А. Классификация слов на основе различных семантических признаков

С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.

1. Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2. «Разложи картинки по сходству».

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

3. Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

а. Лишнее слово среди имен существительных:

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, лето, осень.

Мама, подруга, папа, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Град, зима, дождь, снег.

б. Лишнее слово среди прилагательных:

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в. Лишнее слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошел, подошел.

4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).

Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол — (мебель, доска, ковер).

Молоток — гвоздь, нож — (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом — (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка — (стол, зерно, нож).

Окно — дом, глаз — (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор — (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог — (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко — (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп — (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь — (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица — (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол — (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка — (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет — (машинист, летчик, небо ).

Чтение — буква, счет — (задача, число, вопрос).

5. Дополнение смыслового ряда.

Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп — ...

Дом — крыша, книга — ...

Квадрат — куб, круг — ...

Птица — яйцо, растение — ...

Хорошо — лучше, медленно — ...

Огонь — пожар, вода — ...

Зерно — амбар, деньги — ...

Электричество — выключатель, вода — ...

Одежда — голый, обувь — ...

Школа — обучение, больница — ...

Человек — ребенок, собака — ...

Резина — шина, сталь — ...

Птица — гнездо, человек — ...

Пальто — пуговица, ботинок — ...

Утро — ночь, зима — ...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

6. Выделить из серии слов:

а. Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

б. Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.

7. Выбрать правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы ).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

8. Игра «Назови части».

Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:

Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —...

Дом —...

Дерево —...

9. Отгадывание предмета по названию его частей.

Рекомендуемый речевой материал:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы ( грузовик ).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

10. Объяснить, что общего у предметов.

а. У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые).

б. У трех предметов: мяч, солнце, шар (...), тарелка, ваза, чашка (...), лист, трава, крокодил (...).

11. Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Овощи )

Растут на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие. (...)

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (...)

12. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например:

Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

13. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).

Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком ( мышонок ).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами ( верблюд ).

14. Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).

Например: лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла ...

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

15. Объяснение значения слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);

в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.

16. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать — разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

Объяснение значения слов-прилагательных. Например: красный — что значит это слово?

Б. Развитие антонимии

С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения.

1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.

Холодильник — (мороженое, электроплита, лампа, снеговик ).

Карандаш — (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей — (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ — (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар — (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон — (утюг, наушники, гитара, магнитофон ).

Молоток — (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Обогреватель — (сумка, пылесос, вентилятор, утюг ).

Спички — (свечка, сковорода, огнетушитель, плита ).

3. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».

Слон большой — комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Сахар сладкий, а горчица ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек ...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья часто ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером ...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

Вечером ложатся в кровать, а утром ...

4. Сравнить:

по вкусу: горчицу и мед;

по цвету: снег и сажу;

по высоте: дерево и цветок;

по ширине: дорогу и тропинку;

по возрасту: юношу и старика;

по весу: гирю и пушинку;

по размеру: дом и шалаш.

5. К данным словам придумать слова-«неприятели». Предлагается следующий речевой материал:

а) имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость,вдох, выдох, польза, грязь;

б) имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый,твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

в) глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

г) наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

6. Игра «Скажи наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

7. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть), бросить — (поймать), положить — (убрать), купить — (продать), поднять — (опустить), спрятать — (найти), дать — (взять), налить — (вылить).

В. Развитие синонимии

С целью развития синонимии предлагаются следующие задания.

1. Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

а) среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

б) среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

2. Придумать слова-«приятели» к данным словам:

а) к именам существительным: здание — (дом), хворостина — (прут), печаль — (грусть), конь — (лошадь), солдат — (боец), приятель — (друг);

б) к глаголам: льется — (течет), глядеть — (смотреть), торопиться — (спешить);

в) к прилагательным: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

3. Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».

Пища — корм — еда; груз — ноша — багаж; человек — незнакомец — гость; большой — громадный — огромный; быстрый — скорый — стремительный; неловкий — неуклюжий — нескладный.

4. Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) ...

Синий лед похож на ...

Густой туман похож на ...

Чистый дождь похож на ...

Блестящая на солнце паутина похожа на ...

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

5. Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).

Земля покрыта снегом, как ... Лед блестит у берега, как ... Туман стелется над озером, как ... Дождинки текут по лицу, как ...

6. Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.

Шить — вязать, мыть — стирать, лежать — спать, класть — ставить, чистить — подметать, лежать — стоять, строить — чинить, нести — везти, рисовать — раскрашивать.

2.2. Формирование контекстуального значения и многозначности слова

С целью овладения детьми многозначностью слова вначале уточняются различные значения омонимов-существительных, затем проводится работа над переносным значением слов и словосочетаний.

Ниже приводятся примерные задания.

1. Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов. Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.

2. Объяснить значения слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

3. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты, вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

4. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:

ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

язычок — у человека, у ботинка;

ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

5. Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коси, коса!»

Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)

Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.(С. Косенко)

Наши рекомендации