Вторая стадия — сбор и анализ информации о внешней среде организации.
· Анализ целевых аудиторий. Основная целевая аудитория — читатели. В эту категорию входят: сами хоккеисты (всего в городе 16 клубов, в каждом примерно по 12 возрастов); тренеры; любители (те, кто играет в хоккей не на профессиональном уровне, а для себя); родители юных хоккеистов, хоккейные болельщики. Важнейшая целевая аудитория — частные инвесторы. Они являются главными источниками финансирования. Общая сумма необходимых инвестиций составляет 570 тыс. рублей. Срок привлечения инвестиций — 6 месяцев. Предполагаемая форма инвестирования — спонсорство или долгосрочный кредит. Уже создана база постоянных доноров — это петербургские и московские фирмы; рекламодатели, клиенты из Омска, Челябинска, Твери, Новосибирска, Белоруссии.
· Анализ конкурентов. У газеты «Хоккей в Питере» нет конкурентов в издательском бизнесе, так как направленность издания специфична. Конечно, такие издания, как «Советский спорт», «Спорт день за днем», «Спорт-экспресс», «Спорт-уикэнд» пишут о хоккее, но они ориентируются только на игры суперлиги, иногда публикуют заметки об играх высшей лиги. «Хоккей в Питере» пишет обо всем, что происходит в хоккее Санкт-Петербурга.
Позиция городских властей характеризуется индифферентностью — отсутствует желание поддержать малое предприятие.
Третья стадия — определение и уяснение характера ситуации
Анализ рисков, связанных с функционированием издания, позволяет определить ситуацию как стабильную. Все виды рисков можно структурировать следующим образом.
А) Финансово-экономические риски:
· неустойчивость спроса — риск присутствует. Альтернативное решение — грамотное предложение ценовой политики, а также удовлетворение интересов читателей посредством проведения различных PR-мероприятий и исследований общественного мнения;
· предложение альтернативных услуг (открытие специализированных хоккейных газет) — риск незначителен, так как проект создания и продвижения специализированной хоккейной газеты уникален и достаточно сложен в реализации;
· рост налогов — риск незначителен. При создании печатного издания налог на него не взимается на протяжении двух лет;
· снижение платежеспособности инвесторов — риск присутствует. Альтернатива — нахождение новых инвесторов.
Б) Социальные риски:
· нехватка квалифицированного персонала — риск присутствует. В Санкт-Петербурге мало квалифицированных спортивных журналистов. Поиск работников на договорной основе;
· понижение популярности хоккея в Санкт-Петербурге и, соответственно, понижение спроса на специализированное хоккейное издание — риск незначителен.
SWOT-анализ.
Сильные стороны издания: 1) уникальность проекта (работа с детским, юношеским хоккеем); 2) наличие постоянных клиентов; 3) налаженные партнерские отношения с Федерацией хоккея Санкт-Петербурга, с хоккейными клубами, специализированными спортивными магазинами; 4) охват всех хоккейных команд города (от детей младшего школьного возраста до взрослых любителей и игроков-ветеранов); 5) информационное спонсорство всех детских, юношеских, профессиональных и любительских турниров в Санкт-Петербурге.
Слабые стороны: 1) узость клиентской базы (только люди, имеющие отношение к хоккею); 2) сезонность; 3) постоянное давление со стороны более мощных и известных конкурентов (например, «Советский спорт», «Спорт-экспресс», «Спорт день за днем», «Спорт-уикэнд»); 4) отсутствие точек распространения в городе через «Метро-пресс» или «Союзпечать»; 5) небольшой тираж; 6) отсутствие постоянного спонсора; 7) отсутствие закрепленного за изданием офиса.
Возможности: 1) расширение (выход на общегородской уровень); 2) увеличение тиража; 3) увеличение объема газеты; 4) изменение цветового формата; 5) заключение договора с Федерацией хоккея об информационном спонсорстве газетой всех хоккейных турниров, проводимых в Санкт-Петербурге; 6) организация городского турнира для детей; 7) создание ежемесячного цветного журнала; 8) полный захват хоккейной ниши Санкт-Петербурга; 9) получение газеты властями Санкт-Петербурга и Москвы; 10) пополнение штата квалифицированными специалистами (опытными спортивными журналистами).
Угрозы: 1) со стороны потребителей — потеря интереса к изданию; 2) со стороны партнеров — отказ от распространения газеты; 3) со стороны рекламодателей — отсутствие рекламы; 4) со стороны спонсоров — отсутствие финансирования.
