стратегии | Техники |
Ищите «изящный уход» | Признайте власть ученика |
Уберите зрителей | |
Перенесите обсуждение вопроса | |
Назначьте специальное время для обсуждения вопроса | |
Соглашайтесь с учеником | |
Меняйте тему | |
Используйте удаление | Удаление в пределах классной комнаты |
Удаление в другой класс | |
Удаление в специальное помещение | |
Изоляция в кабинете школьной администрации | |
Удаление с применением силы | |
Устанавливайте санкции | Лишение ученика права |
свободно распоряжаться своим временем | |
Лишение права | |
пользования предметами | |
Лишение доступа в различные помещения школы | |
Встреча с администрацией школы | |
Информирование родителей | |
Возмещение учеником убытков: | |
Починка, ремонт предметов, вещей. | |
Возмещение убытков |
3.3. Формы организации учебно-воспитательного процесса для решения проблем мотивации, дисциплины и кооперации
При встрече с мотивом «Избегание неудачи» методы твердого поведения неэффективны. Для преодоления поведения, направленного на избегание неудачи, в рамках данной технологии применяются следующие формы организации учебно-воспитательного процесса.
Мы уже отмечали, что учитель часто вообще не замечает учеников с поведением, направленным на избегание неудачи, так как они фактически не мешают проводить урока: не заводят класс, не обращают на себя внимания, не шумят и не перебивают. Они вообще «не»: ничего не делают и надеются, что мы этого не замечаем. Из сказанного в предыдущей главе, однако, понятно, что базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом - они не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть:
· не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения,
· не чувствуют себя нужными — не состоятельны в совместной деятельности,
· не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.
Наш первый шаг — помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения — ведущей деятельности школьников.
Техники педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы в восемь групп:
1) изменение методов объяснения учебного материала,
2) коррекция требований – обучение в один момент времени только чему-то одному,
3) введение дополнительных методов обучения,
4) обучение такого рода детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают,
5) формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением,
6) формирование у учеников веры в успех,
7) концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах,
8) помощь ученикам в «материализации» своих достижений.
Первые четыре техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние – универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.
Формирование веры в успех
Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:
• Замечайте любые улучшения.
• Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность
• Раскрывайте ученикам их сильные стороны.
• Демонстрируйте веру в учеников.
• Признавайте трудность ваших заданий.
• Устанавливайте ограничения во времени на задания.
Таблица 3. Формы организации учебно-воспитательного процесса при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи
Стратегии | Техники |
Изменение методов объяснения Коррекция требований | Использование осязаемого материала и компьютерных программ для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному. Обучение в один момент времени чему-то одному |
Введение дополнительных методов обучения | Дополнительная помощь от учителя. |
Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции. | |
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности | Классные плакаты с «заклинаниями-девизами». |
Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я смогу» перед выполнением задания. | |
Отношение к ошибкам как к нормальным и нужным явлением | Рассказы о типичных ошибках. |
Демонстрация уважительного отношения к ошибкам как к попыткам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. | |
Формирование веры в успех | Подчеркивание любых улучшений. |
Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. | |
Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. | |
Демонстрация веры в своих учеников. | |
Признание трудности ваших заданий. | |
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах | Воспоминания о прошлых успехах. |
Помощь в «материализации» своего развития | Наклейки «Я могу». |
Альбомы достижений. | |
Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнам, завтрашнем. | |
Аплодисменты. | |
Награды и медали. | |
Выставки. Самопризнание. |
Практические рекомендации для развития позитивной атмосферы в школе
Далее мы опишем шесть правил поведения, позволяющего избегать конфронтации и снижать напряженность ситуации в классе. Представьте себе, что поведение, соответствующее тому или иному правилу, размещено на отрезке, один конец которого – полное соответствие правилу, а другой – полная ему противоположность.
Правило 1. Акцентируйте внимание на поведении ученика, а не на его личности.
Оказывайте ученикам поддержку. Существует пять составляющих поддержки: принятием, вниманием, уважением (признанием), одобрением, теплыми чувствами. «Как я смогу проявлять все это по отношению к ученику, которого я еле терплю?». Да, в начале, первый раз, эта процедура будет напоминать прием горького лекарства, но если вы хотите что-то сделать с надоевшей вам самим неприязнью, нужно продолжать поддерживающую стратегию. И вы увидите, что уже через считанные дни отношения между вами и нелюбимыми учениками изменятся к лучшему. Ученики станут воспринимать вас по-другому, чувствовать благодарность от осознания своей принадлежности к тому, что происходит в классе, и, возможно, возникнет более подходящее поведение в вашем присутствии. И вы в ответ почувствуете к ним что-то новое и хорошее.
