Тема« Галогенопроизводные углеводородов. Получения хлороформа и йодоформа»

Практическая работа№4

Тема« Галогенопроизводные углеводородов. Получения хлороформа и йодоформа»

Цель работы: приобрести умение осуществлять простейший синтез, усвоить необходимые для этого приемы работы.

Познакомиться с физическими свойствами отдельных галогенопроизводных углеводородов.

Реактивы: реактивы- хлоралгидрат (кр), раствор щелочи, хлороформ, раствор нитраты серебра, раствор калия йодида, спирт этиловый, водный раствор йода в йодиде калия, хлорид натрия (кр), концентрированная серная кислота, крахмальный клейстер.

Оборудование: пробирки, штативы, спиртовки, спички, предметные стекла.

Опыт№1. Синтез хлороформа.

В пробирку поместите 3-4 кристалла хлоралгидрата, обратите внимание на его характерный запах,

6-8 капель раствора 2н раствора щелочи и слегка подогрейте. Сразу же начинается выделение хлороформа. Обратите внимание на его характерный запах. Составьте уравнение реакции.

Сделайте вывод.

Опыт№2. Определение доброкачественности хлороформа.

Проба на хлористый водород: в сухую пробирку поместите 2 капли хлороформа, 3 капли дистиллированной воды и 1 каплю нитрата серебра. В случае присутствия хлористого водорода выпадает белые осадок.

Проба на сводный хлор: в пробирку поместите 3 капли хлороформа, 5 капель дистиллированной воды и 1 каплю раствора калия йодида 0,5н. Взболтайте. В случае присутствия свободного хлора раствор окрасится в розовый цвет. Если окраска слабая, добавьте в пробирку 1 каплю крахмального клейстера.

Каковы условия хранения хлороформа?

Опыт№3 Синтез йодоформа.

В пробирку поместите 1каплю этанола из этилового спирта, 3капли водного раствора йода в йодиде калия и при взбалтывании с 3каплями 2н раствора щелочи, появляется желтый мутный осадок- йодоформ с характерный запахом.

Составьте уравнения реакции получения йодоформа по стадиям.

Опыт№4 Синтез и горение хлорэтана.

В пробирку смешайте сухой хлорид натрия на высоту около 3мм , 3 капли этанола, 3 капли концентрированной серной кислоты. Укрепите пробирку в штатив и осторожно нагрейте. Подожгите у отверстия пробирки образующийся газ- хлорэтан.

Обратите внимание на зеленое пламя кольцеобразной формы.

Составьте уравнение реакции получения и горения хлорэтана. Сделайте вывод и свойствах хлорэтана и способе его получения.

Практическое занятие №5

Тема « Обобщение по теме « Углеводороды»»

I. Орг.момент

II. Д/З. Подгот. к пр.работе №6

III. Актуализация пройденных знаний

1. Классификация углеводородов, состав.

2. Классификация химических реакций; (примеры) с указанием механизмов.

3.Реакции, характерные для:

А) алканов

Б) непредельных углеводородов с двойной связью

В) ароматических углеводородов.

Записать уравнения реакций, указать механизм.

4.Качественные реакции на алкены, алкины, арены.

Записать уравнения реакций , указать механизм.

5.Осуществить превращения

А)AL4C3 CH 4 CH3Cl C2H6 CO2

Б)C2H5OH C2H4 C2H5Cl C4H 10

C2H4 Cl2 СН ≡ СН

В)CaC2 HC ≡ CH C2Ag 2

C 6H 6 C 6H5Cl C6H5CH3

6.Ориентанты I и II порядка, их роль в направлении химической реакции.

7.Найдите молекулярную формулу алкина, массовая

доля углерода в котором составляет 88,9%.Относительная

плотность по воздуху равна 1,863.

Практическая работа№6

Тема «Спирты. Простые эфиры»

Цель работы: освоить экспериментальный способ распознавание одноатомных и многоатомных спиртов, химические свойства этанола и умение определять доброкачественность диэтилового эфира.

Реактивы: реактивы-вода, этанол металлический натрий ( калий) фенолфталеин, раствор бихромата калия, раствор серной кислоты, раствор сульфата меди(2), концентрированный раствор щелочи, глицерин, раствор йодида калия 10%, фуксинсернистая кислота ,диэтиловый эфир, соляная кислота.

Оборудование: пробирки, часовые стекла, спиртовки, пипетки, спички, стеклянные палочки, фильтровальная бумага.

