В подготовительной группе для детей с ОНР (III уровень)

Месяц № нед. Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоты. Основное содержание. Количество занятий. Лексическая тема Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Количество занятий.
Сентябрь 1-ый период обучения (сентябрь, октябрь, 1-ая неделя ноября)
  1. 2.   Обследование, знакомство с группой, с логопедическим кабинетом вновь прибывших детей.   Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.
  3.   Понятия: «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук». (1 занятие) Различать на слух гласные, согласные звуки. Определять гласный звук по немой артикуляции. Анализ звукового ряда, состоящего из двух-четырех гласных звуков Звук и буква У. (1 занятие) Выделение начального ударного и безударного «У» на слух и в произношении (по предметным картинкам). Знакомство с буквой «У». Различение понятий «звук», «буква».   Осень. Деревья и кустарники. Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении. (1 занятие) Смирнова Л. Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Работа с деформированными предложениями. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе.
  4. Звук и буква А. (1 занятие). Выделение начального ударного и безударного «А» на слух и в произношении. Анализ звукового ряда из 2-х гласных: АУ, УА. Различение «звук» - «буква» Знакомство с буквой А. Звуки А, У. (1 занятие) Дифференциация гласных звуков. Выделение ударных и безударных звуках. Анализ звукового ряда из трех гласных . Овощи. Огород. Составление загадок-описаний.(1 занятие). Простое односоставное и двусоставное предложение, распространение предложений. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Понятие «действие». Постановка вопросов к глаголам по простым предметным картинкам. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.
Октябрь   5. Звук и буква И. (1 занятие) Выделение начального ударного и безударного «И» на слух и в произношении. Анализ звукового ряда из 3-х гласных: ИВА. Знакомство с буквой И. Звуки П – ПЬ. Буква П. (1 занятие) Понятие «согласный звук». Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога АП. Дифференциация на слух и в произношении П-ПЬ-Б. Воспроизведение слоговых рядов. Знакомство с буквой П.     Фрукты. Сад. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка», по серии сюжетных картин. (1занятие) Закрепление правильного употребления имен существительных в творительном падеже, умение грамматически правильно строить свое высказывание. Усвоение категории родительного падежа с предлогом для. Составление сложных предложений с союзом потому что.
  6. Звуки П – Т. (1 занятие) Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Буква Т. (1 занятие) Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков П-Т-Д-К на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов.   Лес осенью. Грибы и ягоды. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» .(1 занятие) Понятие «признак». Постановка вопросов к прилагательным по простым предметным картинкам. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Согласование существительных с числительными. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.
  7.   Звуки К – КЬ. Буква К. (1 занятие) Дифференциация К-П-Т на слух и в произношении. Знакомство с буквой К. Закрепление изученных букв. Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги). Выделение начального согласного в словах КОТ-ТОК-ПУХ… Звук и буква О. (1 занятие) Выделение ударного гласного после согласного в словах: ДОМ, КОТ, ТОК, МОХ; ударного гласного в конце слова: ОКНО, КИНО, ПАЛЬТО… Звуковой анализ слов типа: КОТ,КИТ. Знакомство с буквой О. Кто, как готовится к зиме.     Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов. (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Употребление в речи притяжательных прилагательных. Упражнение в употреблении простых предлогов. Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
  в подготовительной группе для детей с ОНР (III уровень) - student2.ru 8. Звуки Х - ХЬ. Буква Х. (1 занятие) Знакомство с буквой Х. Выделение начального и последнего согласных звуков. Выделение звука «Х» из начала, середины, конца слова. Звуки К - Х. (1 занятие) Анализ и синтез слов типа: КОТ, ПУХ. Дифференциация звуков К-Х на слух и в произношении. Понятие о длинных и коротких словах. Отстукивание ритмического рисунка. Одежда, обувь, головные уборы. Словообразование относительных прилагательных (по материалу, по способу изготовления, по сезону (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Обогащение лексики профессиями людей, изготавливающих одежду, обувь, головные уборы. Упражнение в различении и употреблении глаголов одевать - надевать, одеть – надеть. Преобразование деформированной фразы.