По возможности действуйте уверенно. Как собака нападает на того, кто ее боится, так и юные мстители атакуют тех, в ком они замечают какую-либо слабину или растерянность. Поэтому необходимо вести себя уверенно. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что вы держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, мы можем начать в какой-то момент действительно чувствовать уверенность.
Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них. Опытные педагоги говорят, что мстительные ученики нуждаются не столько в нашей любви, сколько в постоянной заботе. Мы не можем любить всех, но показать им всем, что нам не безразлично то, что с ними случается, мы можем. Забота — это действие, а не чувства. Действия, в отличие от чувств, можно контролировать, даже если мы испытываем в это время что-то несоответствующее. Мы можем демонстрировать нашу заботу, чтобы помочь мстительным учащимся почувствовать себя достойными участниками школьного процесса.
Учите учеников пользоваться и управлять эмоциями. Вы очень поможете ученикам-мстителям, если научите их выражать эмоции безопасным способом. Тогда их разрушительные выходки начнут сходить на нет. Говорите вслух о чувствах учеников В ходе вспышки мстительного поведения спросите ученика, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?» Если ваша догадка окажется ошибочной, ученик обязательно поправит вас. Если он согласится, что вы правы, можно продолжить, попросив его рассказать о своих чувствах. Если мы находимся в ситуации, где обсуждение чувств не уместно, можно вспомнить о чувствах ученика позже, попросить его описать, что он тогда чувствовал.
Разговаривая с учеником о его чувствах, мы должны просто слушать и отмечать, что мы слышим, что именно он говорит. Избегайте советов и указаний на то, что ученик должен или не должен чувствовать, и не оценивайте его чувства как хорошие или плохие. Слушать без оценок и советов очень трудно. Но у нас ведь только один рот и два уха, значит мы должны слушать вдвое больше, чем говорить.
Итак, услышав, какие чувства испытывает ученик во время агрессивной вспышки, спросите его «Почему это так?»
Если вы уверенно ощущаете себя в ситуации, можете задать вопрос: «Что я делаю такого, что заставляет тебя чувствовать это?». Если ученик захочет отвечать, вы узнаете о себе, своем стиле общения и обучения много нового и интересного. Если нет — ничего страшного не случится. Не нужно обсуждать услышанные комментарии с учеником. Все, что мы можем сделать, это поблагодарить ученика за искренность и сказать, что подумаете над услышанным.
Создавайте условия для физического проявления эмоций. Некоторым ученикам очень полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия. Хорошо, когда в школе есть специальное место, где можно успокоиться, разминая руками глину или пластилин, или нанося серию ударов по боксерской груше.
Никакая программа педагогических воздействий не будет успешной, если она включает лишь оперативные действия, призванные прекратить нарушение поведения здесь и сейчас. Основа работы по проблемам дисциплины — это превентивные действия. А избежать нарушения поведения в будущем можно лишь одним способом — формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют, что соответствуют учебным требованиям, знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом и вносить свой особый вклад в классный коллектив, им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушения поведения.
Используя стратегии поддержки, помните, что многое здесь зависит от умения учителя быть доброжелательным. С учениками, которые не уверены в себе и боятся неудачи, нетрудно быть доброжелательными, так как они не мешают вести урок и не пытаются оскорблять учителя, не выводят его из себя. Гораздо сложнее иметь дело с властолюбцами и мстителями. Есть ученики, которым мы действительно хотим помочь. Но есть и «вредные» дети, к которым не так легко относиться доброжелательно, однако, они не меньше других нуждаются в поддержке. Более того, только наша поддержка может изменить наши сложные взаимоотношения. К счастью, техники поддержки не сложные, и времени они занимают немного.
Сколько поддержки нужно ученику?
Учителя часто спрашивают, сколько уважения, принятия, теплоты нужно давать ученику, чтобы не испортить его? Не избалуем ли мы учеников своим вниманием? Не избалуем. Ни вниманием, ни принятием, ни утверждением, ни признанием, ни своим<