Комплекс методических материалов для разработки учебного проекта в соответствии с ФГОС СПО

Комплекс методических материалов для разработки учебного проекта в соответствии с ФГОС СПО

Комплекс методических материалов для разработки учебного проекта в соответствии с ФГОС СПО - student2.ru

Киреевск, 2017

РАССМОТРЕНО        
На заседании педагогического совета ГПОУ ТО «БМТ» (отделение в г.Киреевск) Протокол № _____ от «___» _______201__г.          

Автор:

Кузяхметова Елена Евгеньевна, заместитель директора по учебной работе государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (отделение в г. Киреевск)

Аннотация работы:

На современном этапе развития экономики в условиях сосуществования разных профессиональных образовательных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст профессиональных учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Предлагаемый комплекс методических материалов поможет унифицицировать работу по сопровождению проектной деятельности обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка
Введение
1. Цель создания комплекса
2. Структура и содержание комплекса
3. Выводы и обобщения
Источники
Положение о проектной деятельности обучающихся  
Приложения:  
№ 1. Что такое учебный проект? (Информация и рекомендации по разработке проекта)  
№ 2. Примерная структура проекта (Рекомендации по оформлению проекта)  
№ 3. Памятка по созданию учебных проектов  
№ 4. Виды исследовательских работ  
№ 5. Критерии сформированности навыков проектной деятельности  
№ 6. Примерный план индивидуальных консультаций в ходе работы над учебным проектом  
№ 7. Карта наблюдения за ходом выполнения учебного проекта (для руководителя проекта)  
№ 8. Оценочный лист устного публичного выступления  
№ 9. Памятка для общественного эксперта по оценке проектной работы обучающегося  
№ 10. Анкета для обучающегося «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом»  


Пояснительная записка

На современном этапе развития экономики в условиях сосуществования разных профессиональных образовательных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст профессиональных учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

По определению Е. С. Полата, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

· Рефлексивные умения;

· Поисковые (исследовательские) умения;

· Умения и навыки работы в сотрудничестве;

· Менеджерские умения и навыки;

· Коммуникативные умения;

· Презентационные умения и навыки.

Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .

Учебный телекоммуникационный проект — это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения преподавателя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать общие и профессиональные компетентности обучающихся.

I. Введение

Комплекс оценочных материалов (далее – комплекс) для оценки планируемых результатов освоения программы обучения (ППКРС/ППССЗ) государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (далее – техникум) в форме учебного проекта разработан на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273), ФГОС СПО по направлениям подготовки, учебного плана и нормативно-правовых документов.

При разработке комплекса использованы инструктивно – методические материалы мониторинга оценки качества профессионального образования и диагностические материалы, разработанные в рамках реализации модели образовательной системы профессиональной школы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно – общественного управления реализацией образовательных программ профессионального образования.

Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения преподавателя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать общие и профессиональные компетентности обучающихся.

Проектная деятельность и учебный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

II. Цель создания комплекса

Цель создания комплекса:

· разработка измерительных материалов для планируемых результатов освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций в форме учебного проекта;

· разработка методических рекомендаций для участников учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Предлагаемый комплекс методических материалов поможет унифицицировать работу по сопровождению проектной деятельности обучающихся, а объективная оценка деятельности обучающихся даст возможность для дальнейшего развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.

III. Структура и содержание комплекса

Комплекс оценочных материалов состоит из следующих разделов:

1. Положение о проектной деятельности обучающихся определяет все этапы работы над учебным проектом, при этом обучение навыкам проектной деятельности ведётся на всех уровнях образования. В соответствии с требованиями ФГОС СПО и ППКРС/ППССЗ. Положение содержит:

- Требования к организации работы над учебным проектом,

- Требования к содержанию и направленности учебных проектов обучающихся,

- Требования к оформлению учебного проекта,

- Сроки и этапы выполнения учебных проектов,

- Требования к защите и учебного проекта,

- Критерии оценки учебных проектов.

В Положении представлены и способы представления промежуточных результатов проектной деятельности обучающихся: выступление на студенческих научно – практических конференциях.

2.Карта оценки учебного проекта обучающегося на уровне среднего профессионального образования.

