В-четвертых, непременным свойством рассматриваемой деятельности является ее организующий, творческий характер и профилактическая направленность.

Таким образом, определяя сущность административной деятельности органов внутренних дел, можно сказать, что она заключается в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в оказании содействия и помощи гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов.

Закономерности становления правового государства определяют принципы организации и функционирования системы государственного управления, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

В юридической литературе, посвященной этим вопросам, дается различная классификация этих принципов. В них отражаются политические, организационные и правовые аспекты всей системы управления в сфере административной деятельности органов внутренних дел.

Поэтому принципы административной деятельности органов внутренних дел можно подразделить следующим образом:

- общественно-политические (конституционные) или, как их классифицирует А. П. Коренев, социально-правовые;

- организационные.

При осуществлении отдельных видов административной деятельности выделяют тактические принципы.

Общественно-политические (конституционные) принципызакреплены, главным образом, в Конституции Российской Федерации и в других законах. К указанным принципам относятся следующие:

1) Законности - ст. 15 Конституции Российской Федерации. Данный принцип означает, что сотрудники органов внутренних дел, во-первых, должны соблюдать Конституцию Российской Федерации, другие законы и нормативные правовые акты, не противоречащие Конституции; во-вторых, решения, принимаемые руководителями и сотрудниками внутренних дел при осуществлении правоохранительной и правоприменительной деятельности, должны соответствовать духу и букве закона; в-третьих, государством предусмотрена ответственность за незаконные действия должностных лиц.

2) Гуманизма-ст. 2 Конституции Российской Федерации. Принцип гуманизма предполагает чуткое и внимательное отношение сотрудников органов внутренних дел при обращении к ним граждан. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

3) Уважение прав и свобод человека и гражданина - ст. 19 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. Сотрудник полиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

4) Гласности -ст. 24 Конституции Российской Федерации. Этот принцип означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вместе с тем, органы государственной власти (органы внутренних дел) и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

5) Взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами - ст. 10 Федерального Закона Российской Федерации «О полиции».

Организационные принципы.Здесь сразу же следует оговориться, что мы рассматриваем организационные принципы только по отношению к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а не ко всей административной деятельности органов внутренних дел.

К таким принципам, относятся:

1) Комплексный подход к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Данный принцип является основополагающим для деятельности сил и средств полиции по охране общественного порядка, в соответствии с которым наряды патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны и других подразделений расставляются и действуют на основе комплексного плана (единой дислокации).

2) Сочетание территориального и линейного принципов. План комплексного использования сил и средств органа внутренних дел четко определяет границы патрульных участков, границы маршрутов патрулей и постов для каждого наряда полиции. Вместе с тем, действуя в границах патрульного участка наряды разных служб выполняют, прежде всего, свои линейные задачи: охрану общественного (патрульно-постовая служба) и имущества собственников (вневедомственная охрана), обеспечение безопасности дорожного движения (дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения).

3) Единоначалие и персональная ответственность.В органах внутренних дел этот принцип проявляется в том, что решения, принимаемые начальником органа внутренних дел об организации охраны общественного порядка на соответствующий период времени (два года — план комплексного использования сил и средств, на сутки — постовая ведомость и др.), утверждаются лично им. Следовательно, за не обеспечение общественного порядка на территории обслуживания вверенного ему органа внутренних дел начальник несет персональную ответственность. Это требование относится к начальникам патрульных участков, а также к любому постовому или патрульному, непосредственно обеспечивающему общественный порядок на отведенной ему территории.

4) Профилактическая направленность охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.Наиболее ярко проявляется этот принцип в работе участковых уполномоченных полиции, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, которые ежедневно вступают в отношения с гражданами, убеждая их точно соблюдать установленные правила поведения.

Охрана общественного порядка строится на основе следующих тактических принципов.

1) Непрерывностъ, гибкость и активность.Однако возможности органов внутренних дел по реализации этих принципов до перехода к комплексному использованию сил и средств использовались не полностью.

