Учебной (ознакомительной) практики
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
направление подготовки
44.03.01. Педагогическое образование
профиль подготовки
Музыкальное образование
образовательный уровень
Бакалавр
Заочнаяформа обучения 3 курс
ПРИНЯТО
на совете факультета
дополнительного профессионального образования
Протокол от «19» сентября 2016г. № 1
Донецк 2016 г.
Составитель:
Слота Н.В., заведующая кафедрой музыкального педагогического образования
(ФИО, должность)
Программа рассмотрена и утверждена
на заседании кафедры музыкального педагогического образования
(наименование кафедры)
от «12» сентября 2016 г., протокол № 1
Зав. кафедрой музыкального педагогического образования
(наименование кафедры)
__________________ Н.В. Слота
(подпись) (ФИО)
Цели практики
Учебная (ознакомительная) практикастудентов, в соответствии с учебным планом направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Музыкальное образование) является этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «Бакалавр».
Цель учебной (ознакомительной) практики -это формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе ознакомления со спецификой педагогического процесса в различных типах и видах образовательных учреждений. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение обучающимися умений и навыков практической работы по избранному направлению.
Задачи практики
· формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления профессионально-практической деятельности, в соответствии с требованиями к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ;
· знакомство с различными типами профильных образовательных учреждений музыкального образования, направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе;
· воспитание интереса к профессии, потребности в качественном профессиональном образовании;
· создание условий для осознания студентами социальной значимости своей будущей профессии, формирования мотивации к профессиональной деятельности;
· развитие аналитических способностей и умения излагать результаты наблюдений в форме отчета;
· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;
· овладение обучающимися общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;
· становление целостных представлений будущего педагога о своеобразии развития ребенка в условиях специально организованного педагогического процесса;
· формирование целостного представления о предстоящей профессионально-практической деятельности.
Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
– педагогическая.
и задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений детей в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
3. Место практики в структуре основной образовательной программы
Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в Блок 2 «Практики» ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль Музыкальное образование.
Учебная (ознакомительная) практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части профессионального цикла ОП, изучаемых студентами на первом-втором курсах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Введение в профессию, История педагогики, Педагогика, Основной музыкальный инструмент, Вокальный класс, Сольфеджио, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Основы научных исследований.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП, и необходимые при освоении учебной ознакомительной практики:
- теоретические знания об особенностях организации воспитания, обучения и развития детей в профильных образовательных учреждениях;
- теоретические знания о психических особенностях развития детей разного возраста;
- теоретические знания о программах воспитания и обучения детей разного возраста.
Практика позволяет обучающемуся не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:
1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;
2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, учителями, воспитателями.
Прохождение учебной (ознакомительной) практики является необходимой основой для последующего изучения различных дисциплин профессионального цикла.
Формы проведения практики
Способ проведения учебной (ознакомительной) практики – стационарная практика.
Организация проведения практики осуществляется следующим образом: дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.
Форма проведения учебной практики – ознакомительная. Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Содержание учебной практики
Учебная ознакомительная практика проводится на 3курсе в 6 семестре, в течение недели по 9 часов в день.
Время работы студента: 8.00 – 14.00 ч.
Каждый день студентов организуется по следующему примерному плану:
9 часов (с 8.00 до 14.00 ч. – 6 часов студент находится непосредственно в образовательном учреждении и 3 часа – его самостоятельная работа дома с целью анализа, обработки и упорядочивания полученной информации) – совместно с руководителями практики от института проводится изучение и анализ собранного в процессе ознакомления материала, изучение необходимой для выполнения заданий информации.
Первый день практики – установочная конференция, знакомство с планом практики, перечнем выполняемой работы, предоставляемой отчетной документацией.
Заключительный день практики – подведение итогов деятельности студентов, проводится в виде «круглого стола», «деловой игры», «рефлексивного анализа».
Используемые на практике
Виды деятельности студентов | Технологии, методы, формы, средства, используемые студентом |
1 этап подготовительный (включающий установочную конференцию) | |
диагностическая | -выявление общих сведений об организации, ее структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения - изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность организации, и функциональные обязанности специалистов |
проектировочная | - целеполагание (педагогическое, коллективное, индивидуальное) - планирование (педагогическое, коллективное, индивидуальное) |
организационная | - коллективная, групповая, индивидуальная творческая деятельность - опосредованное наблюдение |
2 этап (основной) | |
проектировочная | - моделирование педагогических ситуаций - моделирование форм взаимодействия с участниками образовательного процесса |
просветительская | - организация викторин, конкурсов, акций - моделирование культурного пространства образовательного учреждения |
информационная | - проведение лекториев, собраний, круглых столов - организация дискуссий и диспутов - работа с базами данных в сети Интернет |
рефлексивная | - технология самоанализа - групповая и индивидуальная рефлексия - выявление эффективных способов организации деятельности детей |
3 этап (заключительный) | |
аналитическая | - изучение результатов работы и оценка эффективности использованных педагогических средств - анализ результатов проведенной индивидуальной работы с детьми - организация коллективного анализа - педагогический анализ результатов работы с коллективом - подготовка аналитического отчета по итогам практики |
рефлексивная | - технология самоанализа - определение перспектив профессионального развития |
Отчетная документация
1. Дневник учебной практики (см. Приложение 1).
2. Отчет (см. Приложение 2).
3. Накопительная папка «Занимательная педагогика».
