Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шанки — фанки — сянки — санки — танки    
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа    
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска    
Пченец — птенесь — птенец — тинеть - птинеч    

Оценка:
5 баллов — все задания выполнены верно;
4 балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл — невыполнение.

Изучение дифференциации звуков в произношении


Серия «А». Повторение нар слов.

Смешиваемые звуки Предлагаемые пары Начало года Конец года
Ш-С Мишка — миска    
Ж-З рожи — розы      
Ч-ТЬ челка — телка    
Ц-С цапля сабля    
С-ч каска — качка    
Ч-Щ челка — щелка    
ЛЬ-Й галька—гайка    
Л-ЛЬ галка — галька    
Р-Л рак — лак    
Р-Й марка — майка    
РЬ-И моряк — маяк    
П-Б почка — бочка    
Т-Д тачка — дачка    
К-Г кости — гости    
Ы-И мышка - мишка    
С-З косы - козы    

Серия «Б». Повторение фраз:

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Старший братишка рассказывал страшную сказку.    
Старушка сушила пушистую шубу.    
Течет речка, печет печка.    
Юля уронила фарфоровое блюдце.    
Чайка отличается от цапли.    
У Сони цветик-семицветик.    
Жутко жуку жить на суку.    
В домишке жили мышки.    

Оценка для задания 4 («А», «Б»):
5 баллов — все задания выполнены верно;
4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 7


Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Отраженное воспроизведение слов

Инструкция: «Послушай и повтори за мной.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Бегемот    
Сосна    
Танкист    
Сквозняк    
Лекарство    
Сковорода    
Термометр    
Пингвиненок .  
Фотографирую    

Оценка:

5 баллов — все слова точно воспроизводятся;
4 балла — большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла — слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла — большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл — отказ от выполнения, неадекватные ответы

2. Отраженное воспроизведение фраз

Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Хоккеисты выиграли турнир.    
Лариса связала братишке джемпер.    
Утром на деревьях защебетали ласточки.    
Саша возвращается с работы на транспорте.    
Мама покупает в универсаме фрукты.    

Оценка:

5 баллов — все фразы точно воспроизводятся;
4 балла — в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла — многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл — отказ от деятельности, неадекватные ответы.

Направление 8


Изучение навыков фонематического анализа.


Задание 1.Инструкция: «Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;    
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух;    
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.    

Задание 2.Инструкция: «Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».

Ответы
Начало года Конец года  
   
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Запомни и назови первый звук: А, О, У    
Запомни и назови последний звук: О, Т. М    

Задание3. Инструкция: «Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты...»

Задание 4 Инструкция:«Я скажу слово, а ты ...» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).

Предлагаемый материал Ответы  
Начало года Конец года  
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля»      
запомни и назови последний звук: в слове «кот»      
             
           

Задание 5. Инструкция: «Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»

Начало года Конец года

Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.

Оценка для заданий №№1,2,3,4,5:
5 баллов — все задания выполнены правильно;
4 балла — в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

З балла — задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 9

Исследование связной речи

Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994).
1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999).
1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам

· У кого какая мама? (У цыплят..., у утят...).

· Из чего вылупляются цыплята? А утята?

· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?


1.2. Чтение рассказа.

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Наши рекомендации