ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УчебнОЙ ПРАКТИКИ НАБЛЮДЕНИЙ

(ПП.02.01)

ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

(заочная форма обучения)

Екатеринбург, 2014

Программа учебной практики наблюдений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО СОМЭПК

Разработчик:

Максимовская Т.Н. , преподаватель.

Рекомендована к утверждению Методическим советом СОМЭПК

Протокол № 1 от «17» сентября 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………..
2. результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………………………………………..  
4.условия реализации программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………        

Паспорт

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Область применения программы

Учебная практика наблюдений является составной частью профессионального модуля ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Учебная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.

Рабочая программа учебной практики наблюдений может быть использованав дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации, переподготовке и профессиональной подготовке по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» при наличии среднего (полного) общего образования без опыта работы.

1.2. Цели и задачи программы учебной практики – требования к результатам освоения профессионального модуля

Цель практики:формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в процессе наблюдения за организацией различных видов деятельности и общения детей.

Требования к результатам освоения учебной практики.

В результате прохождения учебной практики наблюдений по виду профессиональной деятельности «Организация различных видов деятельности и общения детей», предусмотренном ФГОС СПО, обучающийся должен:

иметь практический опыт:

-планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;

- организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);

-наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;

- ведения учебной документации.

уметь:

-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к организации разных видов музыкальной деятельности детей, проведению праздников и развлечений;

-анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

-оформлять педагогические разработки (сценарии праздников, развлечений).

знать:

-теоретические основы руководства разными видами музыкальной деятельности и общения детей.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики:

На освоение программы учебной практики наблюдений по виду профессиональной деятельности «Организация различных видов деятельности и общения детей» отводится36 часов.

Практика проводится концентрированно на II курсе обучения по специальности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Структура (тематический план) учебной практики наблюдений.

Код ПК Код и наименование ПМ, МДК Кол-во часов Виды работ Наименования тем Кол-во часов
  ПК 2.1 2.2 2.7   ОК 1-11   ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей   МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.   МДК02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.   МДК02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста       Участие в установочной конференции по организации и проведению практики наблюдений.   Участие в планировании различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей.   Педагогическое наблюдение и анализ: - организации различных видов деятельности детей в течение дня, - организации различных игр с детьми раннего и дошкольного возраста, - организации посильного труда и самообслуживания, - организации общения детей, - организации продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование), -организации праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста.   Ведение учебной документации.   Участие в итоговой конференции по результатам практики. Тема 1. Особенности организации и содержание практики наблюдений.  
Тема 2. Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей.  
Тема 3. Подведение итогов практики.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
  ВСЕГО часов  


Содержание учебной практики наблюдений.

Наименование профессионального модуля (ПМ), МДК и тем учебной практики Содержание учебного материала Объем часов ( с указанием их распределения по семестрам)   Уровень освоения
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей   18 часов 3семестр  
МДК 02.01; МДК 02.02; МДК 02.03  
Первый день Особенности организации и содержание практики наблюдений. - Установочная конференция. Ознакомление с целью, задачами и планом практики, с требованиями к отчетной документации, видами деятельности и обязанностями студентов на практике. Оформление дневника практики. Планирование деятельности на период учебной практики: составление индивидуального перспективного плана. Работа с литературой и другим источниками информации с целью выявления особенностей проведения наблюдения, анализа и самоанализа в рамках учебной практики. Изучение алгоритма наблюдения за различными видами деятельности и общением детей раннего и дошкольного возраста. Работа со схемами наблюдения: требования к заполнению. Инструктаж по ТБ. - Деятельность в дошкольной образовательной организации. Педагогическое наблюдение и анализ организации различных видов деятельности детей в течение дня. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в различных видах деятельности. Результаты деятельности детей. Постановка задач на очередной день практики. 1-2
Самостоятельная работа: Заполнение схемы наблюдения организации различных видов деятельности детей в течение дня. · Составление индивидуального КТП прохождения учебной практики наблюдений. · Самоанализ первого дня практики.
Второй день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей.   -Педагогическое наблюдение и анализ организации и проведения различных игр с дошкольниками в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе проведения различных игр с дошкольниками. Результаты деятельности детей. -Участие в планировании игровой деятельности и общения детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения различных игр с детьми раннего и дошкольного возраста. · Рекомендации по организации игровой деятельности в данной группе. · Самоанализ деятельности. 1-2
Третий день. Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей.   -Педагогическое наблюдение и анализ приемов организации и руководства посильным трудом и самообслуживанием. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации и руководства посильным трудом и самообслуживанием. Результаты деятельности детей -Участие в планировании трудовой деятельности и общения детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения посильного труда и самообслуживания. · Рекомендации по организации посильного труда и самообслуживания. · Самоанализ деятельности. 1-2
Четвертый день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей.     -Педагогическое наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации продуктивной деятельности дошкольников. Результаты деятельности детей -Участие в планировании продуктивной деятельности и общения детей. Самостоятельная работа · Заполнение схемы наблюдения организации продуктивной деятельности дошкольников. · Рекомендации по организации продуктивной деятельности дошкольников. · Самоанализ деятельности. 1-2
Пятый день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. Педагогическое наблюдение и анализ организации праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации праздников и развлечений. Результаты деятельности детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения организации праздников и развлечений. · Самоанализ деятельности. · Подготовка отчетной документации по результатам практики наблюдений. 1-2
Шестой день Подведение итогов практики наблюдений.   Участие в итоговой конференции: выступление - презентация результатов наблюдений за различными видами деятельности и общения детей.  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Требования к минимальному

Дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.–М.:Мозаика-Синтез, 2005.

