Как возникла педагогическая инноватика?
Опыт развития образования в середине XX - начале XXI в.в. отчетливо показал необходимость научного обеспечения этих процессов. Выявившиеся проблемы с обеспечением их эффективности, рождали множество вопросов.
· Почему проводимые реформы образования не приводят к желаемым результатам?
· Почему одни новшества распространяются быстро, а другие остаются невостребованными, хотя они объективно полезны?
· Почему одни и те же новшества, внедряемые в разных образовательных учреждениях, дают очень разные результаты?
· Почему одни образовательные учреждения и педагоги активно ищут новое и стремятся учиться, а другие ведут себя пассивно и не хотят отказываться от того, что уже морально устарело?
· Как оценивать новшества, чтобы не ошибиться в выборе?
· Почему возникает сопротивление нововведениям?
· Как преодолевать такое сопротивление?
· Что и как нужно делать, для того чтобы осуществляемые изменения были эффективными?
Эти и другие вопросы приобретали все более важное значение. Однако в большинстве случаев обнаруживалось, что дать достаточно обоснованные ответы на них невозможно, поскольку для этого нет соответствующих знаний. Чтобы такие знания появились, нужно было проводить специальные исследования и разработки.
Потребность в знаниях о том, как сделать эффективными процессы изменений, еще раньше, чем в образовании, была осознана в сфере экономики. Возросшая конкуренция между фирмами требовала интенсификации их обновления для получения преимущества в конкурентной борьбе. Одним из следствий этого стало усиление внимания к изучению проблем обеспечения эффективности изменений. Основоположниками новой научной дисциплины, получившей название инноватика считают немецких ученых В. Зомбарта и В. Метчерлиха, а также австрийского экономиста Й. Шумпетера.
Исследователи отмечают, что обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явились результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.
Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды.
Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам ХХ века наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью1.
Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась задача обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. В последующем круг задач значительно расширился. Стали исследоваться процессы оценки педагогических новшеств, их внедрения, педагогическое творчество учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, управление процессами изменений, препятствия на пути распространения и освоения педагогических новшеств и др. По мере расширения и углубления исследований процессов изменений в образовании все более актуализировалась потребность в интеграции получаемых знаний и их обобщении. Это стало началом оформления новой научной дисциплины, получившей название педагогическая инноватика.
Исходные понятия педагогической инноватики
Как и всякая научная дисциплина педагогическая инноватика имеет свой объектом и специфический предмет исследования. Но чтобы определить их нужно иметь некоторые начальные понятия. Для педагогической инноватики ими служат понятия новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность.
Новшество. Новый учебный план, новый учебник, новая организация занятий, новые средства обучения. Слова новый, новшество применительно к образованию в целом и к работе образовательных учреждений мы слышим все чаще. Но какой смысл вкладывается в эти слова. Можно ли назвать новшеством технологию обучения, которую используют уже десятки или даже сотни школ и которую освоили в школе № Х? Если нет, то следует ли употреблять термин новшество только лишь тогда, когда что-то появляется впервые. Например, новшеством был первый автомобиль, первый телевизор, а остальные были лишь его улучшенными вариантами, то есть модернизациями?
Инноватика сравнительно молодая научная дисциплина, поэтому значения многих понятий в ней еще не устоялись. Понятие новшество, нередко трактуется как изменение, но не всякое, а, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования.
На первый взгляд такая трактовка кажется привлекательной, однако при внимательном рассмотрении обнаруживается, что в ней есть существенные противоречия. Изменение — это процесс. Должны ли мы понимать новшество как некий процесс? Вряд ли, иначе мы бы не говорили о процессе внедрения новшеств. Новшество здесь не то же самое, что процесс его внедрения. Конечно, говоря, что новшество — это изменение, можно понимать изменение не как процесс, а как результат. Мы говорим "произошло изменение в...". В этом случае новшество понимается как произошедшее изменение. Но что тогда означает выбрать новшество, спланировать внедрение новшества, внедрить новшество? Здесь новшество существует до того, как произошли реальные изменения. Выбор новшества возможен, если мы только еще собираемся что-то изменить. Если автор или группа авторов подготовили и издали новый учебник, то он является новым независимо от того, использовал ли его кто-то или еще нет.
|
боты. Оно – материализованная идея возможного улучшения результатов работы какой-либо образовательной системы. Произойдет ли такое улучшение в действительности, зависит от многих факторов. Существует много примеров, когда одно и то же новшество, внедренное в разных образовательных учреждениях, давало и положительные, и отрицательные результаты.
Из приведенного определения следует, что новшество понятие относительное. То, что для одной школы является новшеством, для другой — давно уже действующий в ней компонент. Но может оказаться и так, что новшество, пригодное для улучшения одной педагогической системы, в другой не может быть применено и потому для нее новшеством не является. Например, какой-то учебник, новый для традиционной начальной школы, не будет таковым для начальной школы, работающей по системе Монтессори, или системе развивающего обучения Эльконина—Давыдова.
Нововведение (инновация). Новшество – это потенциально возможное изменение. А что такое уже произошедшее изменение? Его называют нововведением и определяют как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое1. В качестве синонимичного нововведению используется термин инновация (лат. in - в, novus - новый). Но есть и иные трактовки понятия инновация.
Так ее определяют как идею, цель или практическую деятельность, воспринимаемые индивидом как нечто новое. В такой трактовке инновация это процесс, имеющий жизненный цикл от зарождения идеи и создания новшества до его широкого распространения. При таком понимании возникает проблема разведения понятий инновация и инновационный процесс2.
Некоторые авторы определяют педагогические инновации как специфическую форму передового опыта и отождествляют их с радикальными новшествами. Специфичность инноваций связывают с тем, что, во-первых, они всегда содержат новое решение актуальной проблемы, во-вторых, с тем, что использование инноваций приводит к качественно новым результатам, в-третьих, с тем, что внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы1. Нововведение при этом определяют, как процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций. Здесь инновация = радикальному новшеству и различается от нововведения.
В еще одной трактовке новшество определяется как введение нового в образовательно-воспитательную работу. Термин "новшество" связывается с понятием "модернизация". Под инновацией же понимается принципиально новое образование (иной, иновидный подход), новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип учебного заведения или управления образованием2. Здесь различают инновацию и новшество не как процесс и средство, а по степени их новизны: абсолютная и относительная.
В дальнейшем нововведение и инновация будут пониматься как тождественные понятия. Их различение по степени радикальности логически не обоснованно. Радикальность изменений всегда относительна. Понятия же должны различаться качественными признаками, а не по степени выраженности того или иного признака. То же самое относится и к различению понятий инновация и новшество по степени новизны.
Нововведение (инновация) – это изменение образовательной системы, но не любое, а целенаправленно осуществляемое с целью повышения ее эффективности в целом или каких-то ее частей. Это изменение осуществляется посредством внедрения (освоения ) новшества. Новшество представляет собой потенциально возможное нововведение. В то же время, нововведение – это новшество, но уже включенное в соответст-
|
бя. Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество.
Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. Но перед тем, как стать предметом внедрения, новшество кем-то и когда-то производится. Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Процессы создания, распространения и внедрения (освоения) новшеств образуют целостный инновационный процесс.
|
тельность. Ее можно определить как целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Изменения могут происходить стихийно, например, может уволиться кто-то из учителей, или часть учеников может перейти в другую школу, но инновации – это всегда целенаправленные изменения, осуществляемые людьми как субъектами преобразующей деятельности.