4. Презентация результатов практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Нормативные документы
1. Конституция ДНР
2. Закон ДНР «Об образовании»
3. Приказ МОН ДНР № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»
4. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г. № 253 «Об утверждении ИНСТРУКЦИИ о порядке заполнения, выдачи и хранения свидетельства об окончании учреждения дополнительного образования, подведомственного Министерству образования и науки
а) основная литература:
1. Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А. С. Чернышева. – М., 2007. – 183 с.
2. Дука, Н. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Дука. – Омск: Полиграфический центр, 2004. – 137 с.
3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец./ Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 3-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2007. – 223 с.
4. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: AcademiA, 2007. – 219 с.
б) дополнительная литература:
1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
2. Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалиста дошкольного образования: учеб. пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
3. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.
4. Агалакова, Е. А. Технология управления качеством образования младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Агалакова ; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 111 с.
5. Административное управление воспитательным процессом [Текст]: учебное пособие / сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
6. Безрукова, В.С. Современный урок в школе [Текст]: в 3-х кн. / В. С. Безрукова. – М. : Сентябрь, 2009. – эл. опт. диск (CD-ROM). – (Электронная б-ка журн. «Директор школы»).
7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / сост. С. А. Цабыбин. – Волгоград : Учитель, 2009. – 172 с.
8. Музыка и развлечение в детском саду. Для детей 5-7 лет / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская. – М. : Музыка, 1976. – 80 с.
9. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального образования в начальной школе: учеб. пособие для пед. ВУЗов / А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 380 с.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учеб.-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 141 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://www.web2edu.ru Дошкольное образование – сайт по дошкольному образованию.
2. http://www.school2100.ru – Инновации в образовании.
3. http://www.inter-pedagogika.ru/lnter-педагогика. Сайт создан для преподавателей, родителей и студентов педагогических вузов и содержит разнообразную информацию по различным аспектам педагогики. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования; статьи и материалы автора сайта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Ирины Хоменко; а также много другой полезной информации.
4. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
5. http://www.danilova.ru/ - Раннее развитие детей.
6. http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.
7. http://www.kindereducation.com - Дошколенок.
8. http://azps.ru/baby/index.html - До и после трех.
9. http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
10. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.
11. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру
12. http://larisa.h1.ru/ - Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.
13. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
14. Журнал «Учитель музыки» – https://issuu.com/kabalevsky
15. Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Методика в школе» – http://www.eidos.ru/journal/index.htm
16. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» – http://music-health.ru/music-phsyhologiya/
17. Научно-методический журнал «Искусство в школе» – http://art-in-school.narod.ru/0511.htm
18. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru
19. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
20. Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru
21. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/
22. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
23. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru
24. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
направление подготовки
44.03.01. Педагогическое образование
профиль подготовки
Музыкальное образование
образовательный уровень
Бакалавр
Заочнаяформа обучения 3 курс
ПРИНЯТО
на совете факультета
дополнительного профессионального образования
Протокол от «19» сентября 2016г. № 1
Донецк 2016 г.
Составитель:
Слота Н.В., заведующая кафедрой музыкального педагогического образования
(ФИО, должность)
Программа рассмотрена и утверждена
на заседании кафедры музыкального педагогического образования
(наименование кафедры)
от «12» сентября 2016 г., протокол № 1
Зав. кафедрой музыкального педагогического образования
(наименование кафедры)
__________________ Н.В. Слота
(подпись) (ФИО)
Цели практики
Учебная (ознакомительная) практикастудентов, в соответствии с учебным планом направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Музыкальное образование) является этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «Бакалавр».
Цель учебной (ознакомительной) практики -это формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе ознакомления со спецификой педагогического процесса в различных типах и видах образовательных учреждений. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение обучающимися умений и навыков практической работы по избранному направлению.
Задачи практики
· формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления профессионально-практической деятельности, в соответствии с требованиями к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ;
· знакомство с различными типами профильных образовательных учреждений музыкального образования, направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе;
· воспитание интереса к профессии, потребности в качественном профессиональном образовании;
· создание условий для осознания студентами социальной значимости своей будущей профессии, формирования мотивации к профессиональной деятельности;
· развитие аналитических способностей и умения излагать результаты наблюдений в форме отчета;
· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;
· овладение обучающимися общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;
· становление целостных представлений будущего педагога о своеобразии развития ребенка в условиях специально организованного педагогического процесса;
· формирование целостного представления о предстоящей профессионально-практической деятельности.
Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
– педагогическая.
и задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений детей в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
3. Место практики в структуре основной образовательной программы
Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в Блок 2 «Практики» ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль Музыкальное образование.
Учебная (ознакомительная) практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части профессионального цикла ОП, изучаемых студентами на первом-втором курсах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Введение в профессию, История педагогики, Педагогика, Основной музыкальный инструмент, Вокальный класс, Сольфеджио, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Основы научных исследований.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП, и необходимые при освоении учебной ознакомительной практики:
- теоретические знания об особенностях организации воспитания, обучения и развития детей в профильных образовательных учреждениях;
- теоретические знания о психических особенностях развития детей разного возраста;
- теоретические знания о программах воспитания и обучения детей разного возраста.
Практика позволяет обучающемуся не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:
1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;
2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, учителями, воспитателями.
Прохождение учебной (ознакомительной) практики является необходимой основой для последующего изучения различных дисциплин профессионального цикла.
Формы проведения практики
Способ проведения учебной (ознакомительной) практики – стационарная практика.
Организация проведения практики осуществляется следующим образом: дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.
Форма проведения учебной практики – ознакомительная. Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.