Развитие синтагматических связей слов

Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделялось формированию валентности глагола. Рекомендовались следующие задания.

1. Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).

Дерево, цветы — что делают?

Кошка, собака — что делают?

Тарелка, кружка — что делают?

Дождь, снег — что делают?

Фрукты. овощи — что делают?

Мяч, яблоко — какие?

Сахар, мед — какие?

Снег, лед — какие?

Вода, молоко — какие?

Сидит, стоит — кто?

Льется, журчит — что?

Шумит, дует — что?

Растет, зеленеет — что?

Круглое, сочное — что?

Желтый, кислый — что?

Высокое, зеленое — что?

Длинный, деревянный — что?

Яркое, теплое — что?

2. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).

Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.

3. «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

лошадь — скачет рыба — плавает

змея — ползает лягушка — прыгает

птица — летает

4. «Кто как ест?» (по картинкам).

Кошка — лакает молоко.

Собака — грызет кость.

Корова — жует сено.

Курица — клюет зерно.

5. «Кто как голос подает?» (по картинкам).

голубь воркует

лягушка квакает

воробей чирикает

волк воет

петух кукарекает

курица кудахчет

гусь гогочет

утка крякает

ворона каркает

сорока стрекочет

сова ухает

медведь рычит

кошка мяукает

свинья хрюкает

овца блеет

корова мычит

лошадь ржет

собака лает

6. Назвать слово-действие.

Детям задаются вопросы:

§ Что делает человек, если он ест утром? ( Завтракает )

§ Что делает человек, если он ест днем? (Обедает)

§ Если он ест вечером? (Ужинает)

7. «Кто что умеет делать?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

чертежник чертит

строитель строит дома

шофер водит машину

продавец продает

покупатель покупает

учитель учит

доктор лечит

уборщица убирает

дворник подметает

художник рисует

парикмахер стрижет

портной шьет

повар варит, жарит, готовит

плотник рубит топором, пилит, строгает

7. «Кто какие звуки издает?»

дверь — скрипит бумага — шуршит

ветер — свистит листья — шелестят

ручеек — журчит гром — грохочет

машина — гудит град — стучит

дождь — шумит

8. «Кто или что может это делать?»

бегать — ... стоять — ... скакать — ... лежать — ...

9. Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

10. Отгадать названия животных.

мычит (кто?) — ... ржет —...

хрюкает — ... мяукает — ...

лает — ... блеет — ...

11. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?» Например:

Кошка — мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

Собака — лает, рычит, бежит, бросается, прыгает, кусает, грызет.

12. Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «что делает?»

Курица — кудахчет, квохчет, клюет, созывает, несется.

Корова — мычит, жует, обмахивается (хвостом), лежит, стоит, идет, кормит (теленка).

13. Игра «Отгадай, что это за животные?»

Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...

Мяукает, лакает, царапается — ...

Хрюкает, роет землю, чавкает — ...

Ржет, бегает, скачет — ...

Блеет, бодается — ...

Мычит, жует, ходит — ...

Летает, жужжит, жалит — ...

14. Отгадать загадки (по К. Д. Ушинскому).

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.

Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

После отгадывания предлагается описать, какая лиса.

15. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему ранней осени.

солнце (что делает?) — ... листья — ...

облака — ... деревья — ...

дождь — ... животные — ...

трава — ... люди — ...

цветы — ...

16. Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

приходит (что?) — ... желтеет — ...

плывут — ... улетают — ...

дyem — ... готовятся к зиме — ...

вянут — ... моросит — ...

опадают — ... мокнет — ...

17. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Зима».

снег (что делает?) — ... узоры — ...

небо — ... дети — ...

снежинки — ... люди — ...

ветер — ... птицы — ...

иней — ...

18. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Зима».

наступает (что?) — ... лежит — ...

валит — ... кружатся — ...

свищет — ... катаются — ...

бушует — ... лепят — ...

замерзает — ... съежились — ...

блестит — ...

19. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Весна» (ранняя, поздняя).

солнце (что делает?) — ... трава — ...

снег — ... птицы — ...

сосульки — ... деревья — ...

ручьи — ... сады — ...

почки — ... яблони — ...

листья — ... дети — ...

20. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Весна».

тает (что?) — ... зеленеет — ...

греет — ... прилетают — ...

бегут — ... покрываются листьями — ...

распускаются — ... цветут — ...

появляются — ...

21. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Лето».

солнце (что делает?) — ...

цветы — ...

небо — ... фрукты, овощи — ...

облака — ... птицы — ...

трава — ... дети — ...

листья — ... крестьяне — ...

22. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное .

23. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Светит (какое?) солнце.

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?»

Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее...

24. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Осень» (ранняя, поздняя).

солнце (какое?) — ... дождь — ...

небо — ... ветер — ...

облака — ... листья — ...

земля — ... день — ...

трава — ...

25. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Зима».

солнце (какое?) небо — ... снег — ... снежинки — ... погода — ... воздух — ...

26. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Весна» (ранняя, поздняя).