Ноябрь   9. Звуки М-МЬ. Буква М. (1 занятие) Выделение начального согласного и последнего гласного. Звуковой анализ типа: МАК, МАМА, ТИМА, ТОМА. Запоминание и воспроизведение ряда слогов с разными гласными и одинаковыми согласными. Знакомство с буквой М. Звук и буква Ы.(1 занятие) Знакомство с буквой Ы. Проговаривание ряда одинаковых слогов с ударение: ты-ты-ты, па-па-па и т.п.   Поздняя осень. Образование сложных слов методом сложения основ. (1 занятие) Сопоставление ранней и поздней осени. Образование родственных слов. Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Упражнение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных с предлогом (с), (со).
2-ой период обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)
Ноябрь   10. Звуки Ы - И.(1 занятие) Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова. Звуковой анализ и синтез слов типа КИТ, ПЫХ. Звук С. Буква С. (1 занятие) Закрепление правильного произношения Определение места звука в слова. Звуко-слоговой анализ слова «суп». Домашние животные. Составление рассказа «Щенок» с использованием серии картин. (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному плану, с помощью вопросов.
    11. Звуки С - СЬ. Буква С. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков С-СЬ-ТЬ-Т. Познакомить с понятием «мягкий звук», «твёрдый звук». Определение места звука в слове. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова. Знакомство с буквой С. Звуко-слоговой анализ слов: ГУСЬ, ГУСИ. Буква Н. (1 занятие). Знакомство с буквой Н. Звуко-слоговой анализ слова САНИ. Дикие животные наших лесов, их детёныши. Сказка «Как козочка и волк разговаривали». (1 занятие) Пересказ начала и придумывание концовки. Упражнение в практическом употреблении увеличительных и уменьшительных суффиксов. Обогащение речи антонимами, действительными причастиями настоящего времени типа: жить - живущий. В.В. Коноваленко с.31 (2 период)
  12. Звуки З - ЗЬ. Буква З.(1 занятие) Дифференциация звуков З-ЗЬ на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными гласными и одинаковыми согласными: за-зо-зу. Знакомство с буквой З. Звуко-слоговой анализ слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА. Звуки С - З, СЬ - ЗЬ. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков З-С-ЗЬ-СЬ. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными: са-за-за. Посуда. Продукты питания. Пересказ рассказа «Что вкуснее?» (1 занятие) Смирнова Л. Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление предлога для. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Составление предложений с однородными членами.  
Декабрь   13. Звук и буква Д. (1 занятие) Работа с разрезной азбукой, составление и преобразование слогов и слов: ДУБ-ДУБЫ-ДУБОК; ДОМ-ДОМА-ДОМИК. Знакомство с буквой Д. Звуки Т - Д. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении Д-Т. Придумывание слов по заданной схеме. Отработка слов-паронимов типа: дом-том, дома-тома. Зима. Составление рассказа по картине "Река замерзла" (из серии картин О. И. Соловьевой) (1 занятие) Глухов В. Усвоение переносного значения слов. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Подбор однородных сказуемых. Образование родственных слов
  14. Звуки ДЬ -ТЬ. (1 занятие) Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков ДЬ-ТЬ-Д-Т. Характеристика звуков, звуко-слоговой анализ 2-х сложных слов с двумя открытыми слогами. Буква В. (1 занятие) Знакомство с буквой В. Звуки «в», «вь». Выкладывание предложений из разрезной азбуки типа: У Вани вата. Вот буква. Зимующие птицы.   Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин . (1анятие) Сложносочиненные предложения с союзами «а», «и» типа: «Совы живут в лесу, а голуби в городе». Простые распространенные пре6дложения с однородными подлежащими типа: «В кормушку прилетели…». Согласование существительных с предлогами: «в», «на», «под», «над», «за». Родственные слова «корм».
  15. Звуки Б - БЬ. Буква Б.(1 занятие) Звуко-слоговой анализ. Составление схемы слов: БИНТ, БАНТ. Ударение. Закрепление понятий «мягкий звук», «твёрдый звук». Знакомство с буквой Б. Звуки П-Б.(1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков Б-П. Закрепление понятий «звонкий звук», «глухой звук». Характеристика звуков. Человек. Части тела. Гигиена. Составление сказки «Великан и Гномик». Смирнова Л. (с использованием элементов моделирования). (1 занятие) Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложении с придаточными цели. Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.
