Б3.в.дв.10.1 психологическая служба в
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Б3.в.дВ.10.1 психологиЧЕСКАЯ СЛУЖБА В
ОБРАЗОВАНИИ
_____________________________________________________________________________________
индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Направление подготовки/специальность 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование
Направленность (профиль) Психология образования
наименование направленности (профиля)
бакалавр
Квалификация (степень) выпускника
Краснодар
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Психологическая служба в образовании»
Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент
«___»______ 2016 г
Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии
«___»______ 2016 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор
Согласовано:
Председатель УМС факультета ______________________
«___»______ 2016 г
Экспертиза проведена
Паспорт фонда оценочных средств
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психологическая служба в образовании».
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену, контрольной работе.
Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования
Изучение дисциплины «Психологическая служба в образовании» направлено на формирование следующих компетенций:
№ п.п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ПКПП-2 | готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | методами и технологиями, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |
ПКПП-4 | способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий | виды рефлексивных приемов | применять различные виды рефлексивных приемов е | технологиями рефлексивной практики в психолого-педагогической деятельности | |
ОПК-7 | готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе | нормативные документы и предметные области | использовать знание нормативных документов и знание предметной области в просветительской работе | знаниями нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе | |
ОПК-8 | способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики | принципы профессиональной этики | ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи | компетенциями, направленными на понимание высокой социальной значимости профессии | |
ПКСП-1 | способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями | типы нарушенного развития | организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с ОВЗ | методами и приемами организации совместной и индивидуальной деятельности детей с ОВЗ |
Этапы формирования компетенций
№ раздела, темы | Раздел дисциплины, темы* | Виды работ | Код компетенции | |
аудиторная | СРС | |||
Психологическая служба в системе образования | Т | М | ОПК-7 | |
Деятельность практического психолога образования | Т | Д | ПКПП-2 ПКПП-4 ОПК-7 ОПК-8 ПКСП-1 | |
Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования | Т | К | ОПК-7 | |
Практический психолог как профессионал и как личность | Т | Э | ПКПП-2 ПКПП-4 ОПК-8 ПКСП-1 |
*Наименования разделов, тем, модулей соответствуют рабочей программе дисциплины.
2. Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания
Вопросы для доклада
1. История психологической службы образования в России.
2. Предмет и задачи школьной психологической службы. Место службы практической психологии в системе образования.
3. Практический психолог как специалист образования. Должностные обязанности педагога-психолога.
4. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении.
5. Основные направления деятельности психолога образовательных учреждений.
6. Формы работы психолога образовательных учреждений.
7. Этические проблемы работы психолога. Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования.
8. Этические стандарты психолога. Современные требования к психологу. Личностные качества, несовместимые с работой психолога.
9. Основные типы психологов. Психограмма профессии психолога. Модель необходимых знаний, умений и профессионально важных качеств.
10. История создания психологических центров. Современное положение и тенденции развития.
11. Вопросы взаимодействия ППМС-центров с образовательными учреждениями и социальными институтами. Эффективность работы и качество услуг ППМС-центров.
12. Понятие о ПМПк, его цели и задачи. Виды ПМПк.
13. Тенденции развития образования России на современном этапе. Место педагога-психолога в современном образовании.
14. Определение функций психолога образования: нормы и проблемы.
15. Трудности адаптации молодого специалиста
16. Профессиональный и правовой статус педагога-психолога в России. Возможности повышения статуса практических психологов.
17. Ответственность, права и обязанности психолога как работника психологической службы.
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ОПК-7, ОПК-8
Вопросы для коллоквиума
1. Документация психологической службы.
2. Документы отчета и учета работы.
3. Документы анализа деятельности.
4. Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога.
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством:
Темы для эссе
1. Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со временем становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей карьеры страдали таким безотчетным страхом и застенчивостью.(Дейл Карнеги)
2. Если здесь (в искусстве взаимоотношений между людьми) и есть какой-либо секрет успеха, то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.(Генри Форд)
3. Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит (Генри Форд)
4. Приглашение зависеть и согласие зависеть - это хореография двух любящих и доверяющих друг другу людей.(Гордон Ньюфелд)
5. Вопрос о миссии психотерапии – это, в первую очередь, вопрос о постижении ею самое себя и своего предназначения (Виктор Каган)
6. Ты – это задача. Ни одного ученика кругом.(Франц Кафка)
7. Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми.(Теодор Рузвельт)
8. Мы редко устаём, занимаясь чем-то интересным и увлекательным.(Дейл Карнеги)
9. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это выбор правильного умонастроения.(Дейл Карнеги)
10. Дела говорят громче слов, а улыбка несёт послание: ты мне нравишься, ты делаешь меня счастливей, я рад тебя видеть! (Дейл Карнеги)
11. Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.(Абрахам Маслоу)
12. Самоактуализация - это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста .(Абрахам Маслоу)
13. Самоактуализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей (Абрахам Маслоу)
14. Жизнь - это процесс постоянного выбора (Абрахам Маслоу)
15. Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть (Абрахам Маслоу)
.
