Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:
· забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
· взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
· взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов
уманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.
В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:
· в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;
· обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
· необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
· для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;
· в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
· одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.
Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.
Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225]. Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.
Профессиональное образование, в связи с этим, имеет не только социальнуюи экономическую направленность, но и глубоко личностную природу. Будучи направленным на группы людей, оно осваивается индивидуально. Как бы педагогический коллектив или отдельные его представители ни хотели передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным лишь на основе личностного стремления к цели, к получению образования и профессии, а такое стремление невозможно себе представить без опоры учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях на основные принципы гуманистической педагогики.
Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти своё отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условия является разработка системы управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитии творческого компонента.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
В процессе профессионального образования также является необходимым учёт основных положений гуманистической педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, но и поставить в его центр личность учащегося и опираться на неё, как на отправную точку всего процесса профессионального образования.
13.Основные положения гуманистической педагогики.
Основные положения гуманистической педагогики и психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью, человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное, творческое существо. Гуманистическая педагогика и психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».
14.Сущность понятия «образование». Образование как ценность,процесс,система и результат.
Образование представляет собой сложный социокультурный феномен, исследованием которого занимаются разные науки. Оно выступает в 2 аспектах: как социальное явление и явление культуры.
Как социальное. Образование рассматривается как неотъемлемая сторона жизни любого общества и всех индивидов без исключения. Человечество не может развиваться без передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. Сначала этот процесс протекал как естественный. Затем появились люди, которые профессионально занимались обучением и воспитанием, и учебные заведения, государство начало определять цели и характер образования. В результате образование приобрело общественную функцию и стало особой сферой социальной жизни.
Как явление культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности, а также образование – фундамент дальнейшего развития культурной жизни общества.
Образование – средство развития личности, свободное и творческое создание человеком своего образа, определяющего значение его деятельности во всех сферах жизни. Понятие «образование» используется в нескольких значениях как ценность, система, процесс и результат.
Как ценность может быть рассмотрено как личный, общественный и государственный капитал. В процессе образования последующие поколения усваивают все те духовные богатства, которые выработали предыдущие.
Как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровней, направленных на достижение целей образования. Основные элементы образования как системы, имеющей госуд. статус: системы ДО, общего среднего образования, проф.-технического, среднего спец., высшего, послевузовского, дополнительного.
Как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменения её состояния за конкретный период времени, взаимодействуют воспитание и обучение, деятельность педагога и обучаемого.
Как результат фиксирует факт достижения образовательных целей. Образовательные цели – определённые ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство в настоящее время и в ближайшем будущем. Результатом образования выступает сформированное и проявляемое качество – образованность человека.
14.Сущность понятия образования
Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности.
Образование –(в соответствии с З Р.Ф. «Об образовании»
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Цели образования, (точно также как и требуемый им уровень знаний) м.б. различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, гуманитарное, политическое и др.)
По мнению Бориса Семеновича Гершунского можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки этого понятия:
Образование как ценность
Образование как система
Образование как процесс
Образование как результат
Образованность- грамотность доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Она предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Образованность - категория, характеризующая личностные образовательные приобретения.
15 есть. 15.Личностно ориентированное образование:культурологический и компетентностный подход.
Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. В его основе лежит принцип культуросообразности образования. Образование заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения другому. В рамках данного подхода необходимо изменяются и личностные позиции участников пед. процесса – ученика и учителя. В процессе образования происходит взаимодействие равноправных личностей, каждая из которых располагает достаточными возможностями для продуктивного и содержательного диалога. Человекосозидающим началом в процессе обучения является учитель. Многие классики педагогики и общественные деятели считали, что личностное воздействие педагога на «молодую душу» является наиглавнейшим.
Компетентностный подход обусловлен главным изменением в обществе – ускорением темпов развития общества. В результате школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому школа должна готовить учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как самостоятельность, мобильность, конструктивность и др. Он нацеливает на развитие у обучаемых не столько знаний и умений, сколько способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Главным результатом образования должна быть готовность и способность молодых людей, оканчивающих учреждения
образования, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
16.Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:
§ это целостнаясистема знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
§ это целенаправленноеобучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
§ это системасоциальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие:
§ воспитание;
§ социализация;
§ подготовка квалифицированных специалистов;
§ приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Критерии образованности
Образование — это результат обучения.
Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
Роль образования в жизни человека
Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.
С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).
С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.
Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.
Система образования
Курсы Института им. А.С. ПушкинаБесплатные курсы на портале «Образование на русском». Выбери курс и вперед!pushkininstitute.ruПерейтиСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойНавязчивое и надоелоСомнительного содержания или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто. |
Яндекс.Директ
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
Система образования включает:
§ дошкольные образовательные учреждения;
§ общеобразовательные учреждения;
§ образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
§ образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
§ негосударственные образовательные учреждения;
§ дополнительное образование.
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа.
Проблемы, стоящие перед управлением образованием:
§ низкая заработная плата преподавателей;
§ недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
§ нехватка кадров;
§ недостаточный профессиональный уровень образования;
§ недостаточный уровень общей культуры.
Структура образования
Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделитьобразовательные учреждения (школы, колледжи, университеты),социальные группы (учителя, студенты, учащиеся),учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.
Образовательные ступени
Образование | |||||||
Дошкольное | Общее | Профессиональное | |||||
Начальное | Основное | Среднее | Начальное | Среднее | Высшее | Послевузовское | |
Ясли, Детский сад | 1-4-е классы школы | 5-9-е классы школы | 10-11-е классы школы | ПТУ. проф-лицей | Техникум, колледж | § Бакалавриат § Специалитет § Магистратура | § Аспирантура § Докторантура |
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
§ дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
§ самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
Поформам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
Содержание образования
Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Основные принципы формирования содержания школьного образования:
§ Гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
§ Научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
§ Последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
§ Историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
§ Систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
§ Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
§ Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
§ Доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.
Две подсистемы образования: обучение и воспитание
Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и методы. Причем под образованием, как правило, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы:обучение ивоспитание.
Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.
Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» вузком педагогическом смысле слова, как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 21).
Рис. 21. Две подсистемы образования
Это различение в системе образования выделил ужеПлатон,который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.
С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, какИ.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.
Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:
§ обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
§ обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
§ различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
§ обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.
Как отмечалГегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.
Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.
По выражениюК.Д. Ушинского, образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.
Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.
16.Понятие об образовании как системе,его структура.
Система (от греч. sistema) — это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Под системой образования понимается “совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений” [1,с. 143].В соответствии с Законом “Об образовании в Республике Беларусь” (1991 г.) в систему образования наряду с образовательными учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием (Министерство образования РБ, в городах и районах — управления (отделы) образования, в образовательных учреждениях — администрация, советы школ, педагогические советы).
Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и учреждений.
С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; индивидуально — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний, которыми овладевает обучающейся в той или иной предложенной форме, единому государственному образовательному стандарту. Создавать образовательные учреждения как компоненты единой образовательной системы во многих государствах, в том числе и в Беларуси, могут:
— органы государственной власти и местного самоуправления;
— отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы;
— отечественные и иностранные общественные и частные фонды (если их работа) не противоречит государственной политике страны);
— частные лица (граждане РБ и иностранные граждане).
17. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образованияосновываются на следующих принципах:
В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:
1.1. воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;
1.2. выпускник — лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
1.3. каникулы — плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования;
1.4. качество образования — соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы;
1.5. лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий;
1.6. образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;
1.7. образовательная деятельность — деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
1.8. образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования;
1.9. образовательный процесс — обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;
1.10. образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания;
1.11. обучающийся — лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;
1.12. обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;
1.13. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» — технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, специализаций, квалификации и соответствующие им первичные должности служащих (профессии рабочих) по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и является обязательным для применения при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
1.14. организация — заказчик кадров — организация, заявившая о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии или о подготовке научного работника высшей квалификации (специалиста, рабочего, служащего) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих;
1.15. получение образования — освоение содержания образовательной программы и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении;
1.16. получение образования на дому — организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ общего среднего образовани<