Указания по выполнению контрольной работы № 1
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов специальностей: 311100 «Городской кадастр», 280201
«Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; для студентов, обучающихся по направлению 120700 «Землеустройство и кадастры» всех профилей подготовки, 280700.62 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»
всех форм обучения
Тюмень, 2012
ББК: У9(2)32-517 УДК: 631.4 С – 42 Скипин Л.Н., Гузеева С.А. Почвоведение: методические указания для выполнения контрольных работ, для студентов специальностей: 311100 «Городской кадастр», 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; для студентов, обучающихся по направлению 120700 «Землеустройство и кадастры» всех профилей подготовки, 280700.62 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды» всех форм обучения. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2012. - 20с. Методические указания для выполнения контрольных работ составлены на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта по направлениям «Землеустройство и кадастры» и «Техносферная безопасность» и в контрольной работе №1 содержат основные расчеты по определению полного названия почвы по гранулометрическому составу согласно принятой классификации, а также основные вопросы для самостоятельного углубленного изучения дисциплины; в контрольной работе №2 по результатам химических анализов почвы необходимо дать полную ее характеристику и представить реферативное описание одного из основных типов почв Тюменской области по заданной структуре. Предполагаемые МУ способствуют развитию у студентов профессиональных компетенций. Применяя данные рекомендации, студенты имеют возможность работать в индивидуальном режиме, ориентированном на изучение и закрепления материала в форме написания контрольной работы. Рецензент: Митриковский А.Я.. Тираж 100 экз. © ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » © Скипин Л.Н.., Гузеева С.А. Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение …………………………………………….………………………….4
1. Указания по выполнению контрольной работы № 1……………….……6
2. Вопросы для контрольной работы № 1 .…………………………………12
3. Указания по выполнению контрольной работы № 2……………….…...13
4. Темы рефератов для контрольной работы № 2…………………………..19
Рекомендуемая литература ……………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Почвоведение – наука о почвах, их образовании, свойствах, закономерностях географического распространения и путях рационального использования в сельском и народном хозяйстве.
Основным свойством почв является плодородие – способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде и других факторах для создания урожая. Почва, являясь особым природным телом, выступает как важнейшая среда в развитии природы земного шара. Вместе с тем почва относится к основным средствам производства в сельском хозяйстве. В процессе сельскохозяйственного использования человек существенно изменяет условия формирования плодородия почв. Посадка и вырубка лесов, осушение и орошение, а также приемы обработки почв и средств химической мелиорации оказывают сильное воздействие на них. Таким образом, почвы – не только предмет приложения человеческого труда, но и продукт этого труда.
Знания в области почвоведения используются работниками землеустроительной и экологической службы при анализе, проектировании, рациональном и эффективном использовании земельных ресурсов. Все специалисты, имеющие дело с землей, должны уметь осуществлять национальную почвенную политику, решать такие важнейшие проблемы как защита почв от эрозии, вторичного засоления, повышение почвенного плодородия. Кроме того, специалистам необходимо учитывать то обстоятельство, что почвы служат объектом разностороннего использования в таких областях народного хозяйства как строительство, транспорт, горнорудное дело и промышленное производство, которые часто нарушают интересы сельскохозяйственного производства.
Из изложенного видно, что почвоведение является одной из важнейших дисциплин при подготовке специалистов в области экологии, землеустройства и кадастров, составляет основу их практической деятельности. Специалисты при изучении данного курса должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурными:
ОК-7 – культура безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
ОК-8 – способность работать самостоятельно;
ОК-9 – способность принимать решения в пределах своих полномочий;
ОК-10 – способность к познавательной деятельности.
ОК-11 – способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
При изучении учебного материала особое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Большое значение придается организации индивидуальной работы студентов по обеспечению возможно полной их самостоятельности.
В заданиях отражены все разделы почвоведения, предусмотренные перечнем государственных требований по направлению базового высшего образования и бакалавриата.