  16. Звук Г и ГЬ. Буква Г. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ: ГУСИ. Знакомство с буквой Г. Звуки Г- К, ГЬ – КЬ.. (1 занятие) Учить слухо-произносительной дифференциации звуков. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных «книга», «книги».   Новый год. Придумывание сказки по образцу и предложенной ситуации. Сказка «В гостях у Дедушки Мороза». (1 занятие) Обучение творческому рассказыванию. Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к предметам.
К А Н И К У Л Ы
Январь     18. Звук и буква Э. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ слов: ЭТО, ЭТИ. Знакомство с буквой Э. Звук и буква Ш. (1 занятие) Анализ слов типа: ШКАФ. Произношение слоговых рядов со стечением согласных, с разными согласными, с разными гласными. Преобразование слов. Знакомство с буквой Ш.     Мир морей и океанов. Рыбы.   Пересказ рассказа Е.Пермяка « Первая рыбка» с элементами творчества. (1 занятие). Смирнова Л Обучение пересказу текста от первого лица без наглядной опоры. Образование притяжательных. Упражнение в употреблении сложных предлогов: из-под, из-за, через  
    19. Звуки С - Ш. (1 занятие) Сравнить артикуляцию звуков С и Ш (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение. Слухо-произносительная дифференциации звуков. Преобразование слов. Звуки Л - ЛЬ. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ и схема слов СТОЛ, СТУЛ, ВОЛК, ЛОСЬ. Придумывание слов по заданной схеме. Запись печатными буквами слов под диктовку, чтение слов, предложений. Экзотические животные. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». (1 занятие) Смирнова Л. Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту. Развивать умение строить высказывание без опорных сигналов. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
    20. Буква Л. (1 занятие) Дифференциация на слух звуков: Л-ЛЬ, в произношении. Произносительная дифференциации звуков. Знакомство с буквой Л. Звуки Р - РЬ. Буква Р .(1 занятие) Составление слогов, слов по знакомым схемам. Преобразование слогов, слов. Упражнения с разрезной азбукой.   Мой город.     Составление рассказа «Дом, в котором я живу» из личного опыта. (1 занятие) Смирнова Л Составление распространенных предложений. Развитие умения строить высказывание, опираясь на готовый план. Образование родственных слов. Употребление существительных множественного исла в родительном падеже. Упражнение в употреблении предлогов. Усвоение степеней сравнения прилагательных.
           




Февраль   21. Звуки Р - Л. (1 занятие) Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков. Слова сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слогов и слов. Звуки Р - Л, РЬ - ЛЬ. (1 занятие) Анализ и преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры. Профессии. Материалы и инструменты. Составление рассказа по Э. Шиму «Своими руками» с опорой на вопросы и картину. (1 занятие) Образование существительных от глаголов. Формирование навыка словообразования. Усвоение категорий дательного падежа.
  22. Звук и буква Ж. (2 занятия) Придумывание слов по заданной схеме. Звуко-слоговой анализ слов. Знакомство с буквой Ж. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Дом. Строительство Составление рассказа «На стройке» по коллективно составленному плану детей. (1 занятие) Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. Словообразование существительных, обозначающих строительные профессии.
  23. Звуки Ж - Ш. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении, Придумывание слов по заданной схеме. Упражнения в преобразовании слов путем замены одного звука: Луша-лужа. Звуки Ж - З.(1 занятие) Слухо-произносительная дифференциация звуков. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Наша армия. Составление рассказа « Собака-санитар» по серии сюжетных картин. (1 занятие) Словообразование страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных типа: Ранить - раненый боец, перевязать - перевязанный боец.
  24. Звук и буква Ц. (2 занятия) Совершенствование навыков звуко-слогового анализа. Выделение из текста слов с заданным звуком. Придумывание слов по заданной схеме. Знакомство с буквой Ц.   Комнатные растения Пересказ рассказа Н. Нищевой «Аленький цветочек» по серии сюжетных картин. (1 занятие) Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе.
3-ий период обучения (март, апрель, май)
  25. Звуки С - Ц. (1 занятие) Дифференциация С-Ц на слух и в произношении. Раздельное написание одного слова от другого. Постановка точки в конце предложения. Звуки Ф – ФЬ. Буква Ф. (1 занятие) Четкое произнесение звуков Ф и ФЬ. Дифференциация их на слух и в произношении. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза. Знакомство с буквой Ф.   8 Марта. Семья. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму». (1 занятие) Закрепление изученных грамматических категорий. Самостоятельное придумывание событий, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине.
