По уровню и характеру применения
Социально-педагогические, общепедагогические (метатехнологии)
Отраслевые, частнопредметные (макротехнологии)
Модульные, локальные, узкометодические (мезотехнологии)
Конкретно-личностные (микротехнологии)
Монотехнологии
Политехнологии
Гибкие и проникающие технологии
По философской основе
(Работаем с заметками на полях)
Материалистические | Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. |
Идеалистические | Идеализм (от греч. idea – идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Крупнейшие представители объективного идеализма: Платон, Плотин, Прокл; Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель; субъективного идеализма – Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте |
Диалектические | Диалектика 1. Метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. 2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. 3. Первоначально - искусство вести спор. |
Метафизические | Метафизика 1) философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. |
Гуманистические | Гуманизм - признание человека высшей ценностью, смыслом бытия. |
Сциетические (технократические) | Технократизм — власть науки и техники. Развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура технократического общества базируется на знаниях и квалификации. |
Природосообразные | Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания), разумная (мышление). Природа тесно связала их, следовательно, необходимо воспитание вести в соответствии с этой природой: физическое, нравственное, умственное. (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег). К.Д.Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. Он разрабатывает педагогическую антропологию, в которой описывает физиологические законы деятельности человеческого организма и обусловленные ими психические процессы и явления. Он стремился в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания. Познание законов развития человека обогащает арсенал воспитательных средств. |
Прагматические | Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos - дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Впервые оно было введено в философию Чарльзом Пирсом. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает" на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта |
Экзестенциалистские | Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии. Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция. (Н.Бердяев, Сартр, Камю). |
Антропологические | Антропология – область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. |
Религиозные | |
Эзотерические | |
Космистские | Совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие (как в учении Н. Ф. Федорова) в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Философия русского космизма - комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении. (.Э.Циалковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский) |
Коэволюционные | Коэволюция (со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества в рамках любых биосистем. Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюция человека и биосферы (то есть содружественное развитие природы и общества) или ноосфера. Согласно Вернадскому, "под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу". |
По концепции освоения опыта
Ассоциативно-рефлекторные | |
Бихевиористические | Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. |
Гештальт-технологии | "Gestalt" - в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность, то, что “из ничего” стало “чем-то”). Гештальт помогает завершить образ, сделать личность целостной. Это та техника, которая дает возможность человеку завершить неоконченные ситуации "здесь и сейчас". Уникальные методики гештальта позволяют выделить человека из проблемы, что позволяет трезво взглянуть на проблему со стороны, а не жить с этой проблемой, и в ней самой. |
Интериоризаторские | Интериоризация - процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции. Interiorisation лат.Interior – внутренний лат.Exterior - внешний Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. |
Суггестивные | Суггестивный (от лат. suggestio - внушение) - внушающий, вызывающий собою какие-нибудь представления, идеи. |
Нейролингвистические |