Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
1.5. Пересказ текста ребенком (текст пересказа логопед записывает в карту).
Оценка:
5 баллов— пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста;
4 балла — пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается;
З балла — при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, п9дсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм;
2 балла- пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечается аграмматизм (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;
1 балл- отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Используется известная методика, предназначенная для выявления уровня овладения пространственно-временньими и причинно-следственными связями. Однако указанная методика несколько изменена с целью исследования особенностей речевой деятельности ребенка.
Инструкция: «Вот четыре картинки. Это все история про снеговичка. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом, чем все закончилось. Разложи картинки по порядку: что сначала - положи вот сюда (указание жестом), что потом - сюда (указание жестом), а последнюю - вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось со снеговичком и почему это произошло. Что было сначала, что потом, чем всё закончилось».
Оценка:
5 баллов - ребенок рассматривает картинки внимательно, с интересом, серию раскладывает самостоятельно, без ошибок, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями? используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка;
4 балла - картинки рассматривает внимательно, серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, рассказ составлен в основном самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки), недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда - с помощью уточняющего вопроса;
З балла - серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок; рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказатребуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм;
2 балла- при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при исправлении ошибок нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на шибку и демонстрации правильного расположения), рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. М., 1982.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994.
3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития //дефектология. 1983. Н 3.
4. Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое обследование детей с нарушением речевого развития //Методы обследование речи у детей /Под ред. И.Т. Власенко. Г.В. Чиркиной. М., 1992.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1965.
7. Глухов В.П.. Смирнова М. .Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом //Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002.
8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. Е.А. Цыпиной. М., 1984.
9. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми е недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.
10. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
11. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста.
М., 1980.
12. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР. //Дефектология. Л. 1967.
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М., 1998.
14. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
15. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.
М., 2000.
1 6.Лопатица Л.В. Серебрякова. Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
17. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий, у детей. М., 1978.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
19. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.д. Хомской. М., 1979.
20. Ляховская Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста // Ученые записки МГЗПИ. Вып.31. М., 1970.
21. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. 1990. 6.
22. Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // дефектология. 1989. 3.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика / ранний и до-
школьный возраст: Советы педагогам и родителям по
подготовке к обучению детей с особыми проблемами в
развитии. М., 1997.
24. Методы обследования речи у детей /Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
25. Оморокова М.М. Совершенствование чтения младших школьников, методическое пособие для учителя. М., 1999.
26. Павлова А.Л. проблемы диагностики речевого развития
// Психологические и психофизические исследования речи. М., 1985.
27. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. М., 1973.
28. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1967. № 6).
29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
30. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // дефектология. 1978. 2.
31. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
32. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1984.
33. Соловьева О.И. Говори правильно: Альбом по развитию речи. М., 1966.
34. Спирова Л.Ф., Ястребова Л. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка // Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
35. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
36. Тригер Р.д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Смоленск, 1998.
37. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екаринбург, 1996.
38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
39. Филичева Т.В., Чиркина Г..В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учеб. пособие. м., 1991.
40. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед, уч-щ до спец. 03.08. «дошк. воспит. - М., 1989.
41. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М., 2002.
42. Цветкова Л.С. К вопросу о методах исследования детей с задержкой психического развития в диагностических целях //Дефектология. 1971. №3
43. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.,1998.
44. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического
развития. М., 1994.
45. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны и понимания
речи //Методы Обследования нарушений речи у детей /Под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. М., 1992.
46. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с
задержкой психического развития //диагностика и дополнительные сведения
коррекция задержки психического развития у детей:
Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко. М., Беременность (по счету, течение) 2001.
47. Яшина В.И. Особенности словаря детей пятого года //Вопросы дошкольной педагогики. М., 1975.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фамилия, имя ребенка………………………….
Дата рождения…………………………………..
Домашний адрес……………………………………………..
Данные о матери…………………………………………….
Данные об отце………………………………………………
Состав семьи…………………………………………………
Речевая среда (двуязычие, нарушения речи и др. особенности)………………..
Дополнительные сведения………………………………….
Данные из анамнеза:
Беременность (по счету, течение)…………………………..
