МДК.В.01.06 Основы семейного воспитания с практикумом по гендерному воспитанию
1. Система работы с родителями в системе дополнительного образования как условие успешной педагогической деятельности-
2. Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
3. Роль семьи в экономическом воспитании дошкольников
4. Роль семьи в экономическом воспитании подростков
5. Развитие отношений в процессе общения у детей разных возрастов
6. Игровые методы в работе педагога дополнительного образования
7. Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков-
Примечание для разработчиков МР: количество тем должно быть больше или равно количеству студентов. Темы должны ежегодно обновляться.
Приложение 2
Форма календарного плана выполнения курсовой работы
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-педагогический колледж»
Согласовано: Утверждаю:
Председатель ПЦК ____________/_________ / Зам. директора по УНМР
«____»____________20___г. И.В. Гервальд__________________
«_____»___________20___г.
Задание
на выполнение курсовой работы
Студента (ки)____________________________________________________________________
Специальности:__________________________________________________________________
Тема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена приказом по ГАПОУ ТСПК от ________________№_____________________
2. Срок сдачи курсовой работы______________________________________________________
3. Базовая организация производственной практики, самостоятельной (профессиональной) деятельности:____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Формирование профессиональных и общих компетенций ( ПК и ОК):
Название ПК | Основные показатели оценки результата (ПК) |
ПК ... | |
ПК ... |
Название ОК | Основные показатели оценки результата (ОК) |
ОК …. | |
ОК ... | |
ОК ... |
5. Перечень вопросов подлежащих изучению и исследованию:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечень графического и иллюстративного материала (с точным указанием обязательных чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т. д.)____________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Дата выдачи задания «______» ________________201__г.
Календарный план выполнения курсовой работы
Содержание этапов работы | Форма представления материала | Плановый срок выполнения этапа и представления материала на контроль | Отметки о выполнении |
- Обоснование актуальности избранной темы. | |||
– Определение цели исследования, проблемы исследования, объекта, предмета исследования, гипотезы (для опытно – экспериментальной работы) | |||
– Определение задач исследования и структуры курсовой работы. | |||
– Разработки теоретических основ изучаемой темы (анализ объекта и предмета исследования). | |||
– Разработка 2 главы курсовой работы, носящий практический характер . | |||
– Разработка педагогических экспериментов для работы опытно-экспериментального характера, анализ проведенных исследований | |||
– Завершение написания курсовой работы: Оформление иллюстраций. | |||
– Написание выводов, составление заключения. | |||
– Составление списка источников и литературы. | |||
– Подготовка и защита курсовой работы. Сдача работы руководителю для получения отзыва. Подготовка текста для публичной защиты. |
Руководитель курсовой работы_____________________/_________________/
Задание принял (а) к исполнению_____________________/_________________/
Пример разработки введения курсовой работы
Тема«Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе»
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.
На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Поэтому педагоги дополнительного образования должны строить содержание своей деятельности, ориентируя детей на ценности, которые помогут ребенку распознать картину мира, взглядов и убеждений, осмыслить значение собственного «Я» и человека в системе взаимоотношений. Иначе они не смогут выполнить своего предназначения, то есть полноценно готовить детей и подростков к жизни в обществе.
Система ценностных ориентаций формируется в ходе образовательного и процесса и личностно-деятельностной практики подростка, в которой происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции.
Проблема формирования ценностных ориентации подростков и молодежи всегда была актуальной в трудах философов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Л.П. Буевой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского,Н.Д. Никандрова, А.С. Шарова, которые раскрыли сущность ценностных ориентации подростков.
Основополагающее значение для нашего исследования имеют работы известных психологов и педагогов, в которых анализируются проблемы формирования нравственного сознания и поведения, направленные на формирование ценностных ориентации у подростков. Прежде всего, это работы Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, И.С. Марьенко; психологов - А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и других.
Однако изучение массовой практики свидетельствует о бедности содержания программ дополнительного образования, имеющих своей целью формирование ценностных ориентации. Здесь сказывается: узость понимания ценностных ориентации подростков, недооценка психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у подростков нередко складывается созерцательная позиция, неумение найти способы преобразования окружающей жизни, что приводит к низкому уровню формирования ценностных ориентации.
Данная проблема не получила достаточного освещения в деятельности педагогов дополнительного образования. В отдельных исследованиях отражены лишь некоторые подходы к решению этой проблемы: Т.П. Вернигорова, А.В. Волохов, Е.Н. Сорочинская, А.И. Филиппова,И.И. Фришман.
Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на многообразие подходов, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема формирования ценностных ориентаций остается открытой для научно-практических изучений. В частности, с научно-теоретических позиций недостаточно изучен компонентный состав ценностных ориентаций; не исследована возможность формирования ценностных ориентаций на основе изучения основ безопасности жизнедеятельности, а именно ПДД. С позиций образовательной практики недостаточно разработаны различные модели формирования ценностных ориентаций, не отработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определить уровень их сформированности. В данном исследовании, прежде всего нас интересует механизм формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций подростков в процессе изучения ПДД, что является как никогда актуальным на сегодняшний день.
Значимость выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате теоретического анализа изучения массовой практики кружков в дополнительном образовании, а именно:
между признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей педагогики дополнительного образования и отсутствием содержательной деятельности формирования ценностных ориентации у подростков;
между закономерностью возрастной переоценки ценностей в подростковом возрасте и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в процессе изучения ПДД в автоклубе.
Предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе».
Объект исследования: формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков
Предмет исследования: формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе.
