Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Шанки — фанки — сянки — санки — танки | ||
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа | ||
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска | ||
Пченец — птенесь — птенец — тинеть - птинеч |
Оценка:
5 баллов — все задания выполнены верно;
4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл — невыполнение.
Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия «А». Повторение нар слов.
Смешиваемые звуки | Предлагаемые пары | Начало года | Конец года |
Ш-С | Мишка — миска | ||
Ж-З | рожи — розы | ||
Ч-ТЬ | челка — телка | ||
Ц-С | цапля сабля | ||
С-ч | каска — качка | ||
Ч-Щ | челка — щелка | ||
ЛЬ-Й | галька—гайка | ||
Л-ЛЬ | галка — галька | ||
Р-Л | рак — лак | ||
Р-Й | марка — майка | ||
РЬ-И | моряк — маяк | ||
П-Б | почка — бочка | ||
Т-Д | тачка — дачка | ||
К-Г | кости — гости | ||
Ы-И | мышка - мишка | ||
С-З | косы - козы |
Серия «Б». Повторение фраз:
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Старший братишка рассказывал страшную сказку. | ||
Старушка сушила пушистую шубу. | ||
Течет речка, печет печка. | ||
Юля уронила фарфоровое блюдце. | ||
Чайка отличается от цапли. | ||
У Сони цветик-семицветик. | ||
Жутко жуку жить на суку. | ||
В домишке жили мышки. |
Оценка для задания 4 («А», «Б»):
5 баллов — все задания выполнены верно;
4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 7
Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
Отраженное воспроизведение слов
Инструкция: «Послушай и повтори за мной.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Бегемот | ||
Сосна | ||
Танкист | ||
Сквозняк | ||
Лекарство | ||
Сковорода | ||
Термометр | ||
Пингвиненок | . | |
Фотографирую |
Оценка:
5 баллов — все слова точно воспроизводятся;
4 балла — большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла — слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла — большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл — отказ от выполнения, неадекватные ответы
2. Отраженное воспроизведение фраз
Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Хоккеисты выиграли турнир. | ||
Лариса связала братишке джемпер. | ||
Утром на деревьях защебетали ласточки. | ||
Саша возвращается с работы на транспорте. | ||
Мама покупает в универсаме фрукты. |
Оценка:
5 баллов — все фразы точно воспроизводятся;
4 балла — в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла — многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл — отказ от деятельности, неадекватные ответы.
Направление 8
Изучение навыков фонематического анализа.
Задание 1.Инструкция: «Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы; | ||
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух; | ||
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок. |
Задание 2.Инструкция: «Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».
Ответы | |
Начало года | Конец года |
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Запомни и назови первый звук: А, О, У | ||
Запомни и назови последний звук: О, Т. М |
Задание3. Инструкция: «Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты...»
Задание 4 Инструкция:«Я скажу слово, а ты ...» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).
Предлагаемый материал | Ответы | ||||
Начало года | Конец года | ||||
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля» | |||||
запомни и назови последний звук: в слове «кот» | |||||
Задание 5. Инструкция: «Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»
Начало года | Конец года |
Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.
Оценка для заданий №№1,2,3,4,5:
5 баллов — все задания выполнены правильно;
4 балла — в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
З балла — задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 9
Исследование связной речи
Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994).
1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999).
1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам
· У кого какая мама? (У цыплят..., у утят...).
· Из чего вылупляются цыплята? А утята?
· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?
· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?
· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?
1.2. Чтение рассказа.
Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.