План комплексного использования сил и средств позволил круглосуточно организовать охрану общественного порядка, в этом его главное значение. С формированием подразделений вневедомственной охраны и возложением на нее обязанности по обеспечению правопорядка появилась возможность предотвращать и пресекать преступления и в ночное время.

Охрана общественного порядка по единому плану комплексного использования сил и средств должна быть не только непрерывной, но и обладать достаточной гибкостью. При этом гибкость обусловлена чрезвычайной подвижностью социальных явлений, воздействующих на состояние общественного порядка (количество хулиганств, причинения телесных повреждений, угонов транспортных средств и других преступлений, совершаемых на улицах).

Данное обстоятельство диктует необходимость не только быстрого реагирования служебных нарядов на правонарушения, но и гибкого использования разнообразных форм и методов работы.

Полиция не сможет выполнять свои задачи, если ее сотрудники будут действовать формально, по шаблону. Совершенствование системы служебной подготовки, своевременное доведение до нарядов информации об оперативной обстановке и всех происшедших за сутки изменений на постах и маршрутах и главное - личная находчивость, инициатива, а также необходимость возвращения к опыту хорошо зарекомендовавших себя передвижных пунктов полиции - вот далеко не полный перечень мероприятий для реализации принципа гибкости охраны общественного порядка.

Принцип активности в охране общественного порядка заключается в постоянной готовности служебных нарядов принять поступившую к ним от субъекта управления команду и немедленно приступить к ее реализации. Аналогичное социальное требование наряд может получить непосредственно от граждан или юридических лиц. Поэтому основой для последующих действий сотрудников полиции является своевременное получение информации о совершенном или готовящемся правонарушении.

Причем возможность принять необходимые меры прямо пропорциональна времени, прошедшему с момента его совершения. Этому должны способствовать все имеющиеся в распоряжении нарядов технические средства получения информации: радиостанции и спецлинии связи, выносные розетки, телефонная связь предприятий и учреждений.

Однако именно недостаточная активность служебных нарядов, а во многих случаях пассивность, недобросовестное отношение сотрудников полиции и военнослужащих специальных моторизованных частей и частей особого назначения к выполнению служебного долга остается серьезной проблемой их комплексного использования.

2) Сосредоточение сил и средств органов внутренних дел в наиболее вероятных местах совершения правонарушений.Разработке комплексного плана использования сил и средств органа внутренних дел на два года или принятия решения на расстановку служебных нарядов на сутки предшествует анализ совершенных преступлений и административных правонарушений на улицах и в других общественных местах. И лишь на основе этой информации, а также с учетом планируемых мероприятий, в том числе различных массовых мероприятий, других факторов, влияющих па оперативную обстановку, начальником органа внутренних дел принимается решение об оптимальном сосредоточении сил и средств в местах вероятного совершения правонарушений.

3) Маневр силами и средствами при осложнении оперативной обстановки.Для своевременного сосредоточения сил и средств полиции в местах, где сложилась наиболее неблагоприятная оперативная обстановка (совершено тяжкое преступление, групповое нарушение общественного порядка и др.) применяется маневр (изменение дислокации) нарядов патрульно-постовой службы и других приданных сил. Маневр силами и средствами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера осуществляется соответствующими руководителями органов внутренних дел по специальному плану. При оперативном или не терпящем отлагательства маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся оперативными дежурными органов внутренних дел (МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, территориальных органов) с последующим докладом руководителям этих органов.

4) Наличие резерва сил и средств у руководителей органов внутренних дел и оперативных дежурных.Одной из проблем органов внутренних дел по надежному обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью является наличие резерва сил и средств. Большой объем работы сотрудников дежурных частей органов внутренних дел, а также необходимость их охраны обусловливают выделение дополнительных сотрудников (участковых уполномоченных полиции, инспекторов по оформлению дел об административных правонарушениях) в качестве резерва дежурных частей. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий выделение резерва является обязательным. Причем резерв начальника оперативного штаба предусматривает выделение до 20 процентов всех выделяемых к охране общественного порядка сил и средств, а резерв начальников секторов, участков или направлений — до 10-15 процентов сил и средств, используемых на службе в данных секторах, участках или направлениях.

Наши рекомендации