Объект педагогической инноватики

При характеристике научных дисциплин принято различать их объект и предмет.

Объект – это область действительности, которую изучает данная научная дисциплина. Например, объектами изучения могут быть: космос, животный, растительный миры, общество, человек и др. Все, что есть в окружающем человека мире и в самом человеке, может быть объектом его познания. Но для того, чтобы какая-то часть действительности стала объектом исследования человека, о ней уже должно быть что-то известно, она должна "явиться" людям. Так, пока люди не знали о существовании излучения, названного ими впоследствии рентгеновским, оно не могло стать объектом изучения.

Чтобы изучать какую-либо действительность, нужно представить ее как объект исследования в виде текстов, схем, графиков или каких-то других форм, т. е. построить образ изучаемой действительности. Очевидно, что этот образ по мере накопления новых знаний будет меняться. Наши представления об окружающем мире сегодня сильно отличаются от тех, которые существовали двести и даже сто лет назад.

На рисунке 1 показано отношение между изучаемой действительностью и ее представлением в качестве объекта исследования.

Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru

Исследователь

Объект педагогической инноватики - student2.ru

Картина мира в представлении Образ объекта изучения

Объект педагогической инноватики - student2.ru исследователей

Объект педагогической инноватики - student2.ru

Объект педагогической инноватики - student2.ru Объект педагогической инноватики - student2.ru

 
  Объект педагогической инноватики - student2.ru

Действительность

(мир, как он есть)

Рис. 1. Отношение между объектом научного изучения и действительностью

Объект познания – это та реальность, на добывание нового знания о которой направлена активность познающего субъекта. Но в методологическом смысле объект исследования означает не просто внешнюю реальность, а реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах наукой"1.

Объект исследования - означает не просто внешнюю реальность, а реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах. Например, эволюция органического мира как реальность насчитывает многие миллионы лет, а объектом науки она стала лишь, начиная с ближайших предшественников Ч. Дарвина Превращение реальности или какого-то ее фрагмента в объект научного исследования не происходит автоматически. Всякий раз этот процесс тесно связан с выдвижением определенной исследовательской задачи, научной проблемы. Корректность и точность постановки научной проблемы и правильность выделения объекта изучения определяется адекватностью средств исследования. К ним относятся понятия, при помощи которых расчленяется объект изучения и формулируется исследовательская проблема, а также принципы и методы изучения объекта, различные технические средства исследования. ______________________________________________ Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: "Наука", 1978




Действительность, которую изучает педагогическая инноватика — это процессы развития практики образования за счет создания и введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих компонентов на более совершенные. Исходя из этого, объект педагогической инноватики можно определить как деятельность, обеспечивающую движение новшеств в образовательных системах и повышение за счет этого эффективности этих систем.

Объектпедагогической инноватики — процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах.
Процесс движения всякого новшества (инновационный процесс) начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса (выявления проблемы). Эту функцию выполня-

ют субъекты инновационной деятельности.

Проблема – это такая ситуация в деятельности, когда есть потребность в чем-то, но нет предмета, способного ее удовлетворить, т.е. существует несоответствие (разрыв) между тем, "что требуется", и тем, "что есть". Например, может быть установлено, что стандарты образования устарели и нужно разработать новые или же выявлено что содержание учебных программ по предмету А устарело и требуется привести его в соответствие с современным уровнем научного знания. Может быть также выявлена необходимость введения в учебные планы образовательных учреждений каких-то новых программ, которых в нем ранее не было, и это означает, что их нужно разработать. Приведенные примеры относятся к случаям выявления потребности достаточно крупных изменений в системе образования. Но необходимость изменений в своей деятельности может выявить каждый учитель, стремящийся к самосовершенствованию. Например, он может задаться вопросом: почему часть учащихся посредственно усваивают содержание учебной программы и решить, что это связано с какими-то недостатками в методике обучения.

Проблема – это ситуация в деятельности людей, характеризующаяся наличием разрыва между актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения    
Выявление потребности в изменениях запускает процесс создания новшеств. Разработка способов решения проблем (проектирование новшеств) может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и те-

ми, кто возьмется за это по собственной инициативе или по заказу.

Распространение новшества требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей.

Следующая стадия инновационного процесса – его внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.

На рисунке 2 дано общее представление объекта педагогической инноватики и его отношений с образовательной деятельностью.

 
  Объект педагогической инноватики - student2.ru

Рис. 2. Общая структура объекта педагогической инноватики

Наши рекомендации