Творчество в деятельности учителя
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера[20].
В широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих и даже всех людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов, чьи имена хорошо известны в образовании, – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Е. Н. Ильин и др. – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше. Но есть множество педагогов, которые известны в меньшей степени, но обладают тем же качеством, и в повседневном поиске творят свою неповторимую практику и самих себя как личность. Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
"Личность" часто понимают как нечто, присущее каждому человеку, по сути, отождествляя это понятие с понятием "индивидуальность". Считается, что личностью обладает каждый человек. Однако в современной психологии разводят понятия индивид и личность. Как отмечал выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев: "Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека".[21]
Другой выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов, различая понятия личность и индивид отмечал, что всякий человек есть индивид, но не всякий индивид личность. "Личностью обладает творчески ("свободно") и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни"[22]. У многих людей внешнее индивидуальное своеобразие не выступает в качестве их творческого дела. Стремление к внешней индивидуальности – это еще не показатель личности человека. Личностный уровень индивида, по В.В. Давыдову, обнаруживается прежде всего в творческом отношении к различным формам общественной жизни и уже через это – в творческом создании и самого себя. "…Личность" – это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия "личность" и "творчество" неотделимы друг от друга"[23]. С этой позиции учитель, переставший работать над собственным развитием и не участвующий в инновационной деятельности, обладает индивидуальностью и является субъектом педагогической деятельности (может быть весьма успешным), но личность в нем умерла. Человек, обладающий этим особым качеством, – быть личностью – всегда стремиться создать что-то непохожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность.
|
Какие качества делают человека творцом, а значит и личностью? Откуда берутся эти качества, являются ли они врожденными, или человек приобретает их в ходе своего развития? Все ли могут творить или это доступно только избранным? Ответы на эти вопросы стремились дать давно. В ранний период исследования творчества на основе изучения биографий, автобиографий, мемуаров выдающихся художников, ученых, изобретателей исследователи стремились выделить качества, присущие им всем и отличающие их от других людей. Результатом этой работы стал вывод, о том что важнейшая черта творца — непреодолимое стремление к самой творческой работе. В числе специфических качеств творческой личности также выделяли: напряженность внимания, большую впечатлительность, восприимчивость, интуицию, большую фантазию, дар предвидения, обширность знаний, стремление уйти от шаблона, оригинальность, инициативность, высокую самоорганизацию, большую работоспособность.
Более поздние исследования показали, что нет оснований полагать, будто способность творить дается Матерью-природой или Богом-отцом только избранным. Наоборот, есть основания утверждать, что творцом может быть каждый человек, стремящийся реализовать себя в своей деятельности и развивать свои деятельные способности. Важнейшая черта такого человека – стремление к созиданию нового и себя самого. Кроме того, такому человеку присущи: чувствительность к общественным потребностям в изменениях, способность формулировать альтернативы решений в проблемных ситуациях; способность подвергать сомнению то, что кажется очевидным; умение выделять главное; способность видеть перспективу; критичность суждений, отказ от ориентации на авторитеты; готовность к разумному риску; способность к обобщениям; способность видеть целое раньше частей и др. Со всеми этими качествами человек не рождается, а приобретает их в своей деятельности. Но для этого сама деятельность должна быть построена особым образом.
Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество учителя и учеников. От учителя требуется:
· побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
· сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
· побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;
· давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах;
· предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.[24]
Но деятельность учителя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и, если требуется, производить новые методы педагогической деятельности.
|