МДК.В.01.06 Основы семейного воспитания с практикумом по гендерному воспитанию

1. Система работы с родителями в системе дополнительного образования как условие успешной педагогической деятельности-­

2. Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

3. Роль семьи в экономическом воспитании дошкольников

4. Роль семьи в экономическом воспитании подростков

5. Развитие отношений в процессе общения у детей разных возрастов

6. Игровые методы в работе педагога дополнительного образования

7. Гендерные особенности профессионального самоопределения подростков-­

Примечание для разработчиков МР: количество тем должно быть больше или равно количеству студентов. Темы должны ежегодно обновляться.

Приложение 2

Форма календарного плана выполнения курсовой работы

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»

Согласовано: Утверждаю:

Председатель ПЦК ____________/_________ / Зам. директора по УНМР

«____»____________20___г. И.В. Гервальд__________________

«_____»___________20___г.

Задание

на выполнение курсовой работы

Студента (ки)____________________________________________________________________

Специальности:__________________________________________________________________

Тема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждена приказом по ГАПОУ ТСПК от ________________№_____________________

2. Срок сдачи курсовой работы______________________________________________________


3. Базовая организация производственной практики, самостоятельной (профессиональной) деятельности:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1. Формирование профессиональных и общих компетенций ( ПК и ОК):

Название ПК Основные показатели оценки результата (ПК)
ПК ...  
ПК ...  
Название ОК Основные показатели оценки результата (ОК)
ОК ….  
ОК ...  
ОК ...  

5. Перечень вопросов подлежащих изучению и исследованию:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечень графического и иллюстративного материала (с точным указанием обязательных чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т. д.)____________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания «______» ________________201__г.

Календарный план выполнения курсовой работы

Содержание этапов работы Форма представления материала Плановый срок выполнения этапа и представления материала на контроль Отметки о выполнении
- Обоснование актуальности избранной темы.        
– Определение цели исследования, проблемы исследования, объекта, предмета исследования, гипотезы (для опытно – экспериментальной работы)      
– Определение задач исследования и структуры курсовой работы.      
– Разработки теоретических основ изучаемой темы (анализ объекта и предмета исследования).      
– Разработка 2 главы курсовой работы, носящий практический характер .      
– Разработка педагогических экспериментов для работы опытно-экспериментального характера, анализ проведенных исследований      
– Завершение написания курсовой работы: Оформление иллюстраций.      
– Написание выводов, составление заключения.      
– Составление списка источников и литературы.      
– Подготовка и защита курсовой работы. Сдача работы руководителю для получения отзыва. Подготовка текста для публичной защиты.      


Руководитель курсовой работы_____________________/_________________/

Задание принял (а) к исполнению_____________________/_________________/

Пример разработки введения курсовой работы

Тема«Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе»

Введение

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.

На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Поэтому педагоги дополнительного образования должны строить содержание своей деятельности, ориентируя детей на ценности, которые помогут ребенку распознать картину мира, взглядов и убеждений, осмыслить значение собственного «Я» и человека в системе взаимоотношений. Иначе они не смогут выполнить своего предназначения, то есть полноценно готовить детей и подростков к жизни в обществе.

Система ценностных ориентаций формируется в ходе образовательного и процесса и личностно-деятельностной практики подростка, в которой происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции.

Проблема формирования ценностных ориентации подростков и молодежи всегда была актуальной в трудах философов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Л.П. Буевой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского,Н.Д. Никандрова, А.С. Шарова, которые раскрыли сущность ценностных ориентации подростков.

Основополагающее значение для нашего исследования имеют работы известных психологов и педагогов, в которых анализируются проблемы формирования нравственного сознания и поведения, направленные на формирование ценностных ориентации у подростков. Прежде всего, это работы Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, И.С. Марьенко; психологов - А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и других.

Однако изучение массовой практики свидетельствует о бедности содержания программ дополнительного образования, имеющих своей целью формирование ценностных ориентации. Здесь сказывается: узость понимания ценностных ориентации подростков, недооценка психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у подростков нередко складывается созерцательная позиция, неумение найти способы преобразования окружающей жизни, что приводит к низкому уровню формирования ценностных ориентации.

Данная проблема не получила достаточного освещения в деятельности педагогов дополнительного образования. В отдельных исследованиях отражены лишь некоторые подходы к решению этой проблемы: Т.П. Вернигорова, А.В. Волохов, Е.Н. Сорочинская, А.И. Филиппова,И.И. Фришман.

Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на многообразие подходов, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема формирования ценностных ориентаций остается открытой для научно-практических изучений. В частности, с научно-теоретических позиций недостаточно изучен компонентный состав ценностных ориентаций; не исследована возможность формирования ценностных ориентаций на основе изучения основ безопасности жизнедеятельности, а именно ПДД. С позиций образовательной практики недостаточно разработаны различные модели формирования ценностных ориентаций, не отработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определить уровень их сформированности. В данном исследовании, прежде всего нас интересует механизм формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций подростков в процессе изучения ПДД, что является как никогда актуальным на сегодняшний день.

Значимость выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате теоретического анализа изучения массовой практики кружков в дополнительном образовании, а именно:

между признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей педагогики дополнительного образования и отсутствием содержательной деятельности формирования ценностных ориентации у подростков;

между закономерностью возрастной переоценки ценностей в подростковом возрасте и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в процессе изучения ПДД в автоклубе.

Предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе».

Объект исследования: формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков

Предмет исследования: формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе.

Цель исследования: изучить возможности формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

1. Уточнить и конкретизировать понятие «общечеловеческие нравственные ценностные ориентации»;

2. Выявить уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций у подростков;

3. Разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующиеметоды исследования:теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц). анализ литературы по социальным, философским, психолого-педагогическим проблемам, педагогический эксперимент; педагогические наблюдения.

Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ ДПО ДДиЮТ г.о. Тольятти.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы положены в основу методических рекомендаций педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе. Материалы исследования могут быть использованы при создании программ по формированию общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков.

Структура курсовой работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 5 приложений.

Приложение 4

Примеры оформления содержания констатирующего эксперимента

Тема: «Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций у подростков посредством изучения ПДД в автоклубе»

Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня сформированности ценностных ориентаций подростков.

В констатирующем эксперименте участвовало 60 подростков в возрасте 12-13 лет. Эмпирическая база исследования: МБОУ ДПО ДДиЮТ.

Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности ценностных ориентаций подростков.

Для решения задач выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики (таблица 2.1).

Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Таблица 2.1

Задачи Критерии и показатели Методики
I Этап
Выявить уровень сформированности ценностных ориентаций подростков   эмоциональный – отражает оценочные суждения, характеризующие отношение старших подростков к ценностным ориентациям, а также глубину эмоциональных переживаний; Методика № 1 «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);
когнитивный – предусматривает самостоятельность суждений о системе личностно-значимых ценностей, а также ценности «малая родина», выраженных в различных сферах интересов; Методика № 2 «Ценностные ориентации» (по М. Рокичу); Методика № 3 «Сферы интересов» (М.П. Нечаев);
рефлексивный – определяет самооценку своей деятельности и ее результатов по формированию ценностных ориентаций Методика № 4 «Самоанализ личности» (М.П. Нечаев
II Этап
Выявить существующую систему работы педагогов по формированию ценностных ориентаций подростков - представленность проблемы в педагогическом процессе; - осознание педагогами значимости проблемы.   Анкеты, интервью, изучение и анализ планов

Остановимся на описании одной из методик и анализе ее результатов.

Методика 1. «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);

Цель: выявление наличия оценочных суждений, характеризующих отношение подростков к ценностным ориентациям, а также глубину эмоциональных переживаний.

Материалы: анкета.

Ход.Процедура эксперимента:

Испытуемому предлагается ответить на вопросы анкеты. Из двух вариантов утверждений, обозначенных буквами «а» и «б», выбрать тот, который больше нра­вится и лучше согласуется с его мнением.

Анкета состоит из пяти содержательных блоков, в каждом из которых содержатся 10 вопросов. Соответственно, максимальная оценка по каждому из показателей — 10 баллов, так как за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Необходимо подсчитать сумму баллов. набранных старшеклассником по каждому со­держательному блоку (шкале), то есть опреде­ляется сформированностъ каждой названной ценности. Это позволит определить степень выра­женности у испытуемого той или иной ценностной ори­ентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности сформированы в большей степени, а какие требуют усилий, направляемых на их развитие.

По итогам диагностики сформированности ценностных ориентации у подростков была получена информация о качестве образователь­ного процесса и его эффективности в аспекте дея­тельности автоклуба по формированию ценностных ориентации.

В ходе проведения методики мы отметили, что основной процент подростков (30%) находится на среднем уровне и это свидетельству­ет о признании старшеклассниками важности ответ­ственности как личностного качества, о стремлении проявлять её в своих поступках. Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мо­тивов своих действий.
Наиболее значимыми для современных старших подростков, согласно диагностике являются следующие ценностные ориентации: Я-ценность, любовь, здоровье, матери­ально-обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, интересная работа, аккурат­ность, целеустремленность.

Таким образом, при анализе данной методики мы заключили, что не все подростки признают ответственность в качестве базовой со­ставляющей самоактуализирующейся личности. У та­ких подростков недостаточно сильно развита рефлек­сивная позиция и стремление к самоанализу. Преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуация, наблюдается низкий уровень рефлексии.

После анализа всех методик необходимо подвести итоги проведения констатирующего эксперимента:

В результате проведенного нами эксперимента можно заключить следующее:

Количественные результаты первого этапа констатирующего эксперимента

Таблица 2.2

Уровни сформированности ценностных ориентаций подростков Экспериментальная группа Контрольная группа
Выоский уровень 0 % 0%
Средний уровень 30 % (девять человек) 23 % (семь человек)
Низкий уровень 70 % (двадцать один человек) 77 % (двадцать три человека)

Представим полученные результаты в виде диаграммы:

МДК.В.01.06 Основы семейного воспитания с практикумом по гендерному воспитанию - student2.ru

Рисунок 2 – Количественные результаты констатирующего эксперимента

По результатам констатирующего эксперимента мы условно выделили три уровня сформированности ценностных ориентаций подростков:

Высокий уровень (нет испытуемый) - подтверждает готовность подростков приносить пользу своей деятель­ностью всему обществу, конкретной группе, быть активными в общих видах деятельности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о сформированности у подростков такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.

Средний уровень (шестнадцать испытуемых) -свидетельст­вует о том, что подростки понимают и прини­мают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.

Низкий уровень (сорок четыре испытуемых) -показывает, что подросток не осознаёт значимости участия каж­дого отдельного индивида в общественно полезной деятельности, соответственно, не видит и своей роли в ней. Низкий балл по данной шкале свидетельствует о несформированности у него такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность;
он не разделяет значимости общественно полезной деятельности как важной личностной ценности.

Приложение 5

Требования по оформлению используемой литературы

(согласно ГОСТ 7.1 – 2003)

Книга

Книга одного автора

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Юн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.

Книга двух авторов

Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов /Н.В. Бордовская, А.А Реан. – СПб.: Питер, 2000 – 304 с.

Книга трех авторов

Шкатулла, В.И. Правоведение [Текст]: учеб. пособие /В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В, Сытинская. – М.: Академия: Высшая школа, 2001. – 352 с.

Наши рекомендации