Понятия опытной работы и педагогического

Эксперимента

Чтобы улучшить что-то, нужно придумать, как это сделать, а затем проверить эту идею. Новая разработка останется лишь предположением, пока не пройдет проверку практикой. Однако далеко не всякая практическая реализация новшества может дать надежные основания для выводов о его результативности и эффективности, т.е. дать результаты, которые могли бы подтвердить или опровергнуть содержащееся в нем предположение. Чтобы быть способом проверки новшества, его практическая реализация должна быть особым образом построена.

Когда хотят проверить какую-либо разработку до принятия решения о ее внедрении в педагогическую систему школы, то проводят опытную апробацию новшества.

Опытную работу определяют как метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой[16]. Это может быть новый учебный план, новый режим учебных занятий,

Опытная работа – метод проверки конкретных новшеств путем введения их на небольшом участке учебно-воспитательного процесса с последующим анализом полученных результатов и принятием решения о внедрении данного новшества во всю педагогическую систему школы или его доработке, или отказе от него.
новый способ оценивания достижений учащихся, новый учебник и др. Опытную работу нередко отождествляют с экспериментом. Но хотя между ними много общего, эксперимент имеет существенное отличие, поскольку его цели состоят не только в том, чтобы ответить на вопрос: имеет ли смысл внедрять данное новшество в учебный процесс.

Эксперимент(от латинского experimentum– проба, опыт) понимается как общенаучный метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Основные особенности эксперимента как метода исследования состоят в следующем:

· всякий эксперимент осуществляется так, что исследователь, воздействуя на одни переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных;

· переменные, на которые воздействуют, (независимые переменные) и те, которые изменяют свои значения вследствие изменений первых (зависимые переменные), определяются операционально, т.е. для каждого из них определена процедура измерения;

· влияние на зависимые переменные каких-либо неконтролируемых факторов минимизировано (в идеале исключено);

· эксперимент воспроизводим, т.е. при создании тех же самых условий в другое время и другими экспериментаторами гарантировано получение тех же самых результатов;

· исключены какие-либо альтернативные правдоподобные объяснения наблюдавшихся в эксперименте эффектов.

В отличие от изучения явле­ний в естественных условиях посредством их наблюдения, эксперимент предполагает искусственное создание ситуаций, в которых будут возникать интересующие исследователя явления. Поэтому эксперимент обладает по сравнению с наблюдением существенными преимуществами (см. таблицу 9.1.).

Таблица 9.1

Сравнительная характеристика наблюдения и эксперимента1

Наблюдение Эксперимент
1. Исследователь изучает ситуа­цию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельно­сти человека. 1. Исследователь сам создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, не ожидая их появления в ходе естественной жизнедеятельности человека.
2. Исследователь не может актив­но вмешиваться в ход события или протекания психических про­цессов. 2. Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наб­людать за происходящими явления­ми.
  Продолжение таблицы
3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияю­щими на них факторами и усло­виями, которые он хотел бы изу­чить.   3. Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функцио­нальные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процес­сов.
4. Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. 4. Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процес­са или события, выявляет их количе­ственные характеристики.
5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. 5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах.
6. Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал 6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.


Исходя из общего понятия эксперимента, педагогический эксперимент можно, определить как метод, которым в контролируемых и управляемых условиях исследуются связи между явлениями действительности образовательной деятельности и обуславливающими их факторами.

Педагогический эксперимент – метод исследования, посредством которого изучаются связи между явлениями в образовательной деятельности и обуславливающими их факторами.
Особенности педагогического эксперимента состоят в том, что объектом экспериментирования в нем всегда являются люди. Если естественнонаучный эксперимент ведется с объектами, которые не могут произвольно строить свое поведение, то в

педагогическом эксперименте участвуют люди со своими интересами, характерами, суждениями, способные реагировать на внешние стимулы согласно своему отношению к ним и строить свое поведение в экспериментальной ситуации в зависимости от своего внутреннего состояния. Воздействия, которые экспериментатор оказывает на участвующих в нем людей, могут вызывать реакции, зависящие не только от относительно устойчивых качеств этих людей, но и от их ситуативного состояния (например, степени эмоционального возбуждения, желания представить себя в лучшем свете и т.п.)

Посредством эксперимента в педагогической деятельности могут решаться различные исследовательские задачи. Например, изучаться причины затруднений учащихся в решении каких-то типов учебных задач, или в освоении учебного материала; изучаться влияние санитарно-гигиенических условий на утомляемость учащихся на занятиях, влияние различных способов представления учебного материала на уровень его освоения, влияние тех или иных групп факторов на результат обучения и воспитания. Может так же исследоваться эффективность новых учебных программ, образовательных технологий и др.

Эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре пе­дагогического процесса и выбрать наилучшее (оптималь­ное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия эффективности новшеств.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента. Различают естественный и лабораторный эксперименты. В первом случае экспери­мент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Вначале экспериментатор наблюдает исходное состояние интересующих его характеристик учебного процесса. Затем он сам или учителя осуществляют изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого делается вывод об эффективности нововведений.

В случае лабораторного эксперимента в классе выделя­ется группа учеников. Исследователь проводит с ними специальные беседы, индивидуальное и групповое обучение и наб­людает за их эффективностью.

Выделяют так же констатирующий и формирующий эксперименты. В пер­вом случае педагог-исследователь экспериментальным пу­тем устанавливает только состояние изучаемой педагоги­ческой системы, констатирует факт связи между явлениями. Когда же педагог-исследователь приме­няет специальную систему мер, направленных на формиро­вание у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

В инновационной деятельности формирующий эксперимент играет основную роль. Такой эксперимент всегда связан с целенаправленными изменениями образовательной деятельности и оценкой их последствий.

В зависимости от типа эксперимента состав его компонентов может быть различным. Формирующий эксперимент предполагает объединение в нем следующих компонентов:

· исследователь (или группа исследователей);

· решаемая проблема;

· проект новой деятельности;

· цель эксперимента;

· гипотеза;

· план эксперимента;

· группа или группы испытуемых;

· методы проведения эксперимента;

· методы сбора, обработки и анализа данных эксперимента;

· выводы.

Наши рекомендации