солнце (какое?) небо — ... облака — ... снег — ... сосульки — ...

27. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Лето».

солнце (какое?) —... цветы — ...

небо — ... деревья —- ...

облака — ... погода — ...

воздух — ... дождь — ...

трава — ... день — ...

листья — ... ночь — ...

28. Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Овощи и фрукты».

большой (что?) – арбуз

маленькая — ...

крупный — ...

круглый — ... мелкий — ...

твердый — ... длинный — ...

мягкая — ... спелая — ...

желтая — ... сочный — ...

сладкая — ... свежий — ...

вкусное — ... хрустящий — ...

горький — ...

29. Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?», на тему «Дикие животные».

большой (кто?) — слон сильный — ...

маленькая — ... трусливый — ...

пушистая — ... слабая — ...

колючий — ... добрый —- ...

могучий — ... злой — ...

пятнистый — ... быстрый — ...

полосатая — ... горбатый — ...

длинноногий — ... хитрая — ...

серый — ... ловкая — ...

неуклюжий — ... хищный — ...

бурый — ...

30. Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Транспорт».

новый (что?) — ... длинный — ...

старый — ... грузовой — ...

большой — ... трехколесный — ...

маленькая — ... быстроходный — ...

31. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка с изображением зайца. Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед меняет вопросы.

§ Какой заяц? (Серый, белый, длинноухий, пугливый )

§ Какая шуба у зайца? (Серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая)

§ Какое у зайца может быть настроение? (Веселое, грустное, хорошее, плохое)

§ Какие зайчата бывают у зайца? (Быстрые, шустрые, веселые, длинноухие)

32. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.

Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф)

33. Добавить в предложение слово, отвечающее на вопрос «как?» Например:

Черепаха ползает (как?) ... (медленно).

Солнце светит (как?) ... (ярко).

4. Развитие словообразования

С целью развития словообразования используются следующие приемы работы.

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т. д.).

2. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице.) По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.

Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.

Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.

3. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Кто это?

(Белка)

§ А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

§ Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных.

Логопед называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.).

§ Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце всех этих слов. Какая общая часть в этих словах? (ОНОК)

§ А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака— щенок).

4. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Дети вспоминают название одного детеныша лисы.

§ Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много)

§ Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята)

§ А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет детеныша в единственном числе и бросает мяч, а дети называют множественное число этого слова и бросают мяч обратно логопеду.

5. Игра «Как зовут маму, папу и детеныша (детенышей)? »

На доске картинка по сказке «Три медведя».

§ Какую сказку напоминает вам эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

§ Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке? (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка )

§ Три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

По картинкам дети называют папу, маму и детеныша (детенышей) животных:

лис — лиса — лисенок — лисята;

заяц — зайчиха — зайчонок — зайчата;

волк — волчица — волчонок — волчата;

еж — ежиха — ежонок — ежата;

лев — львица — львенок — львята;

тигр — тигрица — тигренок — тигрята;

слон — слониха — слоненок — слонята и др.

Далее уточняются названия домашних животных и их детенышей.

6. Игра «Два брата ИК и ИЩ». Логопед говорит:

Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище.

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лбище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ — значит предмет большой.

Логопед переходит к следующему этапу работы:

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мНе будете отвечать одним словом, используя ИК или ИЩ. Например, я буду говорить: маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Если я скажу: большой дом, вы говорите: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор ( помидорище).

7. Изменить слово по аналогии:

а) виноград — виноградина, свинья — ... , баран — ... , горох — горошина, жемчуг — ... ;

б) бусы — бусинка, песок — ... , снег — ... , пыль — ... , дождь — ... .

8. Добавить похожее слово:

утренник, ночник, ...

говядина, виноградина, ...

пылинка, дождинка, ...

ножищи, ручищи, ...

дупло, весло, ...

9. Уточнение значения и закрепление правильного употребления названий профессий с суффиксом ЩИК.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? — Носильщик.

Кто сваривает трубы? — Сварщик.

Кто вставляет стекла? — Стекольщик.

Кто работает на кране? — Крановщик.

Кто кладет камни? — Каменщик.

Кто точит ножи? — Точильщик.

Кто чинит часы? — Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? — Экскаваторщик.

Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?»

Логопед интонационно выделяет голосом суффикс ЩИК. Делается вывод, что во многих словах, которые обозначают профессии, слышится часть слова ЩИК.

10. Игра «Как назвать?»

Логопед предлагает детям назвать того,

кто на паровозе ездит — машинист,

кто утром делает зарядку — физкультурник, спортсмен,

кто песни сочиняет — композитор,

кто играет на рояле — пианист,

кто ломает все — хулиган,

кто водит вертолет — летчик, пилот.

11. Уточнение названий профессий женского рода с суффиксами ИХ, НИЦ, ИЦ, К.

Пример: мужчина — портной, а женщина — портниха.

Назовите профессии женщин:

певец — ... летчик — ...

повар — ... ткач — ...

пианист — ... тракторист — ...

учитель — ... художник — ...

12. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже завершено, а где совершается.

