ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УчебнОЙ ПРАКТИКИ НАБЛЮДЕНИЙ
(ПП.02.01)
ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
(заочная форма обучения)
Екатеринбург, 2014
Программа учебной практики наблюдений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО СОМЭПК
Разработчик:
Максимовская Т.Н. , преподаватель.
Рекомендована к утверждению Методическим советом СОМЭПК
Протокол № 1 от «17» сентября 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………….. | |
2. результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………….. | |
4.условия реализации программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ… | |
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… |
Паспорт
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Учебная практика наблюдений является составной частью профессионального модуля ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Учебная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной практики наблюдений может быть использованав дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации, переподготовке и профессиональной подготовке по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» при наличии среднего (полного) общего образования без опыта работы.
1.2. Цели и задачи программы учебной практики – требования к результатам освоения профессионального модуля
Цель практики:формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в процессе наблюдения за организацией различных видов деятельности и общения детей.
Требования к результатам освоения учебной практики.
В результате прохождения учебной практики наблюдений по виду профессиональной деятельности «Организация различных видов деятельности и общения детей», предусмотренном ФГОС СПО, обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
- организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
-наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
- ведения учебной документации.
уметь:
-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к организации разных видов музыкальной деятельности детей, проведению праздников и развлечений;
-анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
-оформлять педагогические разработки (сценарии праздников, развлечений).
знать:
-теоретические основы руководства разными видами музыкальной деятельности и общения детей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики:
На освоение программы учебной практики наблюдений по виду профессиональной деятельности «Организация различных видов деятельности и общения детей» отводится36 часов.
Практика проводится концентрированно на II курсе обучения по специальности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Структура (тематический план) учебной практики наблюдений.
Код ПК | Код и наименование ПМ, МДК | Кол-во часов | Виды работ | Наименования тем | Кол-во часов |
ПК 2.1 2.2 2.7 ОК 1-11 | ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. МДК02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. МДК02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста | Участие в установочной конференции по организации и проведению практики наблюдений. Участие в планировании различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей. Педагогическое наблюдение и анализ: - организации различных видов деятельности детей в течение дня, - организации различных игр с детьми раннего и дошкольного возраста, - организации посильного труда и самообслуживания, - организации общения детей, - организации продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование), -организации праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста. Ведение учебной документации. Участие в итоговой конференции по результатам практики. | Тема 1. Особенности организации и содержание практики наблюдений. | ||
Тема 2. Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. | |||||
Тема 3. Подведение итогов практики. | |||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |||||
ВСЕГО часов |
Содержание учебной практики наблюдений.
Наименование профессионального модуля (ПМ), МДК и тем учебной практики | Содержание учебного материала | Объем часов ( с указанием их распределения по семестрам) | Уровень освоения |
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей | 18 часов 3семестр | ||
МДК 02.01; МДК 02.02; МДК 02.03 | |||
Первый день Особенности организации и содержание практики наблюдений. | - Установочная конференция. Ознакомление с целью, задачами и планом практики, с требованиями к отчетной документации, видами деятельности и обязанностями студентов на практике. Оформление дневника практики. Планирование деятельности на период учебной практики: составление индивидуального перспективного плана. Работа с литературой и другим источниками информации с целью выявления особенностей проведения наблюдения, анализа и самоанализа в рамках учебной практики. Изучение алгоритма наблюдения за различными видами деятельности и общением детей раннего и дошкольного возраста. Работа со схемами наблюдения: требования к заполнению. Инструктаж по ТБ. - Деятельность в дошкольной образовательной организации. Педагогическое наблюдение и анализ организации различных видов деятельности детей в течение дня. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в различных видах деятельности. Результаты деятельности детей. Постановка задач на очередной день практики. | 1-2 | |
Самостоятельная работа: Заполнение схемы наблюдения организации различных видов деятельности детей в течение дня. · Составление индивидуального КТП прохождения учебной практики наблюдений. · Самоанализ первого дня практики. | |||
Второй день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. | -Педагогическое наблюдение и анализ организации и проведения различных игр с дошкольниками в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе проведения различных игр с дошкольниками. Результаты деятельности детей. -Участие в планировании игровой деятельности и общения детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения различных игр с детьми раннего и дошкольного возраста. · Рекомендации по организации игровой деятельности в данной группе. · Самоанализ деятельности. | 1-2 | |
Третий день. Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. | -Педагогическое наблюдение и анализ приемов организации и руководства посильным трудом и самообслуживанием. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации и руководства посильным трудом и самообслуживанием. Результаты деятельности детей -Участие в планировании трудовой деятельности и общения детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения посильного труда и самообслуживания. · Рекомендации по организации посильного труда и самообслуживания. · Самоанализ деятельности. | 1-2 | |
Четвертый день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. | -Педагогическое наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации продуктивной деятельности дошкольников. Результаты деятельности детей -Участие в планировании продуктивной деятельности и общения детей. Самостоятельная работа · Заполнение схемы наблюдения организации продуктивной деятельности дошкольников. · Рекомендации по организации продуктивной деятельности дошкольников. · Самоанализ деятельности. | 1-2 | |
Пятый день Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей. | Педагогическое наблюдение и анализ организации праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста. Анализ взаимодействия воспитателя и детей в процессе организации праздников и развлечений. Результаты деятельности детей. Самостоятельная работа: · Заполнение схемы наблюдения организации праздников и развлечений. · Самоанализ деятельности. · Подготовка отчетной документации по результатам практики наблюдений. | 1-2 | |
Шестой день Подведение итогов практики наблюдений. | Участие в итоговой конференции: выступление - презентация результатов наблюдений за различными видами деятельности и общения детей. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Требования к минимальному
Дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.–М.:Мозаика-Синтез, 2005.