Таблица 1
Таблица 2
Классификация почв по механическому составу
(Н.А. Качинский, 1958)
Название почв по механическому составу | Содержание физической глины (частиц α < 0,01 мм) в % | ||
в почвах подзолистого типа почвообразования | в почвах степного типа почвообразова-ния, а также красно-земах и желтоземах | в солонцах и силь-носолонцеватых почвах | |
Песок рыхлый | 0 – 5 | 0 – 5 | 0 – 5 |
Песок связной | 5 – 10 | 5 – 10 | 5 – 10 |
Супесчаные | 10 – 20 | 10 – 20 | 10 – 15 |
Легкосуглинистые | 20 – 30 | 20 – 30 | 15 – 20 |
Среднесуглинистые | 30 – 40 | 30 – 45 | 20 – 30 |
Тяжелосуглинистые | 40 – 50 | 45 – 60 | 30 – 40 |
Легкоглинистые | 50 – 65 | 60 – 75 | 40 – 50 |
Среднеглинистые | 65 – 80 | 75 – 85 | 50 – 65 |
Тяжелоглинистые | > 80 | > 85 | > 65 |
После того, как дано название почвы по содержанию физической глины, необходимо в строке анализов выбрать две фракции, процентное содержание которых максимальное (название данных фракций уточняем, пользуясь таблицей 1). В почвоведении есть правило: из двух характеристик в конце ставим ту, которая преобладает. Например: комковато-пылеватая (преобладает пыль), иловато-песчаная (преобладает песок).
Определить гранулометрический (механический) состав почв степного типа почвообразования.
Варианты заданий
Задание 1
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 4,1 | 24,2 | 14,4 | 29,0 | 24,6 | 3,7 | 57,3 |
10 – 40 | 4,2 | 29,6 | 7,9 | 23,7 | 30,5 | 4,1 | 58,3 |
40 – 50 | 2,0 | 19,6 | 21,6 | 31,6 | 21,1 | 4,1 | 56,8 |
100 – 120 | 4,2 | 17,5 | 27,9 | 21,4 | 24,6 | 4,4 | 50,4 |
180 – 190 | 3,0 | 20,6 | 22,3 | 22,6 | 26,6 | 4,9 | 54,1 |
Задание 2
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | |||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,001 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | |
0 – 20 | 3,2 | 16,4 | 37,1 | 13,3 | 17,6 | 12,4 |
35 – 45 | 3,1 | 9,9 | 26,9 | 16,2 | 21,3 | 22,6 |
65 – 75 | 3,6 | 13,9 | 16,6 | 17,5 | 27,4 | 21,0 |
90 – 100 | 2,5 | 15,3 | 25,1 | 15,0 | 29,4 | 12,7 |
130 – 140 | - | 11,3 | 29,7 | 14,0 | 22,4 | 22,6 |
Задание 3
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | |||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | |
0 – 25 | 6,7 | 20,4 | 19,5 | 26,5 | 23,0 | 3,9 |
35 – 45 | 6,6 | 18,4 | 18,4 | 22,1 | 30,0 | 4,5 |
65 – 75 | 6,0 | 17,8 | 14,2 | 26,2 | 20,4 | 15,4 |
90 – 100 | 7,5 | 12,5 | 20,3 | 25,0 | 20,3 | 14,4 |
110 - 120 | 8,9 | 22,7 | 19,3 | 20,4 | 17,7 | 11,0 |
Задание 4
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 0,9 | 15,6 | 14,3 | 28,7 | 24,3 | 16,2 | 69,2 |
25 – 35 | 1,4 | 17,2 | 12,6 | 29,1 | 27,5 | 12,2 | 68,8 |
50 – 60 | 1,3 | 9,4 | 16,7 | 26,8 | 23,4 | 22,4 | 72,6 |
90 – 100 | 2,8 | 14,5 | 22,5 | 21,8 | 20,3 | 18,1 | 60,2 |
120-130 | 3,5 | 15,7 | 25,0 | 22,1 | 25,3 | 8,4 | 55,8 |
Задание 5
Глубина взятия образца, см | Размер фракций, мм Содержание фракций в % | |||||
1,0-0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,001 | 0,001 - 0,0002 | < 0,0002 | |
5 – 10 | 9,9 | 6,2 | 21,6 | 55,9 | 5,4 | 1,0 |
15 – 25 | 8,1 | 8,4 | 21,3 | 55,2 | 6,0 | 1,0 |
25 – 35 | 4,5 | 8,7 | 16,8 | 54,3 | 9,7 | 6,0 |
45 – 55 | 2,2 | 4,2 | 15,8 | 40,8 | 18,2 | 18,8 |