мыла — вымыла умывается — умылся

вешает — повесила одевается — оделся

рисует — нарисовал прячется — спрятался

13. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто

§ умывает — умывается, купает — купается, прячет

§ прячется, причесывает — причесывается, вытирает

§ вытирается, обувает — обувается, качает — качается, одевает — одевается.

Делается вывод: слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, причесывается, вытирается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления материала дети называют различные действия, изображенные на картинках.

14. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а. В импрессивной речи.

Логопед называет слова, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал: входит — выходит, влетает — вылетает, подходит — отходит, подплывает — отплывает, подъезжает — отъезжает — съезжает, наливает — выливает, залезает — слезает.

б. В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

15. Образование притяжательных прилагательных. Логопед рассказывает сказку.

Хвосты

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»

Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

Затем логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных: хвост собаки — собачий, хвост кошки — кошачий, хвост коровы — коровий, хвост лошади — лошадиный, хвост быка — бычий, хвост козы — козий, хвост овцы — овечий, хвост барана — бараний.

16. Игра «Ералаш».

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей картинки, например, изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей — головы, хвоста. При этом они должны правильно назвать, чья это голова или хвост. Например: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целую картинку.

17. Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стакан из стекла». Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «какой?» (стеклянный стакан), а затем закрыть картинку фишкой.

Речевой материал: стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический, ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая, платье из шелка шелковое, коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка из кожи кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха меховая, крыша из соломы — соломенная, игрушка из пластмассы — пластмассовая, труба из кирпича — кирпичная, подушка из пуха — пуховая, одеяло из ваты ватное.

18. Назвать правильно листья.

Лист дуба — дубовый,

лист березы — ... ,

лист липы... ,

лист ольхи — ... ,

лист рябины — ... ,

лист осины... ,

лист клена — ... ,

лист яблони — ... ,

лист смородины — ... ,

шишка сосны — ... ,

шишка ели — ... ,

сережка ольхи — ... .

19. Сравнить и закончить предложение.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще .

Дыня сладкая, а арбуз еще ... .

Персик мягкий, а слива еще ... .

Груша вкусная, а ананас еще ... .

Дерево высокое, а башня еще ... .

Куст-низкий, а трава еще ... .

Клен толстый, а дуб еще ... .

Рябина тонкая, а камыш еще ... .

Шар легкий, а пушинка еще ... .

Сумка тяжелая, а чемодан еще ... .

Подушка мягкая, а вата еще ... .

Дерево твердое, а железо еще ... .

Лед прозрачный, а стекло еще ... .

Лента узкая, а веревка еще ... .

Шнурок длинный, а нитка еще ... .

Линейка короткая, а карандаш еще ... .

Волк большой, а слон еще ... .

Олень высокий, а жираф еще ... .

20. Ответить на вопрос «как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще ... .

Осенью холодно, а зимой еще ... .

В пальто тепло, а в шубе еще ... .

Весной солнце светит ярко, а летом еще ... .

Весной птицы поют звонко, а летом еще ... .

Поезд идет быстро, а самолет летит еще ... .

Черепаха ползет медленно, а улитка еще ... .

21. Подобрать слова«родственники» (на тему «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

А теперь подберите слова-«родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые у нас остаются на зиму? (Зимующие). А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют). А что такое «зимовье»? Итак, какие вы вспомнили слова-«родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний»? (Зимний лес, день, сад).

Аналогичная работа проводится со следующими родственными словами:

Снег — снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник.

Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий.

Гриб — грибок, грибник, грибной.

Вода — водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар — сахарный, сахарница.

Гора — горка, горный, гористый, пригорок.

Лист — листик, листочек, листва, лиственница,лиственный.

Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый.

Весна — весенний, веснянка, веснушка.

22. Найти лишнее слово.

Речевой материал: гора, горный, горе; вода, водить, водный; море, морщины, морской; боль, большой, больница; лес, лесник, лестница; беседа, беседка, соседка.

23. Найти общую часть слов-«родственников».

Речевой материал: зимушка, зимний, зимовать; жив, живой, живет; печка, печник, испечь; пас, пастух, пасти; двор, дворик, дворник; корм, кормить, кормление; сор, мусор, насорить; звонить, звонок, звонкий.

24. Объяснить, почему так называется.

Рыболов — рыбу ловит,

пчеловод — пчел разводит,

землекоп — землю копает,

пешеход — ходит пешком,

ледокол — лед колет,

лесоруб — лес рубит,

листопад — листья падают,

ледоход — лед ходит (идет),

самокат — сам катится,

вездеход — везде ходит,

самосвал сам сваливает,

паровоз — возит с помощью пара,

пароход — ходит (едет) с помощью пара,

трубочист – трубы чистит,

самолет — сам летает.

25. Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит — ... , канавы копает — ... , трубы укладывает — ... , возит с помощью электричества — ... , быстро ходит — ... , сам ходит — ...

В случае затруднений логопед называет слово, дети его повторяют.

Наши рекомендации