Обеспечение доступности для инвалидов социального обслуживания
Право инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, на получение медицинских и бытовых услуг[147] предусматривает возможность получения услуг в учреждениях социального обслуживания в стационарной или полустационарной форме.
При получении инвалидами услуг в стационарной или полустационарной форме установлены требования, направленные на обеспечение доступности этих услуг.[148]
Организация социального обслуживания должна обеспечить инвалиду возможность иметь сопровождающего как при передвижении по территории организации социального обслуживания, так и при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Инвалиду должна быть обеспечена возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении.
Инвалид должен иметь доступ к размещенному в организации социального обслуживания оборудованию и носителям информации.
В организациях социального обслуживания должно осуществляться дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, организации социального обслуживания и их территории должны быть оснащены знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. На территории организации социального обслуживания должно осуществляться дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами.
Организации социального обслуживания должны обеспечить допуск тифлосурдопереводчика, сурдопереводчика и собак-проводников к инвалидам, нуждающимся в соответствующей помощи.
В организации социального обслуживания должно осуществляться информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода).
В организации социального обслуживания должна быть обеспечена возможность для оказания иных видов посторонней помощи.
Установленные на уровне закона требования, обеспечивающие для инвалидов доступность учреждений социального обслуживания и предоставляемых ими услуг, конкретизированы в специальных правилах. Специальные правила, в основном, носят добровольный для применения характер, как и документы, в которых они сконцентрированы – своды правил.
В то же время наибольший уровень доступности гарантирует именно соблюдение предписаний различных сводов правил.
Так, специализированные жилые дома для малоподвижных групп населения (включая инвалидов) должны быть расположены так, чтобы расстояние до торгово-бытовых предприятий, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м., а на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта, дома-интернаты для маломобильных граждан следует размещать на жилой территории населенных мест[149].
Приспособление зданий к потребностям малоподвижных групп населения осуществляют путем реконструкции или модернизации отдельных помещений и мест общего пользования с целью обеспечения полной доступности всех необходимых элементов среды и услуг для малоподвижных групп населения. При целевой реконструкции целесообразно производить:
- реконструкцию входов в здание с устройством пандусов, ликвидацией порогов, расширением дверных проемов, установку дверей с автоматическим открыванием и т.д.;
- оснащение лифтами и (или) подъемниками;
- обустройство коммуникационных путей информационными и техническими средствами вспоможения (поручнями, визуальными и тактильными элементами, звуковыми сигнализаторами и оповещателями, местами кратковременного отдыха и т.п.);
- перепланировку секций или отдельных мест пансионатного проживания и модернизацию их инженерного оборудования;
- установку аварийного освещения, автоматической подсветки отдельных зон (на присутствие), сенсорных регуляторов освещенности и т.п.;
- модернизацию систем кондиционирования и отопления помещений;
- устройство летних помещений (террас, балконов или лоджий, эксплуатируемых кровель);
- модернизацию благоустройства территории учреждений, (стоянки пожарных и эвакуационных машин, а также малых архитектурных форм, освещения, дорожных покрытий, газонов, ограждений)[150].
При перепланировке может быть создана специальная общественная приемная, расположенная вблизи от доступного для малоподвижных групп населения входа. В непосредственной близости от такой приемной должны быть расположены туалеты, приспособленные для пользования всеми категориями малоподвижных групп населения. В непосредственной близости от приемной предусматривают зону ожидания приема с местом для ознакомления с документами и оформления документов, а также стационарными (или откидными, при необходимости) стульями. В приемных или в зонах ожидания приема находятся наушники усиления звука, компенсационные устройства усиления звука или другое оборудование, обеспечивающее возможность работы с посетителями, имеющими нарушения функций слуха и зрения.
В учреждении устанавливают не менее одного текстофона для работы с абонентами, имеющими нарушение функций слуха.
Для предотвращения травматизма граждан, пользующихся учреждениями социального обслуживания, предусматривается:
- у наружных входов для пациентов и посетителей не должно быть устройств, способных нанести травму (двери с вращающимися полотнами, турникеты и т.п.);
- входные двери должны быть остеклены небьющимся стеклом, что позволит увидеть инвалида, идущего (едущего) навстречу;
- на входных дверях должны быть установлены противоударные полосы на высоту до 0,3 м на уровне ног инвалида на кресле-коляске;
- в палатных отделениях и на маршрутах, связывающих их с другими подразделениями, могут быть срезаны углы и установлены предупреждающие знаки.
