Понятия опытной работы и педагогического
Эксперимента
Чтобы улучшить что-то, нужно придумать, как это сделать, а затем проверить эту идею. Новая разработка останется лишь предположением, пока не пройдет проверку практикой. Однако далеко не всякая практическая реализация новшества может дать надежные основания для выводов о его результативности и эффективности, т.е. дать результаты, которые могли бы подтвердить или опровергнуть содержащееся в нем предположение. Чтобы быть способом проверки новшества, его практическая реализация должна быть особым образом построена.
Когда хотят проверить какую-либо разработку до принятия решения о ее внедрении в педагогическую систему школы, то проводят опытную апробацию новшества.
Опытную работу определяют как метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой[16]. Это может быть новый учебный план, новый режим учебных занятий,
|
Эксперимент(от латинского experimentum– проба, опыт) понимается как общенаучный метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Основные особенности эксперимента как метода исследования состоят в следующем:
· всякий эксперимент осуществляется так, что исследователь, воздействуя на одни переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных;
· переменные, на которые воздействуют, (независимые переменные) и те, которые изменяют свои значения вследствие изменений первых (зависимые переменные), определяются операционально, т.е. для каждого из них определена процедура измерения;
· влияние на зависимые переменные каких-либо неконтролируемых факторов минимизировано (в идеале исключено);
· эксперимент воспроизводим, т.е. при создании тех же самых условий в другое время и другими экспериментаторами гарантировано получение тех же самых результатов;
· исключены какие-либо альтернативные правдоподобные объяснения наблюдавшихся в эксперименте эффектов.
В отличие от изучения явлений в естественных условиях посредством их наблюдения, эксперимент предполагает искусственное создание ситуаций, в которых будут возникать интересующие исследователя явления. Поэтому эксперимент обладает по сравнению с наблюдением существенными преимуществами (см. таблицу 9.1.).
Таблица 9.1
Сравнительная характеристика наблюдения и эксперимента1
Наблюдение | Эксперимент |
1. Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека. | 1. Исследователь сам создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, не ожидая их появления в ходе естественной жизнедеятельности человека. |
2. Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов. | 2. Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явлениями. |
Продолжение таблицы | |
3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить. | 3. Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов. |
4. Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. | 4. Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. |
5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. | 5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах. |
6. Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал | 6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал. |
Исходя из общего понятия эксперимента, педагогический эксперимент можно, определить как метод, которым в контролируемых и управляемых условиях исследуются связи между явлениями действительности образовательной деятельности и обуславливающими их факторами.
|
педагогическом эксперименте участвуют люди со своими интересами, характерами, суждениями, способные реагировать на внешние стимулы согласно своему отношению к ним и строить свое поведение в экспериментальной ситуации в зависимости от своего внутреннего состояния. Воздействия, которые экспериментатор оказывает на участвующих в нем людей, могут вызывать реакции, зависящие не только от относительно устойчивых качеств этих людей, но и от их ситуативного состояния (например, степени эмоционального возбуждения, желания представить себя в лучшем свете и т.п.)
Посредством эксперимента в педагогической деятельности могут решаться различные исследовательские задачи. Например, изучаться причины затруднений учащихся в решении каких-то типов учебных задач, или в освоении учебного материала; изучаться влияние санитарно-гигиенических условий на утомляемость учащихся на занятиях, влияние различных способов представления учебного материала на уровень его освоения, влияние тех или иных групп факторов на результат обучения и воспитания. Может так же исследоваться эффективность новых учебных программ, образовательных технологий и др.
Эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия эффективности новшеств.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента. Различают естественный и лабораторный эксперименты. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Вначале экспериментатор наблюдает исходное состояние интересующих его характеристик учебного процесса. Затем он сам или учителя осуществляют изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого делается вывод об эффективности нововведений.
В случае лабораторного эксперимента в классе выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними специальные беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.
Выделяют так же констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.
В инновационной деятельности формирующий эксперимент играет основную роль. Такой эксперимент всегда связан с целенаправленными изменениями образовательной деятельности и оценкой их последствий.
В зависимости от типа эксперимента состав его компонентов может быть различным. Формирующий эксперимент предполагает объединение в нем следующих компонентов:
· исследователь (или группа исследователей);
· решаемая проблема;
· проект новой деятельности;
· цель эксперимента;
· гипотеза;
· план эксперимента;
· группа или группы испытуемых;
· методы проведения эксперимента;
· методы сбора, обработки и анализа данных эксперимента;
· выводы.