Основным объектом оценки результатов освоения ППКРС/ППССЗ служит сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального учебного проекта. Планируемые результаты обучающихся стали основными критериями в оценке учебного проекта на базовом уровне. Миссия техникума,задачи профессиональной образовательной программы, результаты внутреннего мониторинга качества образования позволяют представить уровень сформированности компетенций. В карте оценки определены умения и навыки проектной деятельности, относящиеся к критериям:

- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,

- сформированность предметных знаний и способов действий,

- сформированность профессиональных компетенций,

- сформированность общих компетенций.

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций отражена в количестве баллов, выставленных при защите проекта руководителем учебного проекта и экспертной комиссией. Особое значение при этом имеет развитие личностно – значимых умений и навыков проектной деятельности, приобретённых самостоятельно (без помощи руководителя) в процессе работы над проектом, а также углублённое изучение проблемы и практическая направленность проекта.

3.Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки

Для работы над учебным проектом обучающимся предлагаются следующие инструктивные материалы:

- Форма плана работы над учебным проектом: план составляется обучающимся самостоятельно или с помощью руководителя после утверждения приказом директора темы проекта и назначения руководителя и помогает организовать работу над проектом в течение всего учебного года. Темы проектов помещаются на сайте техникума и на информационных стендах.

- Публичное выступление – испытание для ученика, поэтому в комплекс входят памятка «Как подготовить публичное выступление» и оценочный лист, которые не только помогают обучающемуся подготовиться к защите проекта, но и предварительно оценить свои возможности и внести необходимые коррективы.

- Требования к оформлению индивидуального учебного проекта, образец паспорта проекта и рекомендации к компьютерной презентации служат информативными материалами и материалами для контроля за представлением конечного продукта проектной деятельности, они позволяют объективно оценить сформированность ИКТ- компетенции обучающегося.

- Карта самооценки учебного проекта и анкета «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом разработаны с целью формирования способности обучающихся к объективной оценке продукта собственного труда и своевременной коррекции проекта. Критерии оценки выбраны с учётом имеющегося у обучающегося опыта промежуточной аттестации в форме защиты проекта на уроке. Самооценка развивает критическое мышление, умение самостоятельно мыслить, выбирать правильные пути решения проблемы, осваивать новые способы действий.

- Анкета для обучающихся «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» позволяет ученику выделить те проектные навыки и умения, которые были получены в ходе самостоятельной работы над проектом и увидеть перспективу своего развития.

- Терминологический словарь служит помощником в написании и представлении учебного проекта.

4. Методические материалы для руководителя проекта:

- Карта наблюдения за ходом выполнения индивидуального итогового проекта, которая была предложена в ходе апробации регионального мониторинга качества общего образования;

- Анкета – сопровождение – форма педагогической рефлексии, предлагается руководителю проекта для того, чтобы проанализировать свою деятельность в ходе совместной работы с обучающимся и заполняется после завершения работы;

- Примерный план индивидуальных консультаций помогает руководителю вовремя реагировать на вопросы, возникающие в ходе работы над проектом, и корректировать материал, уже разработанный обучающимся самостоятельно;

- Требования к рецензии на учебный проект. Мнение руководителя проекта, изложенное в рецензии, имеет большое значение для обучающегося и обязательно учитывается экспертами.

5. Инструктивные материалы и методические рекомендации для общественных экспертов.

В оценке результатов обучающихся в форме учебного проекта принимают участие общественные эксперты, входящие в состав комиссии. Для них разработаны и входят в комплекс методические рекомендации, которые включают необходимые понятия и раскрывают сущность критериев оценки учебных проектов обучающихся, а также критериев оценки уровней сформированности навыков проектной деятельности.

По данным методическим рекомендациям с общественными экспертами проводятся консультации, эксперты изучают Положение о проектной деятельности и участвуют в оценке проектов в ходе студенческой научно-практической конференции.

В качестве информационного материала для общественных экспертов предлагаются материалы, раскрывающие смысл понятия «умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности».

6. План контроля заместителя директора по учебной работе за организацией проектной деятельности обучающихся – часть внутреннего мониторинга и входит в план внутритехникумовского контроля. Цель контроля – обеспечение условий для успешной разработки учебного проекта обучающегося и оказание методической помощи руководителю учебного проекта.

IV. Выводы и обобщения

Комплекс позволяет объективно оценить на разных уровнях степень сформированности у обучающихся навыков проектной деятельности, а также способность управлять своей деятельностью, в том числе корректировать и определять новые задачи в соответствии с изменяющейся ситуацией. Материалы комплекса носят аналитический и обучающий характер, т.к. в процессе оценки планируемых результатов освоения ППКРС/ППССЗ и в процессе работы над учебным проектом «само обучение происходит в процессе деятельности».

