Проектный подход к внедрению новшеств
Успех внедрения новшества во многом зависит от того, как ставятся цели, подбираются исполнители, как создаются условия для их совместной работы, как осуществляется процесс внедрения. Многочисленные неудачи с внедрением новшеств в самых различных сферах деятельности стимулировали поиск эффективных технологий и форм организации процесса внедрения. В результате этого сформировался проектный подход к внедрению.
Проекты разрабатываются и осуществляются в разных областях, где люди делают что-то новое. Создаются строительные проекты, включающие не только модели зданий или сооружений, но и проекты организации работ по их строительству, создаются издательские, продюсерские, космические и другие проекты. Проект – это особая форма организации деятельности. Особенности проекта как формы (способа) организации деятельности состоят:
· в четком определении целей (желаемых результатов);
· построении структуры подцелей;
· в формировании временных рабочих групп, перестающих существовать по завершении проекта;
· в применении специальных методов планирования действий;
· в применении специальных методов координации действий.
Проект имеет единичный жизненный цикл от постановки проблемы и формулирования общего замысла ее решения до реализации конкретно системы действий.
В таблице 8.1. приведены сравнительные характеристики проекта и регулярно воспроизводимого процесса.
Таблица 8.1.
Сравнительная характеристика проекта и регулярного процесса
Проект | Процесс |
1. Временный процесс: имеет единичный жизненный цикл | 1. Постоянный процесс: регулярно воспроизводятся одни и те же действия. |
2. Результат уникален для системы, в которой реализуется проект | 2. Результат одинаков ( с небольшими вариациями) при каждой реализации процесса |
3. Не существует стандартной организации исполнения проекта, для всякого проекта она создается | 3. Существующая регламентированная организация исполнения |
Форму организации внедрения новшеств в деятельность школы, реализующую идеи проектного подхода к решению проблем, будем называть внедренческим проектом.
|
последующих стадиях: формируется рабочая группа проекта, формулируется его общая цель и частные задачи, разрабатывается план график внедрения новшества, распределяются обязанности между участниками проекта и выполняются необходимые для реализации проекта действия.
Внедренческий проект должен включать в себя:
1) определение проблемы и обоснование ее актуальности;
2) внедряемое новшество;
3) определение общей цели проекта;
4) этапы реализации проекта, их сроки и ожидаемые результаты;
5) план-график реализации проекта;
6) состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;
7) необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;
8) способы и организацию контроля хода и результатов проекта;
Для того, чтобы внедренческий проект был эффективным, он должен осуществляться на основе определенных принципов. Принципы – это общие установки, определяющие, какой должна (или какой не должна) быть деятельность. Принципы как законы, их не выполнение влечет за собой негативные последствия. Например, кто-то может решить, что закона всемирного тяготения не существует, и захотеть, поднявшись на высоту, спрыгнуть и полететь. Последствия этого будут зависеть от высоты, с которой прыгают, но тело будет падать, а не взлетать независимо от того, что человек думает о законе Ньютона. Так же и с принципами. Ими можно не руководствоваться, но тогда следует ожидать неприятностей.
Число принципов никогда не может быть строго ограниченным, и по мере нашего познания, вырабатываются новые принципы, но всегда есть те, которые принимаются в качестве основных, базовых. Такие базовые принципы проектного подхода к внедрению новшеств мы и рассмотрим.
Принцип актуальности. Проект актуален, если он направлен на решение значимой для школы проблемы, т.е. если выбор новшества обоснован и связан с эффективностью деятельности школы, а не определяется какими-то малозначимыми факторами (например, модой).
Принцип преемственности. Всякое новшество внедряется в уже действующую педагогическую систему, построенную по определенному принципу. Кроме того, в каждом педагогическом коллективе складываются свои нормы, правила, представления, традиции, ломка которых очень болезненна. Принцип преемственности устанавливает требование эволюционности, а не революционности при проведении изменений в школе.
Принцип целенаправленности. Считается, что всякие действия людей целенаправленны, т.е. имеют определенную цель. В действительности это далеко не так. Во многих случаях цели бывают определены неконкретно. Например, когда говорят, что целью внедрения какого-то новшества является развитие мышления учащихся, но при этом не конкретизируют, какие именно качественные изменения в мышлении хотят получить, то это плохо поставленная цель. Нечеткость, абстрактность определения целей – один из наиболее распространенных недостатков практики внедрения новшеств. Но если образ желаемого результата "размыт", то невозможно разработать и структуру действий, которые бы вели к успеху нововведения.