2. Иванова, А. И. Сезонные наблюдения в детском саду [Текст] : методическое пособие / А. И. Иванова, В. Я. Михайленко. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощёкова. – Изд. 2-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
4. Куцакова, Л. В.Конструирование и художественный труд в детском саду
[Текст] / Л. В.Куцакова.– Сфера, 2009.
5. Пензулаева, Л. И.Физкультурные занятия в детском саду. [Текст] : конспекты занятий / Л. И. Пензулаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с.
Дополнительные источники:
1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Про
Интернет-ресурсы:
1. [email protected] Дошкольное воспитание
2. dohcolonoc.ru/ Дошколёнок.ру.
4.3. Общие требования к организации учебной практики
Учебная практика наблюдений проводится концентрированно преподавателями профессионального цикла в дошкольных образовательных организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Данный вид практики предполагает формирование представлений об особенностях организации различных видов деятельности и общения детей в условиях дошкольного образования.
Прохождение практики подтверждается отчетом.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе наблюдения занятий в дошкольных образовательных организациях.
Перечень форм отчетности: дневник, план проведения практики, примерная схема наблюдения за различными видами деятельности детей и их общения.
В результате освоения учебной практики наблюдений в рамках профессионального модуля обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Студенты, успешно прошедшие учебную практику, допускаются к производственной практике.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Формы и методы контроля и оценки |
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. | Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике. |
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. | Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике и ведение дневника практики. |
Анализировать процесс и результаты организации и проведения различных видов деятельности и общения детей. | Накопительная оценка результатов выполнения практических работ на учебной практике. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Оценка на защите отчета по учебной практике. |
Организовывать собственную деятель-ность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Накопительная оценка результатов деятельности в процессе освоения учебной практики. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Экспертная оценка информационных умений. Накопительная оценка за представленную информацию по производственной практике. |
Использовать информационно -коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. | Оценка презентации на отчетной конференции |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Наблюдение и оценка развития личностно-профессиональных качеств обучающихся в процессе освоения учебной практики |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Наблюдение и оценка компетенции в процессе освоения учебной практики. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Наблюдение и оценка компетенции в процессе освоения учебной практики. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Отчет по учебной практике представляет собой комплект материалов.
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:
№ п/п | Расположение материалов в отчете | Примечание |
1. | Титульный лист дневника | Шаблон в приложении 1. |
2. | Дневник по практике | Шаблон в приложении 2. Заполняется ежедневно. |
3. | План проведения практики | Шаблон в приложении 3. Составляется руководителем практики |
4. | Внутренняя опись документов, находящихся в отчете | Шаблон в приложении 4. |
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ОТЧЕТА
1. Отчет пишется:
· от первого лица;
· оформляется на компьютере шрифтом TimesNewRoman;
· поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;
· отступ первой строки – 1 см;
· размер шрифта - 14;
· межстрочный интервал - 1,5;
· расположение номера страниц - сверху по центру;
· нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
· верхний колонтитул содержит ФИО, № группы, курс, дата составления отчета.
2. Каждый отчет выполняется индивидуально.
3. Содержание отчета формируется в скоросшивателе.
Приложение 1
ШАБЛОН ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
____________________________________________________________________________________________
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический
педагогический колледж»
ДНЕВНИК
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
«Практики наблюдений по организации различных видов деятельности и общения детей»
По учебной практике
Таблица 1. Протокол наблюдения за организацией различных видов деятельности детей дошкольного возраста
Дата __________группа_______ возраст _________ вид деятельности___________________________темазанятия_______ воспитатель_______________________________________________________
Вид образовательной деятельности | |
Содержание образовательной деятельности | |
Структура образовательной деятельности | |
Методы и приемы работы воспитателя | |
Предметно – развивающая образовательная среда | |
Результаты деятельности детей | |
Взаимодействие воспитателя и детей в различных видах деятельности | |
Анализ образовательной деятельности воспитателя | |
Коррекция деятельности воспитателя |
Таблица 2. Протокол организации игровой деятельности
Дата_______ возраст ________ группа ___________ воспитатель
Особенности игрового материала в данной возрастной группе и его расположение | |
Тематика игр, их содержание, возникновение (организация взрослым или по инициативе детей), длительность, отношение детей к различным видам игр | |
Как воспитатель готовится к проведению игровой деятельности? | |
Ваши рекомендации по организации игровой деятельности в данной группе |
Приложение 3
ШАБЛОН ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
____________________________________________________________________________________________
План проведения практики
1 день Установочная конференция · Задачи практики · Виды деятельности студентов на практике · Ведение дневника практики · Подготовка студентов к практике · Обязанности практикантов Составление индивидуального КТП прохождения практики | 2 день · |
3 день | 4 день |
5 день · | 6 день · Итоговая конференция по результатам практики |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УчебнОЙ ПРАКТИКИ НАБЛЮДЕНИЙ
(ПП.02.01)
ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
(заочная форма обучения)
Екатеринбург, 2014
Программа учебной практики наблюдений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО СОМЭПК
Разработчик:
Максимовская Т.Н. , преподаватель.
Рекомендована к утверждению Методическим советом СОМЭПК
Протокол № 1 от «17» сентября 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………….. | |
2. результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………….. | |
4.условия реализации программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ… | |
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… |
Паспорт
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