Начала педагогической инноватики

Хуторской А. В.

Х986 Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. выс­ших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с. ISBN978-5-7695-6699-8

В учебном пособии изложены основы педагогической инноватики — науки о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в обра­зовании. Рассмотрены типы нововведений, специфика инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализа­ции педагогических новшеств на разных уровнях — от учебного предмета до модернизации образования в стране. Значительное внимание уделено практике нововведений, примерам конкретных педагогических иннова­ций.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагоги­ческим специальностям. Может быть полезно учителям-экспериментато­рам, организаторам инновационных образовательных процессов.

УДК 37.013(075.8) ББК 74.03(2)я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Хуторской А. В., 2008

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-6699-8 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обучение подвержено изменениям не менее, чем другие сфе­ры жизни и деятельности человека. В предложенной книге мы бу­дем рассматривать изменения в обучении, которые происходят в результате создания и внедрения педагогических новшеств — но­вых идей, принципов, технологий, методик, средств обучения.

Новаторство и традиции - две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для класси­фикации обществ на традиционные и современные. В традицион­ных обществах традиция господствует над новаторством. В совре­менных - новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.

Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называет­ся педагогической инноватикой.

Это молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х гг., когда возникло движение учителей-новаторов. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становле­ния и эмпирического поиска.

В последние годы растет внимание ученых к инновациям в об­разовании. Ежегодно по вопросам, связанным с инновациями в образовании, защищается более 30 диссертаций.

Нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогиче­скими инновациями, получены исчерпывающие ответы и выяв­ленные проблемы имеют научно аргументированные решения. Педагогическая инноватика находится в состоянии научной раз­работки и построения. «На развитие наук, значительно более про­стых, нежели педагогика, уходили столетия, - говорил

Г. П. Щедровицкий и добавлял: - Педагогическая наука, хотя бы в своих основах, должна быть построена в два-три десятилетия. Но это возможно только в том случае, если мы по-новому отнесемся к самой задаче»1.

Поиск новых подходов к построению педагогической инноватики - одна из задач данной книги. Это тот случай, когда научная

1 Щедровицкий Г. П., Розин В.М., Алексеев И. Г., Непомнящая Н.И. Педагогика и логика. — М., 1992. — С. 66.

область еще не достигла своего завершающего построения, но уже необходима в качестве предмета изучения. Особенностью книги является подход, в котором обучение и исследование соединяют­ся воедино.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением является процесс вне­дрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны. В учебном пособии дано обоснование типологии педагогических нововведе­ний, рассмотрены специфика и закономерности развития ново­введений, выявлены и проанализированы факторы, способству­ющие и препятствующие нововведениям.

В книге приведены примеры педагогических нововведений в отечественном образовании: 12-летнее обучение в школе, новые образовательные стандарты, профильный компонент общего сред­него образования, единый госэкзамен.

Педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть освоены без надлежащей организации. Инициаторы нововведений неизбежно сталкиваются с проблема­ми, порождаемыми нововведениями, и вынуждены искать пути их решения.

Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат являются средством анализа, обоснования и проектирования мо­дернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального процесса оставляют желать лучшего. Такие новшества, как образовательные стандарты, новая структура школы, профиль­ный компонент общего среднего образования, единый госэкза­мен, до сих пор не проработаны в педагогической науке. Вопро­сам, связанным с научным обоснованием глобальных нововведе­ний в общем среднем образовании, принципов и технологий про­ектирования широкомасштабного педагогического эксперимента, посвящена отдельная глава данного пособия. В ней дан анализ ряда педагогических новшеств, включенных в «Концепцию модерни­зации российского образования на период до 2010 года».

В книге представлены не только теоретические конструкты пе­дагогической инноватики. Объектом осмысления выступают два типа инновационных феноменов в их единстве: педагогическая инноватика и инновационная практика (обучение, воспитание, подготовка кадров и др.). Мы будем анализировать, рассматривать и обосновывать инновационные процессы - как состоявшиеся, так и проектируемые. С этой целью в пособие включены гримеры педагогических нововведений из практики автора, приведен ме­тодологический анализ технологий и методик их проектирования, освоения и применения. Инновационная деятельность рассматри-

вается на различных уровнях: дидактических идей и концепций, учебного процесса, учебного курса, деятельности традиционных и инновационных школ.

В пособии уделено внимание обоснованию инноваций, отно­сящихся к дистанционной образовательной деятельности, при­менению телекоммуникационных технологий в обучении. Дистан­ционное обучение и образование сами по себе являются масштаб­ными нововведениями в отечественную систему образования. Пер­вым был советско-американский проект «Школьная электронная почта», участником которого был

А. В. Хуторской (автор настоя­щего пособия).

Особенное значение инновации приобретают в связи с плана­ми подключения всех отечественных школ к сети Интернет. От того, насколько обоснованными будут инновационные действия педагогов и руководителей школ, зависит эффективность исполь­зования возможностей глобальной сети.

Педагогическая инноватика находится в стадии становления. Возрастающая потребность в ее разработке очевидна как для пе­дагогической науки, так и для образовательной практики. Цель данной книги - внести посильный вклад в фундамент современ­ного обновляющегося образования и вооружить инновационны­ми способами деятельности людей, взгляд которых устремлен в будущее.

Гл а в а

Основные понятия педагогической инноватики

Новое, новизна

Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение по­нятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый».1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое но­вое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образователь­ной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения но­вого в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна — один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.

1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 358.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Новшество

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих поня­тий разными авторами оказываются различны.

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под нов­шеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «та­кое содержание возможных изменений педагогической действи­тельности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспи­тания»1.

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства»2.

В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и ново­введение - это тождественные понятия. Они рассматривают но­вовведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, став­шее из возможного действительным»3.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, тех­нологию или систему, то нововведением в этом случае будет про­цесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество — нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработан­ное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования

1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 31.