Роды (по счету, в срок или нет, родовспоможение, крик, рост, вес, оценка по шкале Апгар, другие сведения) …………………………….
Раннее психомоторное развитие…………………………….
Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, аморфная фраза, как быстро наращивал словарь)…………………………………..
Когда заметили нарушения речи, как относится сам ребенок к речевому дефекту ………………………………………………………
Перенесенные заболевания, у какого врача состоит на учете……………….
Поведениё в группе:
Навыки самообслуживания………………………………….
Игра, общение…………………………………………………
Данные обследования:
Параметры обследования | Начало года | Конец года | ||||
1. Коммуникативно-речевые умения | ||||||
1. Контактность, активность, общее звучание речи (темп, интонационная выразительность, внятность), общая осведомленность | ||||||
2. Игровая ситуация | ||||||
З. диалог по картинке | ||||||
Общая оценка: | ||||||
II.Лексическое развитие | ||||||
1. Словарь предметов А. Повседневная лексика | ||||||
Б. Редкоупотребляемая лексика | ||||||
Оценка: | ||||||
2. Глагольный словарь | ||||||
Оценка: | ||||||
З. Словарь наречий | ||||||
Оценка: | ||||||
4. Подбор определений | ||||||
Оценка: | ||||||
5. Многозначность слов | ||||||
Оценка: | ||||||
6. Словарь притяжательных местоимений | ||||||
Оценка: | ||||||
7. Подбор синонимов | ||||||
Оценка: | ||||||
8. Подбор антонимов | ||||||
Оценка: | ||||||
9.Дифференциация близких но смыслу понятий Серия «А» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Б» | ||||||
Оценка: | ||||||
10. Уровень обобщений | ||||||
Оценка: | ||||||
111.Уровень сформированности грамматического строя языка | ||||||
1. Проверка общего уровня языковой компетенции Серия «А» Задание 1 Задание 2 Задание З Задание 4 Задание 5 Задание б Задание 7 | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Б» Задание 1 Задание 2 Задание З Задание 4 Задание 5 Задание 6 | ||||||
Оценка: | ||||||
3. Проверка умения конструировать предложения Задание 1 Задание 2 Задание З | ||||||
Оценка: | ||||||
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Серия «А» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Б» | ||||||
Оценка: | ||||||
4. Усвоение предложно-падежных форм существительных | ||||||
Оценка: | ||||||
5. Согласование существительных в роде, числе и падеже Серия «А» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Б» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «В» | . | |||||
Оценка: | ||||||
6. Образование сравнительной степени прилагательных | ||||||
Оценка: | ||||||
6. Навыки словообразования Серия «А» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Б» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «В» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Г» | ||||||
Оценка: | ||||||
Серия «Д» | ||||||
Оценка: | ||||||
4. Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата | ||||||
Оценка: | ||||||
4. Изучение звукопроизносительной стороныречи.
Звуки | Произносит. | Замена | Искажение | Пропуск | Смешение | ||||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | ||
с | |||||||||||||||||||||
с’ | |||||||||||||||||||||
з | |||||||||||||||||||||
з, | |||||||||||||||||||||
ц | |||||||||||||||||||||
ч | |||||||||||||||||||||
щ | |||||||||||||||||||||
ш | |||||||||||||||||||||
ж | |||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||
л, | |||||||||||||||||||||
р | |||||||||||||||||||||
р‘ | |||||||||||||||||||||
Оценка: |
7. Сформированность фонематического слуха. | ||
1. Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар) | ||
Оценка: | ||
2. Отраженное воспроизведение рядов или пар слов | ||
Оценка: | ||
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов | ||
Оценка: | ||
4. дифференциация звуков в произношении Серия «А | ||
Оценка: | ||
Серия «Б» | ||
Оценка: | ||
8. Сформированность слоговой структуры | ||
1. Воспроизведение слов | ||
Оценка: | ||
2. Воспроизведение фраз | ||
Оценка: |
8. Навыки фонематического анализа. | ||||
Задание 1 | ||||
Задание 2 | ||||
Задание З | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Оценка: | ||||
IХ.Исследование связной речи | ||||
1. Пересказ текста Проверка уровня понимания текста А. | ||||
Б. | ||||
В. | ||||
Оценка: | ||||
Пересказ текста | ||||
Оценка: | ||||
Запись рассказа ребенка | ||||
2. Составление рассказа по серии картинок | ||||
Оценка: | ||||
ПРОФИЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Параметры обследования .