80 – 90 | 0,0 | 0,2 | 6,4 | 67,1 | 13,2 | 13,1 |
Задание 6
Глубина взятия образца, см | Размер фракций, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 0,6 | 0,9 | 17,2 | 10,3 | 23,3 | 47,7 | 81,3 |
20 – 30 | 0,3 | 0,6 | 6,0 | 10,0 | 25,0 | 58,1 | 93,1 |
45 – 55 | 1,6 | 2,7 | 10,5 | 8,0 | 23,9 | 53,3 | 85,2 |
70 – 80 | 1,9 | 0,4 | 10,5 | 10,0 | 18,5 | 58,7 | 87,2 |
120 - 130 | 2,0 | 1,5 | 15,0 | 12,6 | 14,3 | 54,6 | 81,5 |
Задание 7
Глубина взятия образца, см | Состав в процентах от веса сухой почвы при размере частиц, мм | |||||
1,0 - 0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
1 – 5 | 20,0 | 24,0 | 21,0 | 20,0 | 15,0 | 35,0 |
11 – 20 | 26,0 | 35,0 | 16,0 | 17,0 | 6,0 | 23,0 |
20 – 30 | 22,0 | 31,0 | 21,0 | 17,0 | 9,0 | 26,0 |
40 – 50 | 28,0 | 36,0 | 15,0 | 15,0 | 6,0 | 21,0 |
100 – 110 | 33,0 | 29,0 | 15,0 | 12,0 | 11,0 | 23,0 |
Задание 8
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 4,3 | 1,0 | 23,3 | 12,6 | 26,2 | 32,6 | 71,4 |
20 – 30 | 3,1 | 12,6 | 10,4 | 18,0 | 24,6 | 31,3 | 73,9 |
70 – 80 | 3,7 | 9,0 | 10,1 | 21,1 | 19,8 | 36,3 | 77,2 |
90 - 100 | 2,8 | 7,2 | 15,3 | 25,0 | 13,8 | 35,9 | 74,7 |
130 – 140 | 1,3 | 5,0 | 18,1 | 18,7 | 21,6 | 35,3 | 75,6 |
Задание 9
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 3,3 | 11,7 | 24,9 | 19,1 | 21,7 | 19,3 | 60,1 |
30 – 40 | 2,1 | 12,6 | 25,2 | 17,6 | 23,8 | 18,7 | 60,1 |
60 – 70 | 2,1 | 15,1 | 22,3 | 15,3 | 26,0 | 19,2 | 60,5 |
100 – 110 | 2,1 | 16,7 | 24,1 | 16,3 | 21,3 | 19,5 | 57,1 |
140 - 150 | 5,6 | 19,0 | 24,6 | 13,5 | 18,4 | 18,9 | 50,8 |
Задание 10
Глубина взятия образца, см | Размер фракции, мм Содержание в % | ||||||
1,0 -0,25 | 0,25 - 0,05 | 0,05 - 0,01 | 0,01 - 0,005 | 0,005 - 0,001 | < 0,001 | < 0,01 | |
0 – 10 | 3,8 | 15,9 | 15,9 | 23,4 | 21,7 | 19,3 | 64,4 |
30 – 40 | 2,2 | 19,8 | 11,5 | 24,0 | 23,8 | 18,7 | 66,5 |
60 – 70 | 1,4 | 14,7 | 16,1 | 22,6 | 26,0 | 19,2 | 67,8 |
100 – 110 | 2,5 | 10,7 | 21,6 | 24,4 | 21,3 | 19,5 | 65,2 |
140 - 150 | 3,4 | 9,2 | 23,5 | 26,6 | 18,4 | 18,9 | 63,9 |
Вопросы для контрольной работы № 1
1. Развитие науки почвоведения.
2. Земная кора, ее состав и строение.
3. Понятие о минералах и горных породах.
4. Процессы выветривания горных пород.
5. Четвертичные отложения как важнейшие почвообразующие породы
6. Рельеф, происхождение, классификация и его роль в почвообразовании
7. Деятельность человека как фактор почвообразования.
8. Почвообразовательные процессы и формирование почвенного профиля.
9. Биологические факторы почвообразования.
10. Органическая часть почв, ее состав и свойства.
11. Морфология почв.
12. Гранулометрический (механический) и минеральный состав почв и почвообразующих пород.
13. Геологический и биологический круговорот элементов питания растений.
14. Климат, как фактор почвообразования.
15. Внешние признаки почв как отражение процессов их формирования и развития.
16. Образование гумусовых веществ – важнейшей составной части почвы.
17. Общие физические свойства почв.
18. Физико- механические свойства почв.
19. Водные свойства и водный режим почв.
20. Минералогический состав почв и почвообразующих пород.
21. Воздушный режим почв.
22. Биологический и питательный режим почв.