Специальные требования установлены ко всем помещениям в учреждениях социального обслуживания, где постоянно или временно пребывают маломобильные группы населения[151], в том числе стационарные и полустационарные учреждения медицинского, социального и медико-социального обслуживания, связанные с уходом за немощными и хронически больными людьми:
- различные элементы оборудования (выключатели, розетки и др.) должны иметь контрастные цвета по отношению к фону, на котором они расположены;
- мебельная фурнитура (ручки, защелки и др.) должна применяться простым нажатием;
- место для лежания прикованных к постели лиц помимо специализированного мебельного оборудования должно быть оборудовано освещением, сигнализацией и устройствами дистанционного управления аудиовидеоаппаратурой, осветительными приборами, жалюзи, телефоном и др.;
- замкнутые пространства (например, кабина лифта), должны быть оборудованы экстренной двусторонней связью с диспетчером или дежурным, в том числе для лиц с дефектами слуха;
- запрещается использовать на входных крыльцах, в вестибюлях и в коридорах скользкие материалы для покрытия полов (мрамор, гранит, керамическую плитку и т.п.);
-участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь рифленую или контрастно окрашенную поверхность, могут быть установлены световые маячки;
- на лестницах и в коридорах устанавливаются двойные поручни на высоте 0,9 м, и 0,7 м от уровня пола. Поручни на лестницах должны быть с двух сторон, выступать по длине на 0,3 м по отношению к началу лестницы или пандуса. Край поручня должен быть загнутым или замкнутым в петлю, с поворотом вниз или к стене, он должен быть выполнен из дерева, иметь диаметр 3-6 см и отстоять от стены на 5-6 см. На поручнях перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей;
- кнопки управления лифтом, другими механизмами и приборами должны иметь рельефные обозначения, кабины лифта должны быть с откидными сиденьями;
- лестницы должны отвечать следующим требованиям: при перепаде отметок пола между помещениями менее 0,3 м безопаснее использовать не ступени, а пандусы с уклоном не более 8%; лестничные марши должны иметь не менее трех ступеней; лестницы должны быть преимущественно прямоугольными с поворотами под прямым углом, винтовых лестниц следует избегать; ступени не должны быть выдвинуты над подступенками более чем на 1,5 см.;
- двери должны отвечать следующим требованиям, обеспечивающим безопасность и доступность: двери помещений, граничащих с коридором, должны легко, без особых усилий, открываться внутрь (кроме помещений с числом пребывающих в них свыше 15 чел.); свободная ширина проема - не менее 1,1 м; стеклянные двери и перегородки должны иметь снизу (не ниже 1,2 м) непрозрачную полосу высотой не менее 0,1 м и шириной 0,2 м, а также маркировку на уровне глаз. В уборных, ванных и душевых комнатах не допускается открывание дверей внутрь помещений;
- коммуникационные пространства в пределах полосы движения должны быть свободны от выступающих элементов конструкций, встроенной мебели и др. Выступающим углам стен, встроенного оборудования и мебели следует придавать округленные формы с радиусом 7-10 см;
- при пользовании горячей водой целесообразно использовать смесители, автоматически устанавливающие нужную температуру воды, текущей из крана со стопором на отметке 37°С;
-санитарные узлы при помещениях общего назначения (в вестибюлях и местах ожидания амбулаторных, социальных и других учреждений) должны оборудоваться соответствующими опорами и поручнями около умывальника и унитаза. Поручни, штанги, умывальники, полки и другие приспособления в санузлах следует крепить к основным (несущим) конструкциям с расчетом на динамическую нагрузку 120 кгс;
- от уровня чистого пола до верха сиденья унитаза (с откидными подлокотниками, изготовленными из анодированного алюминия и выдерживающими нагрузку до 300 кг.) - не менее 0,5 м.;
- санитарные узлы, размещаемые при палатах и жилых помещениях, следует оборудовать умывальником и унитазом, специально приспособленными душами или сидячими ванными. При жилых комнатах и палатах гериатрических учреждений следует устанавливать душевую кабину, а не ванну. При ограниченной подвижности людей целесообразно использовать сидячие ванны с герметичной дверью или специальный подъемник (на 20-30 чел. - не менее одной ванны с подъемником или специальной душевой кабины для ослабленных и лежачих). Длина ванны не менее 170 см.;
- размеры санузлов для ослабленных и лежачих должны обеспечивать возможность принять душ на специальной кушетке (с помощью персонала) и быть не менее 1500x2000 мм. Рекомендуется использовать ручной душ с гибким шлангом на вертикальной стойке. В душевой кабине целесообразно предусматривать подставку (уступ) для мытья ног, полочку для мыла и мочалки, горизонтальный поручень на двух противоположных стенках кабины на высоте 1,2 м от пола и на расстоянии 7 см от плоскости стены, а под душевыми сетками - откидные сиденья. Пол ванной должен быть на одном уровне с полом помещения. На дне ванны и ступеньках - резиновый коврик;
-ванная и душевая комнаты должны быть оборудованы сигнализацией экстренного вызова;
- размеры помещения, в которых устанавливаются ванны, должны быть не менее чем 2,3x3,0 м, что обеспечивает трехсторонний обход ванны персоналом, подъезд к ванне каталки с больным или немощным, а также установку подъемника.
