Ребенка с общим недоразвитием речи
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию
в образовательных учреждениях
Комитетом по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.3
Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор
канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии
и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина
И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006
ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________
Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
______________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________
______________________________________________________________________________
Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________
принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической
группы с (состояние речи) _______________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________
Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
до года _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после года_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
судороги при высокой температуре________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оториноларинголог_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Офтальмолог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хирург________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ортопед_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________________________________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________________________________________
Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________
______________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_______________________________________
______________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом_______________________________________________________
______________________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом___________________________________________________
______________________________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение направления звука________________________________________________
______________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма______________________________________________
__________________________________________________________________________
С 4 лет с 5 лет с 6 лет
_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______
_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______
. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______
Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________________________________________
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________
__________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____
______________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года________________________________________________________________
5 лет_________________________________________________________________
6 лет__________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)______
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
4 года
Игрушки ___________________________________________________________________
Посуда______________________________________________________________________ Одежда____________________________________________________________________
Обувь_______________________________________________________________________
5 лет
Мебель______________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты______________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
6 лет
Ягоды______________________________________________________________________
Насекомые___________________________________________________________________
Животные____________________________________________________________________
Транспорт_________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги__________________________ спинка стула________________________________
Руки________________________ сиденье стула_____________________________
Голова______________________ ножки стула______________________________
Глаза_______________________ кузов машины_____________________________
Уши________________________ колеса машины____________________________
5 лет
Нос_________________________ рукав ____________________________________
Рот_________________________ воротник__________________________________
Шея________________________ пуговица__________________________________
Живот______________________ кабина машины____________________________
Грудь______________________ руль______________________________________
6 лет
Локоть_____________________ манжета___________________________________
Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________
Затылок____________________ фары_______________________________________
Висок______________________ мотор______________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
4 года
Мяч, кукла, машинка ____________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты _____________________________________________________ Тапки, туфли, ботинки _______________________________________________________
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь__________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________________________________
Муха, комар, бабочка______________________________________________________ Кошка, собака, корова_________________________________________________________ Самолет, автобус, машина________________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг ________________________ добро ______________________________________
Горе ________________________ горячий ___________________________________
Легкий ______________________ длинный___________________________________
Давать _______________________ поднимать__________________________________
ГЛАГОЛЫ
4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)________________________________________________________
Что делает девочка? (Спит) ___________________________________________________
Что делают дети? (Играют) ______________________________________________________ Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)___________________________________________________ Что делают машины? (Едут) ____________________________________________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) _____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ Как передвигается человек? (Ходит) ______________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________________________________________ А как подает голос корова? (Мычит) _______________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_______________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _________________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)__________________________________________ А что делает продавец? (Продает) ________________________________________________ А что делает маляр? (Красит) ____________________________________________________ А что делает швея? (Шьет) _______________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
4 года
Красный ____________________________________________________________________
Синий______________________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________________ Желтый____________________________________________________________________ Белый_______________________________________________________________________
Черный _____________________________________________________________________
5 лет
Красный ____________________________________________________________________
Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый______________________________________________________________________ Зеленый_______________________________________________________________________ Голубой ___________________________________________________________________ Синий_________________________________________________________________________
Белый_________________________________________________________________________
Черный _____________________________________________________________________
6 лет
Красный ___________________________________________________________________
Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый ______________________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________________ Голубой __________________________________________________________________ Синий________________________________________________________________________
Фиолетовый________________________________________________________________ Розовый _______________________________________________________________________ Белый_________________________________________________________________________
Черный____________________________________________________________________ Серый_________________________________________________________________________
Коричневый _______________________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
4 года
Мяч какой? (Круглый)___________________________________________________________
Платок какой? (Квадратный)_____________________________________________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) _________________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)_____________________________________________________ Косынка какая? (Треугольная)________________________________________________ Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________
Окно какое? (Квадратное) ___________________________________________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________________ Слива какая? (Овальная) _________________________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) __________________________________________________
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
4 года
Кот________________________________________________________________________
Вода________________________________________________________________________ Стук _______________________________________________________________________ Мост________________________________________________________________________
Спина_______________________________________________________________________ Банка_______________________________________________________________________
Фантик_______________________________________________________________________
Ступенька_____________________________________________________________________
5 лет
Самолет_______________________________________________________________________
Скворец_______________________________________________________________________
Фотограф__________________________________________________________________
Микстура______________________________________________________________________
Парашютист _______________________________________________________________ Погремушка ________________________________________________________________ Сестренка развешивает простыни.________________________________________________ В универсаме продают продукты.________________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________
6 лет
Тротуар ____________________________________________________________________
Градусник_________________________________________________________________
Фотоаппарат ___________________________________________________________________ Экскаватор ________________________________________________________________ Виолончелист_______________________________________________________________ Регулировщик__________________________________________________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________
______________________________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________
____________________________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
___________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
__________________________________________________________________________
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[й].________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[й].________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[й].________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию
в образовательных учреждениях
Комитетом по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.3
Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор
канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии
и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина
И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006
ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________
Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
______________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________
______________________________________________________________________________
Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________
принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической
группы с (состояние речи) _______________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________
Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
до года _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после года_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
судороги при высокой температуре________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________