Гию; криминалистическую экспертизу материалов, веществ и
изделий— КЭМВИ (следов-предметов, следов-веществ); кримина-
листическое исследование запаховых следов — криминалистиче-
скую одорологию;криминалистическое исследование видеозвуко-
вых следов, средств видео- и звукозаписи, фоно-, видеоматериалов
(кассет, дискет) — криминалистическую видеофоноскопию.
Криминалистическая трасология
Трасология — подсистема криминалистического следоведения,
Изучающая следы, отображающие внешнее строение объектов, с
Целью их идентификации, установления групповой принадлеж-
Ности и решения различного рода диагностических задач.
Трасология исходит из того положения, что в материальных
следах могут содержаться признаки, несущие информацию об
индивидуально-неповторимом качественном своеобразии внеш-
него строения объектов. Внешнее строение объектов характери-
зуется их пространственными границами, формой, размерами,
рельефом, микрорельефом и взаимным расположением образую-
щих их элементов. Внешнее строение чаще всего и передает ин-
дивидуальные особенности следообразующего объекта.
Процесс взаимодействия объектов, при котором возникает
след, называется механизмом следообразования.При исследова-
нии механизма следоообразования выделяются три основных эле-
Мента: следообразующий объект, следовоспринимающий объект
и следовый контакт.Следы могут формироваться как в период
всего взаимодействия объектов, так и на каком-то определенном
этапе их воздействия друг на друга. Момент или процесс контакт-
ного взаимодействия объектов, приводящий к возникновению
следа, называется следовым контактом. Следовый контакт может
быть активным и пассивным. При активном контактеэнергия
воздействия исходит непосредственно от одного или обоих взаимо-
действующих объектов (например, следы разруба топором, следы,
образующиеся при столкновении транспортных средств). При пас-
сивном контактеэнергия, приводящая к образованию следа, нахо-
дится обычно за пределами непосредственного контакта объектов
(например, оседание пыли, краски вокруг лежащего на полу пред-
мета, действие рентгеновских лучей).
Следы-отображения внешнего строения принято классифи-
цировать по двум основаниям: во-первых, в зависимости от усло-
вий и механизма следообразования; во-вторых, по роду следооб-
разующих объектов: следы человека (рук, ног, обуви, зубов, губ
и т.д.), следы орудий и инструментов, производственных меха-
низмов и следы транспорта (рис. 16).
С учетом характера и направления движения следы делятся
на статические и динамические. Статическиеследы образуются
в момент относительного покоя следообразующего и следовос-
принимающего объектов, когда их движение относительно друг
друга при следовом контакте на какой-то момент приостанавли-
вается. Статические следы отображают форму, размеры, а при
благоприятных условиях и индивидуальные особенности внеш-
него строения следообразующего объекта. Поскольку эти следы
образуются в определенный момент окончания движения, кото-
рое затем может быть продолжено, то след, даже статический,
содержит в себе элементы динамики. Поэтому детали внешнего
строения следообразующего объекта могут быть переданы с не-
которыми искажениями, которые подлежат учету в процессе
трасологического исследования. Типичными следами этого вида
являются следы ног, рук, колес транспортных средств.
Динамическиеследы (скольжения, резания, вращения, раз-
руба, распила) образуются в результате движения одного или
обоих объектов следообразования и проявляются в виде борозд,
валиков, полос, царапин (следы саней, лыж, пилы, орудия взло-
ма; следы на пуле от стенок канала ствола оружия). По динами-
ческому следу можно определить направление движения следо-
образующего объекта, провести его идентификацию, выявить
некоторые особенности его внешнего строения.
На практике нередки случаи образования комбинированных
следов. Например, при просовывании орудия взлома в дверную
щель вначале образуется динамический след, а затем при отжи-
ме двери — статический.