1. Коммуникативно-речевые умения.
2. Словарь предметов.
3. Глагольный словарь.
4. Словарь наречий.
5. Словарь признаков.
6. Многозначность слов.
7. Словарь притяжательных местоимений.
8. Подбор синонимов.
9. Подбор антонимов.
10. дифференциация близких по смыслу понятий.
11. Уровень обобщений.
12. Проверка общего уровня языковой компетенции (А — повторение предложений, Б — исправление намеренных ошибок).
13. Проверка умения конструировать предложения.
14. Образование существительных множественного числа в именительном падеже.
15. Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
16. Усвоение предложно - падежных форм существительных.
17. Умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (А — именительный падеж, Б — родительный падеж В — подбор к прилагательному существительного соответствующего рода)
18. Образование сравнительной степени прилагательных.
19. Навыки словообразования (А — названия детенышей животных, Б — уменьшительно-ласкательная форма, В — относительные прилагательные, Г— притяжательные прилагательные, Д — приставочные глаголы).
20. Моторика артикуляционного аппарата.
21. Звукопроизношение.
22. Сформированность фонематического слуха (А — воспроизведение слоговых рядов, Б — рядов слов, В - различение оппозиционных фонем).
23. Сформированность слоговой структуры слова.
24. Навыки звукового анализа.
25. Связная речь (А — понимание текста, Б — пересказ, В — рассказ по серии картинок).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заключение по результатам комплексного обследования ребенка Пети П., 4г. 8 мес.
Ребенок от пятой беременности, протекавшей с угрозой прерывания. В семье отмечены случаи заболевания сахарным диабетом.
Родился в срок, роды первые с ранним отхождением вод, с применением кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар 8/8 баллов. В первые месяцы жизни у ребенка отмечалась негрубая задержка психомоторного развития, снижение спонтанной двигательной активности. До года наблюдался у невропатолога по поводу ПЭП, судорожного синдрома; у ортопеда — с диагнозом: рахит 1-2 ст., мышечная дистония.
После года у ребенка диагностировали ММД, нарушение осанки.
Раннее речевое развитие шло с задержкой: первые слова в 1г. З мес., фраза—после 2,5лет.
В возрасте 4 лет мальчик поступил в группу для детей с ЗПР из массовой группы того же ДОУ (сентябрь 2001г.).
Приводим выписку из педагогической характеристики и анализ комплексного обследования Пети на сентябрь 2001г.
В группе ребенок редко пользуется как вербальными, так и невербальными средствами общения с детьми и взрослыми. Любит смотреть телевизор, играет с машинками (цепочка действий). В сюжетно-ролевых играх участия не принимает, является пассивным наблюдателем. Заинтересованности к групповым занятиям не проявляет. Навыки самообслуживания практически не сформированы (не может сам пользоваться ложкой, носовым платком, не одевается, не раздевается и др.). Отмечается частое проявление чувства страха (боится ложиться спать).
Условия семейного воспитания удовлетворительные. Состав семьи: бабушка, мать, сын. Мать работает помощником прокурора, бабушка в прошлом — воспитатель детского сада. В семье преобладает воспитание по типу гиперопеки, при этом отмечается некоторая несогласованность требований к ребенку со стороны матери и бабушки. Семья считает нагрузки детского сада чрезмерными для ребенка.
Данные экспериментально-психологического обследования свидетельствуют о том, что у ребенка снижена познавательная активность, низкая работоспособность, повышенная истощаемость, необходима постоянная стимуляция деятельности. Отмечаются трудности переключаемости внимания.
Невротические проявления выражаются в навязчивых движениях пальцев рук, языка, тонкая моторика не сформирована, отмечаются апраксические проявления (не может составить схему движения).
Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы, сенсорные эталоны не сформированы, графические навыки на доизобразительном уровне.
Операции наглядно-действенного мышления сформированы спонтанно.
Ребенок обучаем, способен выполнять задание по аналогии, использует помощь взрослого, ориентирован на похвалу. Это позволяет определить зону ближайшего развития как благоприятную.