Такой личностно – деятельностный подход к разработке оценочных материалов обеспечивает возможность сотрудничества обучающихся, руководителей, консультантов проекта. Комплекс обеспечивает участие в процедурах оценки всех субъектов государственно-общественного управления техникумом. Комплекс обеспечивает выполнение требований ФГОС СПО в части системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 63 с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей/Е. С. Полат - М.:Издательский центр «Академия», 1997. – 38 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 126 с.

4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая. М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

5. Учебные проекты: возможности Интернет. Бухаркина М. Ю.// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.

РАССМОТРЕНО   УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета ГПОУ ТО «БМТ» (отделение в г.Киреевск)   Протокол № ____ от «___» _______201__г.     Директор ГПОУ ТО «БМТ»   _____________Е.А.Косинова «____» ____________201__г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям (далее - ФГОС СПО), программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) и Устава техникума.

1.2.Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и социальных партнёров.

1.3.Проектная работа представляет собой деятельность, выполняемую обучающимися в рамках однойили нескольких учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей (интегрированный проект), способствует повышению качества образования, позволяет использовать полученные знания, освоить различные формы и методы практической работы.

1.4.Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), помогает развитию творческих способностей и логического мышления.

1.5.Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ППКРС/ППССЗ.

1.6.В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все педагогические структуры техникума.

1.7.Проект-это форма организации совместной деятельности обучающегося(щихся) и руководителя (преподавателя, родителей, социальных партнёров), направленная на достижение поставленной цели и решение проблемы, значимой для обучающегося, оформленная в виде конечного продукта.

Требования к организации работы над учебным проектом

4.1.Общее руководство проектной деятельностью обучающихся осуществляют заведующий отделения по учебнойработе и заместитель директора по учебной работе.

4.2.Руководителями проектной деятельности обучающихся являются преподаватели, мастера производственного обучения, реализующие ФГОС СПО.

4.3.Руководителем, консультантом учебного проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).

4.4.Инициатором в выборе руководителя проекта является обучающийся.

4.5.Руководитель проекта назначается приказом директора.

4.6. Руководители проекта:

-организуют работу обучающегося над учебным проектом,

-представляют заявку на руководство проектной деятельностью обучающегося, план работы для рассмотрения на методическом совете техникума;

-обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,

-проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на разных этапах работы,

-заявляют об участии обучающихся в конкурсах различного уровня.

4.7.Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет проходить работа над учебным проектом.

4.8.Обучающиеся вместе с руководителем выбирают тему, определяют результат (продукт) работы и её жанровые особенности, планируют деятельность.

4.9.Промежуточная экспертиза проекта осуществляется комиссией методического совета посредством анализа продукта проектной деятельности.

4.10.Сроки защиты учебных проектов утверждаются приказом директора.

4.11.Публичная защита учебных проектов осуществляется в соответствии с регламентом экзаменов по выбору.

Требования к содержанию и направленности учебных проектов

5.1. По типу (по доминирующей деятельности) учебные проекты могут быть:

5.1.1. Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

5.1.2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

5.1.3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

5.1.4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

5.2. По виду (по предметно-содержательной деятельности) учебные проекты могут быть:

5.2.1. Монопредметный - относится к определённым областям знаний, разрабатывается в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.

5.2.2. Межпредметный (междисциплинарный) проект -относится к определённой области деятельностив рамках нескольких предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности.

5.2.3.Надпредметный проект - на стыке областей знаний и за рамками содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

5.3. По продолжительности учебные проекты могут быть: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

5.4. По количеству участников учебные проекты могут быть:индивидуальные, групповые, коллективные.

5.5.Представление учебных проектов может быть проведено в форме:

- компьютерной презентации с описанием продукта,

- демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО) ,web-сайта или страницы,

- сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;

- схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума,

- реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.

6.Требования к оформлению учебного проекта

6.1 Учебный проект должен содержать:

- продукт проектной деятельности;

- паспорт проекта объёмом не более 4 машинописных страниц ( формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены:

- титульный лист, где указаны:

- полное наименование образовательной организации,

- название проекта, автор и руководитель проекта, консультант,

- год его выполнения;

- пояснительную записку, в которой указаны:

- цель и задачи проекта;

- краткое описание хода его выполнения и полученных результатов;

- список литературы и материально-технических ресурсов;

6.2.Учебный проект также включает краткий отзыв руководителя проекта (рецензия).