Опыт№1 Растворимость спиртов

В разные пробирки внесите 2-3 капли этилового, бутилового спирта и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 4-5 капель воды, взболтайте. Запишите в тетрадь результаты опыта. Отметьте наблюдения и сделайте вывод.

Опыт№3 Окисление спиртов

Поместите в пробирку 3 капли этанола, добавьте 2 капли раствора бихромата калия и 2 капли раствора серной кислоты. Полученный раствор нагрейте до изменения цвета. Осторожно понюхайте. Запах, какого вещества вы ощущаете? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод о том, подвержены ли спирты действию окислителей в каких условиях и какие продукты окисления при этом получается.

Опыт№4 Образование глицерата меди

Налейте в пробирку 2 капли раствора сульфата меди(2) и добавьте 4 капли раствора едкого натра. Отметьте наблюдения.

Добавьте в эту пробирку каплю глицерина и тщательно перемешайте содержимое.

Что произошло с осадок? Напишите уравнение реакции.

Проделайте аналогичный опыт с этиловым спиртом. Отметьте наблюдения. Сделайте сравнительный вывод.

Практическая работа№7

Практическая работа№8

Опыт №3. Синтез уротропина.

В пробирку поместите 1 каплю 1% раствора фенолфталеина, добавьте 2 капли 2Н раствора аммиака. Обратите внимание на цвет раствора. Затем добавьте 1 каплю формалина до обесцвечивания раствора. Опять добавьте 2 капли раствора аммиака, вновь раствор розовеет. Несколько капель раствора поместите на предметное стекло и выпаривайте над пламенем спиртовки. На стекле остались кристаллики уротропина.

Напишите уравнение реакции. Чем объяснить дезинфицирующее свойство уротропина?

Сделайте вывод.

Опыт №4. Йодоформная проба (проба Либена) на ацетон.

Поместите в пробирку 1 каплю водного раствора йода в иодиде калия и до обесцвечивания раствора щелочи. К обесцвеченному раствору добавьте 1 каплю водного раствора ацетона. Наблюдения?

Запишите уравнения реакций. Эта реакция позволяет открыть ацетон при его содержании до 0,04%.

Опыт № 5.Свойства уксусной и бензойной кислот.

В первую пробирку поместите 1 каплю уксусной кислоты, во вторую Несколько кристалликов бензойной кислоты. В каждую добавьте по 3-5 капель воды. Чтобы ускорить растворение бензойной кислоты пробирку слегка нагрейте. По 1 капле полученных растворов кислот поместите на синюю лакмусовую бумагу. Индикаторная бумага краснеет.

Напишите схемы реакции диссоциации кислот. Сделайте вывод, почему изменился цвет синей лакмусовой бумаги?

Практическая работа»№9

Опыт №5. Свойства мочевины.

К раствору мочевины добавьте 2 капли концентрированной азотной кислоты и встряхните. Отметьте наблюдения. Составьте уравнение реакции образования нитрата мочевины.

В сухую пробирку поместите мочевину и 5-6 капель баритовой воды. Закройте пробирку тампоном, закрепив им полоску красной лакмусовой бумаги. Нагрейте пробирку. Обратите внимание на изменения. Составьте уравнение реакции гидролиза мочевины.

В сухую пробирку поместите мочевину и нагрейте до сухо плава. Охладив пробирку, добавьте 5-6 капель воды и прокипятите. Дайте суспензии отстояться и перенесите пипеткой на часовое стекло 3 капли раствора отстоявшейся жидкости. Добавьте к нему 2 капли раствора щелочи и 1 каплю раствора сульфата меди (2). Появляется розово- фиолетовое окрашивание. Напишите схему реакции образования биурета. Сделайте вывод о свойствах мочевины.

Опыт №6. Приготовление мыла.

Поместите в маленькую колбу или пробирку 1 мл касторового масла, 1 мл спирта и 1 мл 35%-го раствора щелочи, нагрейте на водяной бане 5-7 минут. Несколько капель перенесите в пробирку, прибавьте 2- 3 мл воды, добавьте насыщенный горячий раствор натрия хлорида. После охлаждения раствора снимите верхний слой мыла. Отметьте наблюдения. Сделайте вывод.

Практическая работа№10

Тема «Амины. Азо-диазосоединения. Упражнения: номенклатура, получение, химические свойства. Получение солей диазония, образования азокрасителей»

Цель работы:

1. доказать экспериментально, что анилин, обладая основными свойствами, может выступать в реакции скислотам, образуя соли; доказать, что аминогруппа усиливает реакционную способность бензольного кольца.