23. Структура почв и ее оценка.
24. Химический состав почв и почвообразующих пород.
25. Почвенные коллоиды. Поглотительная способность и реакция почв.
26. Тепловые свойства и тепловой режим почв.
27. Плодородие почв.
28. Почвенные карты и картограммы.
29. Закономерности географического распространения почв. Классификация почв.
30. Использование материалов почвенных исследований.
Литература
а) основная литература:
1. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.Н. Почвоведение.-М:ИКЦ «Март», 2004. – 471 с.
2. Горкуша И.Ф., Яцюк М.М. Почвоведение с основами геологии. – М.: Колос, 2005. – 305с.
3. Мамонтов В.Г., Панов Н.П., Кауричев И.С. и др. Общее почвоведение. – М .: КолосС, 2006. – 456с.
4. 10.Муха В.Д., КартамышевН.И., Муха Д.В. Агропочвоведение.- М.:Колос,
2004. – 351 с.
б.) дополнительная литература:1. Агрохимическая характеристика почв СССР.- М.: Наука, 1976. – 525 с.
2. Антропогенное загрязнение природной среды и пути ее оптимизации:
Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хабарова.- М.: ГУЗ, 1996. – 239 с.
3. Ганжара И.Ф. Почвоведение,- М: Агрокансалт, 2001. – 387 с.
4. Гаркуша И.Ф. , М.М. Яцюк. Почвоведение с основами геологии.- М: Колос, 1975. - 401 с.
5. Голубев И.Ф. Почвоведение с основами геоботаники.-М: Колос, 1982.- 320 с.
6. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы.- М.:
Изд-воМГУ, 1986. – 259 с.
7. Добровольский B.B.География почв с основами почвоведения,- М.: Вла-
дос, 1999. – 240 с.
8. Каретин Д.Н. Почвы Тюменской области .-Новосибирск: Наука, 1990. – 320 с.
9. Кауричев И.С. «Почвоведение». – М.: Колос, 1982. – 710 с.
10. Ковда В.А. Биогеохимия почвенного покрова.- М.: Наука, 1996г. – 340 с.
11. Ковда В.А. Основы учения о почвах. Кн. 1-2.-М.: Наука, 1973. – 401 с.
12. Лобова Е.В., Хабаров А.В. Почвы мира.- М.: Мысль, 1983. – 420 с.
13. Почвоведение: Учебник для студентов почвенных и географических спе-
циальностей университета / Под ред. В.А. Ковды и Б.Г. Розанова. Ч. 1-2.-
М.: Высшая школа, 1988. – 356 с. «Почвы СССР» под ред. В.В. Добровольского. М.: Мысль, 1985. – 380 с.
14. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Каурпчева,- М.: Колос, 1980. – 79 с.
15. Хабаров А.В., Яскин А.А. Почвоведение.- М.: Колос, 1999. – 218 с.
16. Рациональное природопользование в условиях техногенеза / Под ред. А.В
Хабарова. Вып.1.- М.: ГУЗ, 1998. – 170 с.
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов специальностей: 311100 «Городской кадастр», 280201
«Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; для студентов, обучающихся по направлению 120700 «Землеустройство и кадастры» всех профилей подготовки, 280700.62 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»
всех форм обучения
Тюмень, 2012
ББК: У9(2)32-517 УДК: 631.4 С – 42 Скипин Л.Н., Гузеева С.А. Почвоведение: методические указания для выполнения контрольных работ, для студентов специальностей: 311100 «Городской кадастр», 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; для студентов, обучающихся по направлению 120700 «Землеустройство и кадастры» всех профилей подготовки, 280700.62 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды» всех форм обучения. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2012. - 20с. Методические указания для выполнения контрольных работ составлены на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта по направлениям «Землеустройство и кадастры» и «Техносферная безопасность» и в контрольной работе №1 содержат основные расчеты по определению полного названия почвы по гранулометрическому составу согласно принятой классификации, а также основные вопросы для самостоятельного углубленного изучения дисциплины; в контрольной работе №2 по результатам химических анализов почвы необходимо дать полную ее характеристику и представить реферативное описание одного из основных типов почв Тюменской области по заданной структуре. Предполагаемые МУ способствуют развитию у студентов профессиональных компетенций. Применяя данные рекомендации, студенты имеют возможность работать в индивидуальном режиме, ориентированном на изучение и закрепления материала в форме написания контрольной работы. Рецензент: Митриковский А.Я.. Тираж 100 экз. © ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » © Скипин Л.Н.., Гузеева С.А. Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение …………………………………………….………………………….4
1. Указания по выполнению контрольной работы № 1……………….……6
2. Вопросы для контрольной работы № 1 .…………………………………12
3. Указания по выполнению контрольной работы № 2……………….…...13
4. Темы рефератов для контрольной работы № 2…………………………..19
Рекомендуемая литература ……………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Почвоведение – наука о почвах, их образовании, свойствах, закономерностях географического распространения и путях рационального использования в сельском и народном хозяйстве.
