Творческий характер педагогической деятельности
На то, что творческий, исследовательский характер имманентно присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинс-кий, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель с помощью творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциапьные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Можно выделить следующие критерии педагогического творчества:
- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
- разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;
- диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;
- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
- формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
- способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
- умение видеть «веер вариантов».
Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание.
Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия.
Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.
В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества:
жесткий лимит времени. Учитель принимает решение в ситуациях немедленного реагирования: уроки ежедневно, непредвиденные ситуации сиюминутно, ежечасно; общение с детьми постоянно.
Возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.
В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.
Педагогическое творчество всегда сотворчество с детьми, коллегами. Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и у учащихся творческое воодушевление.
Специфичными являются предмет педагогического творчества -формирующаяся личность, «инструмент» - личность учителя, сам процесс - сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат - определенный уровень развития личности воспитуемых (Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя». - М., 1987).
Проблемные вопросы и практические задания:
1.В чем сущность педагогической деятельности?
2. Каковы цели педагогической деятельности?
3. Какова структура педагогической деятельности?
4.В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
5. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
6. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: «Учитель в моей жизни», «Мой педагогический идеал».
Тесты для самоконтроля
1. Основные виды педагогической деятельности:
1) общение;
2) консультирование;
3) преподавание и воспитательная работа;
4) контроль;
2. Предмет педагогической деятельности:
1) управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся;
2) стимулирование активности и сознательности;
3) анализ результатов воспитания и обучения;
4) прогнозирование;
3. Кто может заниматься педагогической деятельностью:
1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
2) взрослый человек;
3) родители;
4) человек, имеющий высшее образование?
4. Что выступает в качестве системообразующей характеристики педагогической деятельности:
1) цель;
2) воспитательная среда;
3) личность учителя;
4) практическая деятельность?
Литература:
1. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
4. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
6. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
7. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.
8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.
9. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
РАЗДЕЛ IV.