Реабилитационные услуги для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья оказываются в учреждениях государственной системы социальной защиты населения, в том числе в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационные центры являются учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, с нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии. Они предназначены для комплексной реабилитации детей в возрасте от 3 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются. Реабилитационные центры должны соответствовать следующим требованиям:[152]
- должны размещаться на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума;
-игровые площадки, прогулочные зоны, должны быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для подростков-инвалидов. Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий, вокруг площадок предусматривают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м.;
- для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра устраивают полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.;
- для сопровождающих взрослых, привозящих детей-инвалидов, а также временно проживающих с ними в реабилитационном центре и в гостинице при нем предусматривают автомобильные стоянки, и помещения для проживания отдельно от детей и подростков;
-входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается.
Если дома-интернаты общего типа психоневрологических для постоянного проживания маломобильных групп населения и инвалидов, лиц старшего возраста, нуждающихся в постоянной помощи, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также инвалидов I и II группы 18 лет не соответствуют требованиям принципа безбарьерной среды и доступности, то при их реконструкции и техническом перевооружении (как и при строительстве новых) должны быть выполнены следующие требования[153]:
-установить в вестибюлях домов-интернатов звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться инвалиды с недостатками зрения, и текстофонов для инвалидов с дефектами слуха;
-ширина пути движения на участке дома-интерната при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна составлять не менее 1,8 м.;
-установить тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей участка (бетонное покрытие или бетонные плитки, создающие ровную поверхность, при толщине швов между плитками не более 0,015 м.);
- предусмотреть удобные подъезды и подходы на территории земельного участка, транспортных проездах и пешеходных дорогах на пути к учреждению и объектам, посещаемым инвалидами, остановки общественного транспорта должны быть со стороны главного входа в дом-интернат;
-размер кабины лифта в домах-интернатах: по ширине - не менее 1,1 м, глубине - 1,4 м, ширина двери - не менее 0,9 м.;
- поручень перил с внутренней стороны должен быть непрерывным, по всей высоте лестницы, на верхней поверхности поручня перил следует предусматривать рельефные обозначения этажей;
- при всех наружных входах в здания домов-интернатов предусмотреть тамбуры глубиной не менее 1,5 м и шириной 2,2 м.;
- ширина пути движения внутри здания (в коридорах, помещениях, галереях) в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 м; при встречном движении - 1,8 м., ширина прохода в помещении с оборудованием и мебелью - не менее 1,2 м., ширина балконов и лоджий - не менее 1,4 м в свету, ширина коридора или перехода в другое здание - не менее 2 м.;
- подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° - не менее 1,2 м.;
-лоджии и балконы должны быть глубиной не менее 1,4 м., при разнице отметок пола жилого помещения и балкона (лоджии) не более 0,02 м.;
- в уборных общего пользования необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех (ширина - 1,65 м, глубина - 1,8 м.). В кабине рядом с унитазом предусматривают пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
Здания домов-интернатов (далее - дома-интернаты) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и умственно отсталых с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет) должны обеспечивать следующие требования доступности:[154]
- оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов - 1-2 этажа, при стесненных условиях - до 4 этажей. При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами, в том числе и коечными;
- следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:6;
- в зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам: лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа; дети до 6 лет с физическими недостатками - не выше второго этажа.
Глава 15
Обеспечение доступности для инвалидов общего образования
В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.[155] В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий.
Общие положения.
Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.
Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.