Цель исследования: изучить возможности формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Уточнить и конкретизировать понятие «общечеловеческие нравственные ценностные ориентации»;
2. Выявить уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций у подростков;
3. Разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующиеметоды исследования:теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц). анализ литературы по социальным, философским, психолого-педагогическим проблемам, педагогический эксперимент; педагогические наблюдения.
Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ ДПО ДДиЮТ г.о. Тольятти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу методических рекомендаций педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе. Материалы исследования могут быть использованы при создании программ по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков.
Структура курсовой работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 5 приложений.
Приложение 4
Примеры оформления содержания констатирующего эксперимента
Тема: «Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе»
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня сформированности ценностных ориентаций подростков.
В констатирующем эксперименте участвовало 60 подростков в возрасте 12-13 лет. Эмпирическая база исследования: МБОУ ДПО ДДиЮТ.
Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности ценностных ориентаций подростков.
Для решения задач выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики (таблица 2.1).
Диагностическая карта констатирующего этапа исследования
Таблица 2.1
Задачи | Критерии и показатели | Методики |
I Этап | ||
Выявить уровень сформированности ценностных ориентаций подростков | эмоциональный – отражает оценочные суждения, характеризующие отношение старших подростков к ценностным ориентациям, а также глубину эмоциональных переживаний; | Методика № 1 «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина); |
когнитивный – предусматривает самостоятельность суждений о системе личностно-значимых ценностей, а также ценности «малая родина», выраженных в различных сферах интересов; | Методика № 2 «Ценностные ориентации» (по М. Рокичу); Методика № 3 «Сферы интересов» (М.П. Нечаев); | |
рефлексивный – определяет самооценку своей деятельности и ее результатов по формированию ценностных ориентаций | Методика № 4 «Самоанализ личности» (М.П. Нечаев | |
II Этап | ||
Выявить существующую систему работы педагогов по формированию ценностных ориентаций подростков | - представленность проблемы в педагогическом процессе; - осознание педагогами значимости проблемы. | Анкеты, интервью, изучение и анализ планов |
Остановимся на описании одной из методик и анализе ее результатов.
Методика 1. «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);
Цель: выявление наличия оценочных суждений, характеризующих отношение подростков к ценностным ориентациям, а также глубину эмоциональных переживаний.
Материалы: анкета.
Ход.Процедура эксперимента:
Испытуемому предлагается ответить на вопросы анкеты. Из двух вариантов утверждений, обозначенных буквами «а» и «б», выбрать тот, который больше нравится и лучше согласуется с его мнением.
Анкета состоит из пяти содержательных блоков, в каждом из которых содержатся 10 вопросов. Соответственно, максимальная оценка по каждому из показателей — 10 баллов, так как за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Необходимо подсчитать сумму баллов. набранных старшеклассником по каждому содержательному блоку (шкале), то есть определяется сформированностъ каждой названной ценности. Это позволит определить степень выраженности у испытуемого той или иной ценностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности сформированы в большей степени, а какие требуют усилий, направляемых на их развитие.
По итогам диагностики сформированности ценностных ориентации у подростков была получена информация о качестве образовательного процесса и его эффективности в аспекте деятельности автоклуба по формированию ценностных ориентации.
В ходе проведения методики мы отметили, что основной процент подростков (30%) находится на среднем уровне и это свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять её в своих поступках. Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий.
Наиболее значимыми для современных старших подростков, согласно диагностике являются следующие ценностные ориентации: Я-ценность, любовь, здоровье, материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, интересная работа, аккуратность, целеустремленность.
Таким образом, при анализе данной методики мы заключили, что не все подростки признают ответственность в качестве базовой составляющей самоактуализирующейся личности. У таких подростков недостаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу. Преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуация, наблюдается низкий уровень рефлексии.
После анализа всех методик необходимо подвести итоги проведения констатирующего эксперимента:
В результате проведенного нами эксперимента можно заключить следующее:
Количественные результаты первого этапа констатирующего эксперимента
Таблица 2.2
Уровни сформированности ценностных ориентаций подростков | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Выоский уровень | 0 % | 0% |
Средний уровень | 30 % (девять человек) | 23 % (семь человек) |
Низкий уровень | 70 % (двадцать один человек) | 77 % (двадцать три человека) |
Представим полученные результаты в виде диаграммы:
Рисунок 2 – Количественные результаты констатирующего эксперимента
По результатам констатирующего эксперимента мы условно выделили три уровня сформированности ценностных ориентаций подростков:
Высокий уровень (нет испытуемый) - подтверждает готовность подростков приносить пользу своей деятельностью всему обществу, конкретной группе, быть активными в общих видах деятельности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о сформированности у подростков такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.
Средний уровень (шестнадцать испытуемых) -свидетельствует о том, что подростки понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.
Низкий уровень (сорок четыре испытуемых) -показывает, что подросток не осознаёт значимости участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности, соответственно, не видит и своей роли в ней. Низкий балл по данной шкале свидетельствует о несформированности у него такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность;
он не разделяет значимости общественно полезной деятельности как важной личностной ценности.
Приложение 5
Требования по оформлению используемой литературы
(согласно ГОСТ 7.1 – 2003)
Книга
Книга одного автора
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Юн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.
Книга двух авторов
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов /Н.В. Бордовская, А.А Реан. – СПб.: Питер, 2000 – 304 с.
Книга трех авторов
Шкатулла, В.И. Правоведение [Текст]: учеб. пособие /В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В, Сытинская. – М.: Академия: Высшая школа, 2001. – 352 с.