Реализация принципа целенаправленностипредполагает четкий ответ на вопрос: "Какой результат ожидается получить благодаря применению данного новшества?". Он также предполагает определение критериев, с помощью которых будет устанавливаться соответствие цели проекта и его результата, а также то, что планируемые действия будут ориентированы именно на достижение этого результата. Нередки случаи, когда декларируется желаемый результат, а действия, которые планируется осуществить, в принципе, не позволяют его получить.
Принцип системности. Этот принцип требует, чтобы реализуемый проект, независимо от его масштаба, во-первых, обеспечивал органичное включение новшества в образовательную систему школы и не вызывал в ней деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивал полноту и согласованность действий, необходимых для получения желаемого результата.
Потенциально эффективное на каком-то участке новшество может не вписываться в существующую образовательную систему и вести к ее дезорганизации, потери целостности. Например, внедрение системы развивающего обучения в начальной школе, само по себе, весьма перспективное нововведение, может порождать множество напряжений при переходе учащихся из начальной в основную школу. Введение каких-то новых учебных программ может привести к перегрузке детей, повышению их утомляемости, росту числа пропусков занятий по причине заболеваний и, как следствие, ухудшению результатов образования. Принцип системности требует, чтобы внедряемое новшество было так включено в образовательную систему школы, чтобы она как целое улучшала, а не ухудшала свои характеристики.
В другом аспекте реализация принципа системности требует полноты состава и структуры действий, осуществляемых для достижения желаемых результатов внедрения новшества.
Принцип научности. Внедрение всякого новшества основано на предположении о том, что если изменить часть существующей в школе педагогической системы, то это приведет к желаемым улучшениям в результатах ее функционирования. Но что служит основанием для такого предположения? Нередко оказывается, что таким основанием является лишь вера разработчиков новшества. Но этого совершенно недостаточно. В основе всякого предположения о связи планируемых изменений и результатов должны лежать научные знания о связях между какими-то причинами и их следствиями. Реализация принципа научности предполагает, что основная идея каждого новшества соответствует научному знанию и опирается на него.
Принцип координации. Этот принцип устанавливает, что планы и действия каждого участника проекта или их целых групп должны быть согласованными с планами и действиями других.
Принцип участия. Этот принцип определяет, что внедрение новшества будет более эффективным, если в постановке целей, планировании, организации и контроле хода внедрения будут участвовать все исполнители проекта.
Из психологии известно, что люди прикладывают наибольшие усилия к достижению тех целей, которые они поставили перед собой сами. Цели, поставленные перед ними другими, – это не их цели. Они не мотивируют активность исполнителей. Участие в управлении проектом всех его исполнителей имеет, кроме того, следующие преимущества:
· каждый член группы понимает, как выполняемая им часть проекта отразится на результатах работы в целом;
· когда в разработке решений принимают участие все члены группы, решения бывают более рациональными;
· совместное принятие решений усиливает чувство причастности и ответственности за общие результаты;
· легче достигаются компромиссы между членами группы в затруднительных ситуациях.
Принцип ресурсной обеспеченности. Конечная цель нововведения не может быть достигнута, если школа не располагает необходимыми для этого финансовыми и материально-техническими ресурсами, и если участники проекта не обладают необходимой для его реализации компетенцией.
Принцип непрерывности планирования. Чаще всего планирование бывает не непрерывным. Однажды разработанный план продолжает существовать в неизменном виде, хотя реальный ход внедрения давно уже не соответствует запланированному. Из-за событий, которые не были и не могли быть предусмотрены, ни один план, как бы тщательно он ни был подготовлен, не выполняется так, как ожидалось. Поэтому существует необходимость в постоянном соотнесении реального хода работ с фактическим и в корректировке планов, если они перестают соответствовать действительности.
Принцип контролируемости. Для того, чтобы своевременно выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации проекта, и принимать необходимые для минимизации их негативного влияния меры, проект должен иметь специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот, ненормальном ходе проекта. Нужно также обеспечивать соответствующую периодичность контроля и принимать решения в случае возникновения нежелательных ситуаций.