К занятию 18. Рассказ по серии картинок «В лесу»

1. Предложить детям разложить серию картинок по порядку и послушать историю про Катю и Диму:

Однажды Катя и Дима пошли в лес за шишками, чтобы сделать сказочного лесовика.

Они прошли через молодой лиственный лесок и оказались в хвойном лесу. Дети шли по тропинке, собирали сосновые и еловые шишки и не заметили, как забрели в лесную чащу.

Ребята стали искать дорогу домой и вышли на поляну к домику лесника. По просеке лесник вывел детей на опушку леса и показал им дорогу домой.

2. Спросить детей, что они услышали. Можно ли это произведение назвать рассказом? Сделать вывод: рассказ получился, потому что это история, у которой есть начало - дети пошли в лес; есть событие (сообщение) - мы узнали, что делали дети в лесу и что с ними случилось; есть конец - мы узнали, чем история закончилась.

3. Попросить детей придумать название рассказа.

4. Предложить ответить на вопросы:

- Как вы думаете, что лесник сказал детям?

- Почему детям одним нельзя ходить в лес?

5. Попросить 2-3 детей пересказать рассказ по серии картинок.

6. Предложить детям назвать слова из рассказа, в которых спряталось слово «лес» (лесок, лес­ной, лесник, лесовик). Сообщить, что такие слова называются родственными.

К занятию 21. «Уборка урожая в саду»

1. Предложить детям рассмотреть картинку «Уборка урожая в саду» и ответить на вопросы по ее содержанию:

- Какое время года наступило? (Наступила осень.)

- Что созрело в саду? (В саду созрели фрукты.)

- Что пришла собирать семья? (Семья пришла собирать урожай.)

- Что делает мама? (Мама забралась на лестницу и срывает с яблони яблоки.)

- Какие яблоки срывает мама? (Мама срывает с яблони большие, круглые, красные, сладкие, ароматные яблоки.)

- Что делает Дима? (Дима подбирает с земли груши.)

- Какие груши подбирает Дима? (Дима подбирает с земли крупные, желтые, душистые, соч­ные, сладкие груши.)

- В какую корзину он их складывает? (Он складывает их в большую плетеную корзину.)

- Что делает папа? (Папа несет полную тяжелую корзину с фруктами домой.)

- Какой урожай собрали в саду? (Богатый урожай собрали в саду.)

- Что сделают дома из фруктов мама и бабушка? (Мама и бабушка дома из фруктов выжмут сок, сварят варенье и законсервируют компоты.)

- Как вы думаете, хватит ли запасов фруктов на зиму? (Запасов фруктов хватит на. всю

зиму.)

2. Предложить детям послушать получившийся рассказ и пересказать его:

Наступила осень. В саду созрели фрукты. Семья пришла собирать урожай.

Мама забралась на лестницу и срывает с яблони большие, круглые, красные, сладкие, ароматные яблоки. Дима подбирает с земли крупные, желтые, душистые, сочные, сладкие груши и складывает их в большую плете­ную корзину. Папа несет полную тяжелую корзину с фруктами домой.

Богатый урожай собрали в саду. Дома из фруктов мама и бабушка выжмут сок, сварят варенье и законсер­вируют компоты. Запасов фруктов хватит на всю зиму.

К занятию 27. «Соня в саду» (текст по схеме цепной структуры на автоматизацию звука с)

1. Пересказать детям рассказ по схеме цепной структуры:

1) Около дома был сад.

2) В саду стояла скамейка.

3) Около скамейки стояла Соня.

4) Соня кормила собаку.

2. Предложить детям пересказать этот рассказ по схеме без предварительных вопросов.

3. Вспомнить все слова из рассказа, которые начинаются со звука с.

К занятию 30. «Предзимье»

1. Предложить детям подобрать слова-действия к словам-предметам:

Ветер - ... (дует). Листья - ... (опали). Деревья - ... (качаются). Небо - ... (хмурится). Тучи (плывут). Трава - ... (завяла, пожухла). Ель - ... (зеленеет). Насекомые - ... (уснули, спрятались). (Перелетные) птицы ... (улетают). Ягоды рябины - ... (краснеют).

2. Подобрать слова-признаки к словам-предметам:

Небо - ... (хмурое, серое, пасмурное). Листья - ... (сухие, осенние). Деревья - ... (грустные, го­лые). Сосны, ели -... (зеленые, нарядные, красивые). Гроздья ягод - ... (красные, спелые). Вода (холодная, чистая, прозрачная). Корочка льда - ... (тоненькая, хрупкая).

3. Рассмотреть с детьми картинки с изображением поздней осени и предложить ответить на во­просы, используя картинно-графический план, предварительно уточнив значение символов:

- Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)

- Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали с деревьев.)

- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные, голые.)

- А какими остались сосны и ели? (А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.)

- Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спелые ягоды.)

- Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)

- Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и превращается в лед.)

- Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели на юг.)

- К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся к холодной зиме.) >

- Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)

4. Предложить послушать рассказ «Предзимье»:

Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют спелые яго­ды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы уле­тели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

5. Предложить детям еще раз рассмотреть картинно-графический план рассказа и по нему рас­сказать о поздней осени, предзимье:

1) каждое предложение;

2) весь рассказ (2-3 ребенка).

6. Попросить детей придумать название рассказа.

К занятию 40. «Волки зимой»

1. Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

- Какое время года изображено?

- Чем покрыто все кругом?

- Кто на картине? Почему их много?

- Почему волки собрались в стаю?

- Какое время суток на картине?

- Куда волки подошли? Почему?

- На кого они хотят напасть?

- Кого они схватят и что сделают?

2. Предложить послушать начало рассказа о волках, придумать, что было дальше, и пересказать весь рассказ:

Наступила холодная, снежная зима.

Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю.

Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться...

3. Попросить детей придумать название рассказа.

Наши рекомендации