2. научиться обнаруживать сульфаниламидные препарат с помощью реакции диазотирования и последующего азосочетания.

Реактивы:анилин, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты, лакмусовая бумага (красная), газетная бумага, фильтровальная бумага, бромная вода, раствор бихромата калия, раствор хлорной извести, стрептоцид (кр), раствор соляной кислоты, раствор нитрата натрия, щелочной раствор B- нафтола, метиловый оранжевый, раствор щелочи.

Оборудование: пробирки, часовые стекла, стеклянные палочки, глазные пипетки.

Практическая работа№11

Тема «Гидроксикислоты»

Цель работы: доказать экспериментально строение (наличие функциональных групп) и свойства гетерофункциональных соединений-оксикислот.

Реактивы: раствор серной кислоты, раствор винной кислоты, раствор гидроксида калия, раствор сегнетовой соли , раствор сульфата меди, лимонная кислота, вода очищенная ,концентрированная серная кислота, раствор аммиака, раствор хлорида кальция, раствор фенола , раствор хлорида железа, молочная кислота.

Оборудование: пробирки, штативы, часовые стекла, спиртовки, спички, глазные палочки, пипетки. Газоотводная трубка.

Опыт№1 Образование тартрата и гидротартрата калия.

На часовое стекло поместите 2 капли раствора винной кислоты и 1 каплю раствора гидроксида калия, потрите стеклянной палочкой о стенки часового стекла. Выпадает осадок мелкокристаллический кислой соли. Добавьте избыток щелочи. Отметьте наблюдения. Составьте схему реакции образования кислой соли и средней соли винной кислоты.

Практическая работа № 12

Практическая работа№13

Тема « Углеводы. Упражнение: номенклатура и химические свойства. Качественные реакции на глюкозу, фруктозу, крахмал. Аминокислоты. Белки»

Цель:

1. Доказать с помощью химических реакций, что простые углеводы­- соединения со смешанными функциями. Изучить качественные реакции на глюкозу, фруктозу и крахмал.

2. Изучить способы, при помощи которых можно вызвать коагуляцию (денатурирование) белков, изучить качественные реакции на белки.

Реактивы: 0,5 % раствор глюкозы, 2 н. р-р NaOH; 0,2 н. р-р CuSO4; 0,2 н. р-р AgNO3, NH4OH; резорцин (тв.) , HCl (к), 0,5 % р-р фруктозы; крахмальный клейстер; очень разбавленный раствор йода в йодиде калия; 2 н. Н2SO4; Н 2О; раствор белка; раствор глицина; метилоранж; формалин; HNO3 (к).

Оборудование: пипетки; пробирки; спиртовка; спички; держалка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14

Производные пурина.

В фарфоровую чашку поместите 3-4 капли раствора кофеина- бензоата натрия и

Выпаривайте досуха. К остатку добавьте 10 капель концентрированной азотной кислоты

и осторожно нагрейте. После выпаривания до появления пятна, сбоку поместите 1 каплю раствора аммиака. На месте соприкосновения появляется мурексид – ярко красного цвета.

Сделайте вывод.

Опыт №4. Растворимость пиридина в воде.

Поместите в пробирку 1 каплю пиридина. Обратите внимание на очень характерный запах пиридина (запах денатурата). Добавьте 1 каплю воды. Добавьте еще 4 капли воды. Запишите наблюдения, сделайте вывод об отношении пиридина к воде.

Практическая работа№4

Тема« Галогенопроизводные углеводородов. Получения хлороформа и йодоформа»

Цель работы: приобрести умение осуществлять простейший синтез, усвоить необходимые для этого приемы работы.

Познакомиться с физическими свойствами отдельных галогенопроизводных углеводородов.

Реактивы: реактивы- хлоралгидрат (кр), раствор щелочи, хлороформ, раствор нитраты серебра, раствор калия йодида, спирт этиловый, водный раствор йода в йодиде калия, хлорид натрия (кр), концентрированная серная кислота, крахмальный клейстер.

Оборудование: пробирки, штативы, спиртовки, спички, предметные стекла.

Опыт№1. Синтез хлороформа.

В пробирку поместите 3-4 кристалла хлоралгидрата, обратите внимание на его характерный запах,

6-8 капель раствора 2н раствора щелочи и слегка подогрейте. Сразу же начинается выделение хлороформа. Обратите внимание на его характерный запах. Составьте уравнение реакции.

Сделайте вывод.

Наши рекомендации