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ОПК-8
3.4 Темы для моделирования
1. Психологическая служба ВУЗа: цели, задачи, особенности, проблемы (Разработка моделей психологической службы ВУЗа).
2. Модели деятельности школьного психолога.
3. Модели деятельности педагога-психолога ДОО.
4. Модель психологического сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации
5. Модель психологического сопровождения одаренных детей
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-2, ПКСП-1
Задание.
8. Опишите специфику возраста ребенка.
9. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.
10. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.
11. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).
12. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).
Кейс-стади 13. Конфликт «ребенк-ребенок».
Описание случая.
Девочка Аня, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Родители гордятся дочерью.
Перед очередным выступлением во время игры стремится руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться. Возникает ссора, в процессе которой девочки обзывают друг друга. Одна из них расплакалась остальные, идут за помощью к воспитательнице с жалобой на Аню.
Воспитатель рекомендовала родителям Ани обратиться к психологу по причине проявления вербальной агрессии девочки, не умение ладить со сверстницами.
Родители возмущены таким обвинениям в адрес дочери. Однако к психологу все же обратились. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возник конфликт, и дала рекомендации, как взаимодействовать с воспитателем, чтобы вернуть его расположение к дочери. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы она опять нормально относилась к нашей дочери».
Задание.
1. Опишите возрастную специфику взаимоотношений ребенк-ребенок.
2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.
3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.
4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).
5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).
Кейс-стади 14. Детское воровство.
Описание случая.
Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.
- Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину.
- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.
- Сходи завтра к малышам и верни машинку.
- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.
- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.
- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться.
Ольга Петровна не знает, как быть? Она обратилась за консультацией к психологу.
Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема воровства, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы он больше так не делал. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он больше не брал чужое».
Задание.
1. Опишите возрастную специфику.
2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.
3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.
4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).
5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).
Кейс-стади 15. Школьная неуспеваемость.
Описание случая.
К педагогу-психологу обратилась учитель начальной школы по поводу того, что ученик е первого класса не усваивает учебный материал, на уроках отвлекается, может вместо выполнения заданий играть с машинкой или залезть под парту.
Кейс-стади 16. Суицидальное поведение.
Описание случая.
К педагогу-психологу обратилась ученица 8 класса. Она рассказала психологу, что ее подруга ученица этой же школы не однократно говорила ей о желании свести счеты с жизнью. Она не знает, как помочь подруге.
Кейс-стади 17. Нарушенное поведение.
Описание случая.
Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти «оптимальную» реакцию со стороны учителя.
Кейс-стади 18. Не характерное поведение.
Описание случая.
Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-м классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное.
Кейс-стади 19. Как помочь учителю воспитать рыцаря?
Описание случая.
Как не стыдно! – корит учитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина!
– Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся».
– Это же некрасиво – драться с девочкой.
– А что она первая лезет...
– Опять он свое! – сокрушается учитель.
– Она ударила, а я что...
– А ты отойди, будь рыцарем!
– Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что...
– Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель...
Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругали.
– Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.
Кейс-стади 20. Оптимальная реакция со стороны учителя.
Описание случая.
Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти оптимальную реакцию со стороны учителя.
Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством:
ПКПП-2, ПКПП-4, ОПК-7, ОПК-8, ПКСП-1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
б3.в.дВ.10.1 психологиЧЕСКАЯ СЛУЖБА В
ОБРАЗОВАНИИ
_____________________________________________________________________________________
индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Направление подготовки/специальность 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование
Направленность (профиль) Психология образования
наименование направленности (профиля)
бакалавр
Квалификация (степень) выпускника
Краснодар
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Психологическая служба в образовании»
Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент
«___»______ 2016 г
Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии
«___»______ 2016 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор
Согласовано:
Председатель УМС факультета ______________________
«___»______ 2016 г
Экспертиза проведена