6.3.Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок.

6.4.Все страницы учебного проекта (кроме титульного листа) нумеруются.Ссылки оформляются в соответствии с образцом.

6.5. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится.

6.6.Печатный материал дублируется на диске. Обложка папки – футляра для диска может иметь элементы красочного рекламного оформления и содержать краткую аннотацию.

6.7.Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работы организует оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса.

Требования к защите учебного проекта

9.1.Защита учебного проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутритехникумовского мониторинга образовательных достижений обучающихся.

9.2.Обучающиеся представляют свой проект в качестве экзаменационной работы за одну неделю до защиты для просмотра комиссии.

9.3.Защита проекта производится в сроки, согласно утверждённому директором расписанию.

9.5.Публичная защита учебного проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 16.

9.6.После завершения выступления обучающийся должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли).

9.7.Публичное представление учебного проекта обучающегося должно содержать:

- обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,

- цели и задачи проекта и степень их выполнения,

- обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,

- описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности;

а также учитывается:

- эмоциональное воздействие на слушателей,

- правильность речи, артистичность,

- умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,

- дизайн проекта.

9.8.Все демонстрационные материалы для защиты учебного проекта должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.

9.9.Обучающимся предоставляется возможность по специальному графику апробировать технику и качество записи.

Что такое учебный проект?

(Информация и рекомендации по разработке проекта)

Скажи, и я забуду.

Покажи, и я запомню.

Вовлеки, и я научусь.

Проект– это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Проект в переводе означает «брошенный вперёд».

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых (общих и профессиональных) компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Виды проектов по продолжительности:

- мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее;

- кракосрочные требуют 3-4 урока;

- недельные выполняются в группах в ходе проектной недели, выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя;

- долгосрочные (годичные), могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время.

Виды проектов по профилю знаний:

- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает преподаватель-предметник, консультантом – преподаватель другой учебной дисциплины.

- межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Типология учебных проектов:

- практико-ориентированный, нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, района, республики, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;

- исследовательский, по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабараторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.;

- информационный, направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;

- творческий, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, тетрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.;

- ролевой, разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Виды проектов по количеству участников:

- личностные (индивидуальные);

- парные;

- групповые.

Задачи – это конкретные, поддающиеся измерению шаги по достижению цели. Они определяют ваши действия. При анализе задач важно учитывать:

1) насколько эти задачи адекватны выбранным для их решения методам;

2) не потребует ли ваша работа огромных дополнительных затрат (финансовых, временных, интеллектуальных и т.п.);

3) достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации идеи (квалифицированный персонал, время, оборудование и т.п.);

4) не станет ли предлагаемый проект непосильным бременем для вас?

5) Существуют ли альтернативные варианты решения данной проблемы?

Задачи проекта всегда связаны с поставленными целями и проблемой, они указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта.

Поставить задачу – значит определить, через какие действия, представленные в разных условиях, можно достичь цели.

условия задачи
Организационные Обеспечить организационный комплекс мер, направленных на изменение …
Мотивационные Обеспечить включённость участников в обсуждение, проектирование …
Образовательные Обеспечить организацию и мониторинг результативности …
Кадровые и программно-методические Обеспечить кадровые и программно-методические условия, необходимые для реализации …
Материально-технические Обеспечить условия труда и учёбы, оснащённость помещений…
Финансовые Обеспечить объём финансирования, необходимый для реализации изменений …
Правовые Обеспечить нормативно-правовые обоснования, необходимые для реализации...

Этапы работы над проектом

1. Поиск темы, возникновение замысла.

2. Проведение анализа темы (работа с литературой, Интернет-ресурсами).

3. Выполнение эскизно-проектных работ.

4. Написание проекта.

5. Практика выполнения проекта.

6. Защита проекта.

Примерная структура проекта

(Рекомендации по оформлению проекта)

Примерная структура проекта:

1. Титульный лист (включает вашу тему, ФИО исполнителя и руководителя, группу и дату).

2. Актуальность проекта (обоснование необходимости проекта, описание проблемы).

3. Цели и задачи проекта (раздел включает конкретные цели, которые ставите для решения поставленной проблемы, а также задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

4. Основное содержание проекта (раздел включает описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, какие ресурсы будут использованы, как будет осуществлён отбор участников либо целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.).

5. План реализации проекта

Наши рекомендации

№ п/п задача мероприятия сроки ответственный