Основным свойством почв является плодородие – способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде и других факторах для создания урожая. Почва, являясь особым природным телом, выступает как важнейшая среда в развитии природы земного шара. Вместе с тем почва относится к основным средствам производства в сельском хозяйстве. В процессе сельскохозяйственного использования человек существенно изменяет условия формирования плодородия почв. Посадка и вырубка лесов, осушение и орошение, а также приемы обработки почв и средств химической мелиорации оказывают сильное воздействие на них. Таким образом, почвы – не только предмет приложения человеческого труда, но и продукт этого труда.
Знания в области почвоведения используются работниками землеустроительной и экологической службы при анализе, проектировании, рациональном и эффективном использовании земельных ресурсов. Все специалисты, имеющие дело с землей, должны уметь осуществлять национальную почвенную политику, решать такие важнейшие проблемы как защита почв от эрозии, вторичного засоления, повышение почвенного плодородия. Кроме того, специалистам необходимо учитывать то обстоятельство, что почвы служат объектом разностороннего использования в таких областях народного хозяйства как строительство, транспорт, горнорудное дело и промышленное производство, которые часто нарушают интересы сельскохозяйственного производства.
Из изложенного видно, что почвоведение является одной из важнейших дисциплин при подготовке специалистов в области экологии, землеустройства и кадастров, составляет основу их практической деятельности. Специалисты при изучении данного курса должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурными:
ОК-7 – культура безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
ОК-8 – способность работать самостоятельно;
ОК-9 – способность принимать решения в пределах своих полномочий;
ОК-10 – способность к познавательной деятельности.
ОК-11 – способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
При изучении учебного материала особое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Большое значение придается организации индивидуальной работы студентов по обеспечению возможно полной их самостоятельности.
В заданиях отражены все разделы почвоведения, предусмотренные перечнем государственных требований по направлению базового высшего образования и бакалавриата.
Указания по выполнению контрольной работы № 1
Контрольная работа выполняется на листах формата А-4. Она состоит из решения задачи и ответов на три вопроса. Работа выполняется по варианту, номер которого определяется по таблице в соответствии с последней цифрой учебного шифра (номера зачетной книжки) студента. В конце работы указывается список использованной литературы и ставится подпись студента с соответствующей датой.
Таблица вариантов
Номер варианта | Задача | Вопросы |
1, 11, 21 | ||
2, 12, 22 | ||
3, 13, 23 | ||
4, 14, 24 | ||
5, 15, 25 | ||
6, 16, 26 | ||
7, 17, 27 | ||
8, 18, 28 | ||
9, 19, 29 | ||
10, 20, 30 |
В задачу входит определение полного названия почвы по механическому (гранулометрическому) составу согласно принятой классификации, с учетом содержания физической глины, песка, пыли и ила. Для определения названия почв по механическому составу взяты почвы степного типа почвообразования. Определение названия по механическому составу устанавливается с учетом глубины взятия образца почв. Для решения задачи необходимо ознакомиться с ниже приведенным текстом.
В результате процессов выветривания плотные горные породы превращаются в рыхлую массу, состоящую из частиц различного размера, которые называются механическими элементами. Механические элементы, близкие по размерам, объединяются во фракции. Совокупность механических фракций представляет механический состав почвы.
Группировка механических элементов по размерам называется классификацией механических элементов. В нашей стране у почвоведов широко применяется классификация проф. Н.А. Качинского (табл. 1). По преобладанию частиц того или иного размера в мм, почвы относят к песчаным, суглинистым, глинистым разновидностям и т.д. Все почвы подразделяются на категории в зависимости от содержания в них физической глины, т.е. частиц размером < 0,01 мм (табл. 2). Так, глинистыми почвами в зоне подзолистого типа почвообразования называются такие почвы, в которых содержится более 50 % физической глины. В суглинистых почвах физической глины будет содержаться от 20 до 50% и т.д.
Таблица 1