2. Иванова, А. И. Сезонные наблюдения в детском саду [Текст] : методическое пособие / А. И. Иванова, В. Я. Михайленко. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

3. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощёкова. – Изд. 2-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

4. Куцакова, Л. В.Конструирование и художественный труд в детском саду

[Текст] / Л. В.Куцакова.– Сфера, 2009.

5. Пензулаева, Л. И.Физкультурные занятия в детском саду. [Текст] : конспекты занятий / Л. И. Пензулаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с.

Дополнительные источники:

1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Про

Интернет-ресурсы:

1. [email protected] Дошкольное воспитание

2. dohcolonoc.ru/ Дошколёнок.ру.

4.3. Общие требования к организации учебной практики

Учебная практика наблюдений проводится концентрированно преподавателями профессионального цикла в дошкольных образовательных организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области.

Данный вид практики предполагает формирование представлений об особенностях организации различных видов деятельности и общения детей в условиях дошкольного образования.

Прохождение практики подтверждается отчетом.

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе наблюдения занятий в дошкольных образовательных организациях.

Перечень форм отчетности: дневник, план проведения практики, примерная схема наблюдения за различными видами деятельности детей и их общения.

В результате освоения учебной практики наблюдений в рамках профессионального модуля обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Студенты, успешно прошедшие учебную практику, допускаются к производственной практике.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Формы и методы контроля и оценки
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике.
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике и ведение дневника практики.  
Анализировать процесс и результаты организации и проведения различных видов деятельности и общения детей.   Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике.
Результаты (освоенные общие компетенции) Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   Оценка на защите отчета по учебной практике.
Организовывать собственную деятель-ность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.   Накопительная оценка результатов деятельности в процессе освоения учебной практики.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Экспертная оценка информационных умений. Накопительная оценка за представленную информацию по производственной практике.
Использовать информационно -коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.   Оценка презентации на отчетной конференции
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Наблюдение и оценка развития личностно-профессиональных качеств обучающихся в процессе освоения учебной практики
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Наблюдение и оценка компетенции в процессе освоения учебной практики.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. Наблюдение и оценка компетенции в процессе освоения учебной практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Отчет по учебной практике представляет собой комплект материалов.

Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.

Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:

№ п/п Расположение материалов в отчете Примечание
1. Титульный лист дневника   Шаблон в приложении 1.
2. Дневник по практике Шаблон в приложении 2. Заполняется ежедневно.
3. План проведения практики   Шаблон в приложении 3. Составляется руководителем практики
4. Внутренняя опись документов, находящихся в отчете Шаблон в приложении 4.  

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ОТЧЕТА

1. Отчет пишется:

· от первого лица;

· оформляется на компьютере шрифтом TimesNewRoman;

· поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;

· отступ первой строки – 1 см;

· размер шрифта - 14;

· межстрочный интервал - 1,5;

· расположение номера страниц - сверху по центру;

· нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;

· верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.

2. Каждый отчет выполняется индивидуально.

3. Содержание отчета формируется в скоросшивателе.

Приложение 1

ШАБЛОН ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

____________________________________________________________________________________________

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический

педагогический колледж»

ДНЕВНИК

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

«Практики наблюдений по организации различных видов деятельности и общения детей»

По учебной практике

Таблица 1. Протокол наблюдения за организацией различных видов деятельности детей дошкольного возраста

Дата __________группа_______ возраст _________ вид деятельности___________________________темазанятия_______ воспитатель_______________________________________________________

Вид образовательной деятельности    
Содержание образовательной     деятельности    
Структура образовательной деятельности      
Методы и приемы работы воспитателя      
Предметно – развивающая образовательная среда    
Результаты деятельности детей      
Взаимодействие воспитателя и детей в различных видах деятельности      
Анализ образовательной деятельности воспитателя      
Коррекция деятельности воспитателя      

Таблица 2. Протокол организации игровой деятельности

Дата_______ возраст ________ группа ___________ воспитатель

Особенности игрового материала в данной возрастной группе и его расположение    
Тематика игр, их содержание, возникновение (организация взрослым или по инициативе детей), длительность, отношение детей к различным видам игр    
Как воспитатель готовится к проведению игровой деятельности?    
Ваши рекомендации по организации игровой деятельности в данной группе    

Приложение 3

ШАБЛОН ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

____________________________________________________________________________________________

План проведения практики

1 день Установочная конференция · Задачи практики · Виды деятельности студентов на практике · Ведение дневника практики · Подготовка студентов к практике · Обязанности практикантов Составление индивидуального КТП прохождения практики   2 день ·
3 день   4 день
5 день   · 6 день   · Итоговая конференция по результатам практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УчебнОЙ ПРАКТИКИ НАБЛЮДЕНИЙ

(ПП.02.01)

ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

(заочная форма обучения)

Екатеринбург, 2014

Программа учебной практики наблюдений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО СОМЭПК

Разработчик:

Максимовская Т.Н. , преподаватель.

Рекомендована к утверждению Методическим советом СОМЭПК

Протокол № 1 от «17» сентября 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………..
2. результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………………………………………..  
4.условия реализации программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………        

Паспорт

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Наши рекомендации