Таким образом, посредством SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны издания, а также его возможности и потенциальные угрозы. Исходя из первоначального анализа, необходимо решить самую главную задачу проекта: определить актуальную проблему, стоящую перед организацией. Она может быть сформулирована как стратегическое изменение позиции издания.
2. Концептуальный этап ситуационного анализа
Цель: ребрендинг издания посредством вывода на уровень глянцевого журнала.
Задачи: 1) изменение концепции издания «Хоккей в Питере»; разработка нового фирменного стиля; 2) продвижение издания на региональном уровне путем внедрения на рынок печатной продукции других городов; 3) увеличение тиража до 3 тыс. экземпляров.
3. Третий этап — выбор стратегии PR-деятельности
План PR-программы ребрендинга издания «Хоккей в Питере»:
1) проведение масштабной PR-кампании по информационному продвижению;
2) расширение каналов распространения — создание веб-сайта, освоение новых территорий распространения;
3) поиск новых спонсоров — налаживание прочных контактов (заключение договора) с Федерацией хоккея Санкт-Петербурга о финансовой поддержке издания;
4) визуальная «раскрутка» предусматривает: размещение логотипа издания на форме игроков; размещение логотипа издания на ледовых площадках; использование логотипа в рекламе во время проведения спортивных мероприятий;
5) проведение PR-акций типа «Купи сам, посоветуй другу». Например, болельщик покупает газету во время матча и советует своему другу также приобрести экземпляр. За это он получает карточку со скидкой в 5% на любой товар в одном из хоккейных магазинов города, где распространяется издание. Акция «Кто возьмет газеток пачку, тот получит диск в придачу!» предусматривает подарок читателю от редакции (диск с игрой «NHL-2007») в случае единовременной покупки не менее пяти экземпляров газеты;
6) создание нового направления PR-деятельности — заказ любой спортивной командой сувенирной продукции с уникальным дизайном, разработанным специально для нее (кубки, медали, дипломы, календари, вымпелы, игровые карточки хоккеистов, профессиональные фотографии, подписанные и оформленные в рамку, спортивные костюмы, игровой инвентарь, фанатские шарфы, флаги и другое). Сюда же относится оформление клубов и офисов в «хоккейном» стиле, организация мастер-классов с ведущими специалистами в области хоккея, проведение детских турниров, хоккейных праздников.
По результатам проведения СА был разработан
Проект издания глянцевого журнала «Хоккей в Питере»
Формат журнала. Глянцевое цветное издание (мелованная бумага, 170 г обложка, 130 г блок), 36 полос, А4, периодичность — один раз в месяц. Стоимость — 100 рублей.
Стиль журнала. Фирменные цвета журнала «Хоккей в Питере» — голубой, синий и черный. Именно в этой цветовой гамме выполнен логотип издания. Журнал разделен на рубрики, каждая из которых имеет определенное цветовое решение. В каждом номере на обложке фотография главного героя с его автографом и пожеланиями для читателей. Журнал имеет свой уникальный запатентованный стиль.
Концепция журнала. В ходе смены имиджа была изменена концепция журнала. Теперь в каждом номере публикуется два больших интервью с игроками команды суперлиги СКА, обсуждаются проблемы СДЮШОР, анонсируются события, происходящие в мире санкт-петербургского хоккея, освещаются новости Федерации хоккея Санкт-Петербурга и Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. Открыта новая рубрика «Советы», в которой профессиональные хоккеисты делятся опытом и дают советы по покупке амуниции, публикуются подробные ответы руководства Федерации хоккея на вопросы, волнующие родителей и игроков, дается полная статистическая информация по всем возрастам. Имеется несколько специальных предложений, таких, как размещение постера команды или одного игрока на центральном развороте, публикация фотографии команды на четвертой сторонке обложки. Регулярно проводятся конкурсы, победителям которых вручаются памятные призы от журнала.
Продвижение журнала. На данный момент журнал «Хоккей в Питере» распространяется во всех специализированных магазинах, организованы продажа в ДС «Ледовый» на матчах СКА, подписка всех клубов и СДЮШОР Санкт-Петербурга. Также журнал вышел на региональный уровень, теперь открыта подписка и в других городах.
Каждый номер журнала попадает в руки губернатора Санкт-Петербурга и председателя Комитета физической культуре и спорту правительства города.
Приложение 1.