2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.

3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные по­нятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.

нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс опре­деляется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элемен­тов образовательного процесса; приспособление известной мето­дики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использова­ния известных педагогических средств для решения традицион­ных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действую­щей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения извест­ных педагогических проблем; создание и использование неизвест­ных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществ­ления образования. Педагогическое изобретение может быть ком­бинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой пе­дагогической задачи, приводящей к принципиальному обновле­нию образовательной системы в целом или существенному улуч­шению ее составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированно­го образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидак­тическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.

Инновация, нововведение

Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют но­вовведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятие «нововведение» будем считать синонимом понятия «инновация».

Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение1. Н.И.Лапин2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) ука­зывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и исполь­зование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Нововведение — это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) — органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.

А. И. Пригожиq3 считает, что нововведение выступает в каче­стве формы управляемого развития и есть такое целенаправлен­ное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, отно­сительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто ма­териальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Ново­введение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из од­ного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики — это создание, распространение разного типа новшеств.

Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-

1 Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.

2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Со­циальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.

3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.

теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов»1. Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятий­ный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из раз­ных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, эко­номики.

С позиций методологии педагогической инноватики нас инте­ресует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ори­ентированном и индивидуально-ориентированном. В организацион­но-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательно­му процессу, где два или более представления, идеи, объекта со­четаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Ин­новация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе описывается про­цесс, посредством которого некий социокультурный объект (нов­шество) становится частью набора образцов поведения индиви­дов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда осо­бым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы — индивид и инновация.

В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в ши­роком смысле это могут быть качественные и (или) количествен­ные изменения в различных сферах и элементах системы.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, науч­но-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный про­цесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,

1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в амери­канской социологии // Социс. — 1996. — № 5. — С. 117.

вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы1. Создание нового отрицает старое.

Инновация выражает философский принцип единства и борь­бы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с дру­гой — его реализация; творение нового и его последующее суще­ствование в реальной действительности.

Инноватика

Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая при­роду, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.

В трактовке А. И. Субетто2 инноватика как наука включает про­гностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в

развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).

Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответ­ствующим областям знаний и деятельности — экономике, менед­жменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуника­ции, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные де­ловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,

1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27

2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm

новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями при­влекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.

Инновационные процессы активно изучаются в области эко­номики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее опре­деление: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отме­тим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инно­вация начинается с нового взгляда, с допущения новой возмож­ности»1.

К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие техно­логические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реа­лизацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлет­ворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноо­сферы, укреплению обороноспособности страны.

Спрос на инновации свидетельствует об общественном при­знании интеллектуальной и производственной деятельности ши­рокого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенно­стями инноваций являются высокая неопределенность в достиже­нии желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Но­визна потребительских свойств технических процессов как това­ров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же

1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3.

недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововве­дения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведе­ния-процессы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности — распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых

методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.

Инновационная идея

В инноватике инновационной идеей называется заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, ад­министраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится вы­работке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показываю­щие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проек­тирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии ин­новационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и пред­ложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его доста­точно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.

В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сфор­мированное на основе интуитивной догадки и эмпирических дан­ных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процес­са, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посред­ством нескольких разных решений с сочетанием различных тех­нологических признаков.

Инновационная программа

Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-

онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руко­водство, централизованное по функциям стратегического плани­рования, финансирования, мониторинга, координации, право­вого обеспечения.

Примерами инновационной программы могут быть: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.

Сформировать и реализовать инновационную программу мо­жет только крупное объединение организаций, регион или мега­полис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосудар­ственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в об­ласти образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управлен­цев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина по­нимается как система базовых положений, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-

дарства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в обществе; согласовывается с законодатель­ной и исполнительной властью; фиксируется в виде обязательно­го для исполнения акта; затем ведется мониторинг исполнения, коррекция запланированных действий.

Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образо­вания в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.

В определенной степени роль инновационной доктрины вы­полняет «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»1, в которой изложены новые социальные тре­бования к системе российского образования. Например: «Разви­вающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятель­но принимать ответственные решения в ситуации выбора, про­гнозируя их возможные последствия, способны к сотрудниче­ству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивно­стью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации рос­сийского образования исчезла из поля зрения Министерства об­разования и науки РФ, которое стало ориентироваться на при­оритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-техниче­ские задачи.

Педагогическая инновация

Инновация, как уже отмечалось, означает обновление, новин­ку, изменение. Педагогическая инновация — это изменение, на­правленное на улучшение развития, воспитания и обучения школь­ников. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».

Содержание понятия «педагогическая инновация» находится в стадии становления и имеет неоднозначное толкование у разных ученых. Например, Н.Р. Юсуфбекова считает, что содержание педагогических инноваций включает три блока понятий и идей.

В первом блоке раскрываются особенности создания пе­дагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р.

Во втором блоке исследуются проблемы восприятия, оцен­ки и освоения педагогическим сообществом возникающих нов­шеств.

В третьем блоке обобщаются данные о применении но­вого в образовании.

П. Г. Щедровицкий1 считает, что понятие «инновация» в системе отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.

1. Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х гг. прошлого века, когда возникло движе­ние педагогов-новаторов.

2. Внедрение и распространение уже давно разработанных пе­дагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, система В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина).

3. Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в школах, которые занимаются инновационной деятельностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие противоречия.

4. Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых шансовых, информационных, социокультурных структур и ме­ханизмов.

5. Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса. Таким образом, понятие «педагогическая инновация» пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов. Между тем термин «педагогическая инновация» введен в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инноватика

Под педагогической инноватикой чаще всего понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и испол

Наши рекомендации