Март   26. Звуки В - Ф, ВЬ - ФЬ (1 занятие) Выкладывание слов из разрезной азбуки под диктовку, с опорой на предметную картинку, схему. Дифференциация звонких и глухих согласных. Составление слов из данных букв. Звук и буква Ч. (1 занятие) Четкое произнесение звука. Характеристика звука. Упражнения с разрезной азбукой... Знакомство с буквой Ч.   Мебель. Электроприборы Пересказ без опоры «Стол». (1 занятие) Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Подбор родственных слов. Образование сложных слов, путем сложения двух основ. Образование прилагательных суффиксальным способом.
  27. Звук и буква Ч. (1 занятие) Составление схем слов со стечением согласных. Звуко-слоговой анализ слов. Звуки Ч – ТЬ. (1 занятие) Дифференциация звуков Ч – ТЬ. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.   Ранняя весна. Первоцветы. Пересказ сказки «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с иллюстрированием на мольберте по ролям. Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов. Употребление существительных в творительном и родительном падеже единственного и множественного.
  28. Звук и буква Щ.(1 занятие) Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов, читать и писать печатными буквами короткие предложения.   Звуки Ш – Щ. Буквы Ш – Щ. (1 занятие) Сравнить артикуляцию звуков Ш и Щ (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение. Слухо-произносительная дифференциации звуков. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.     Перелётные птицы. Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок. (1 занятие) Употребление родительного падежа существительных во множественном числе. Образование сложных слов. Образование глаголов при помощи приставок. Употребление в речи простых и сложных предлогов.
Апрель   29. Звуки Щ-Ч. (1 занятие) Сравнение артикуляций Щ – Ч (нахождение общего и различий, обратить внимание детей на характер воздушной струи) Дифференциация звуков Щ – Ч. Звуковой анализ слов без наглядной опоры. Преобразование слов.   Звуки Щ-СЬ. (1 занятие) Сравнение артикуляций звуков, нахождение общего и различного в артикуляции. Дифференциация на слух и в произношении. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Преобразование слов. Транспорт. Пересказ рассказа Б.Житкова «Светофор». (1 занятие) Составление рассказа по плану, по опорным картинкам. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе). Образование глаголов с приставкой от глагола "ехать". Образование сложных слов типа: четырехколесный, самолет.
30. Буква й. (1 занятие) Твёрдые и мягкие согласные звуки. Знакомство с буквой й. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности. Развивать звуко-слоговые представлений. Учить преобразовывать слова. Звуки ЛЬ – Й. (1 занятие) Различение звуков ЛЬ - Й на слух и в произношении. Преобразование слогов путем замены Й – ЛЬ. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности. Совершенствование слухо-речевую памяти. Космос. Пересказ сказки «Мечта Звездочета» с опорой на план. (1 занятие) Образование родственных слов. Употребление множественного числа существительных в родительном падеже. Согласование числительных с существительным.
31. Гласные 2-го ряда. (1 занятие) Чтение, печатание, упражнения с разрезной азбукой. Буквы А-Я.. (1 занятие) Дифференциация букв.. Упражнение с использованием разрезной азбуки, после предварительного звукового анализа. Составление, преобразование, чтение слогов, слов, предложений.   Весна идет. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным предметным картинкам. (1 занятие). Смирнова Л. Составления предложений с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам. Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
  32. Буквы У-Ю. (1 занятие) Дифференциация букв. Чтение, печатание слов, небольших предложений. Буквы О-Е . (1 занятие) Дифференциация букв. Чтение предложений, печатание слов.   Насекомые. Составление пересказа «Как бабочка летала». (1 занятие) Смирнова Л. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение предлогов под, из-под, около.
Май   33. Буквы Э -Е. (1 занятие) Дифференциация букв. Звуковой анализ. Чтение предложений, печатание слов.   Праздник Победы. Составление рассказа по рисункам детей. (1 занятие) Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает». Подбор родственных слов к словам: защита, герой.  
  34. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь Закрепить слухо-произносительную дифференциацию гласных первого и второго ряда. Объяснение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме: с помощью гласных И, Я, Ю, Е, Ё, а также с помощью Ь в конце и середине слов Школа. Книги. Библиотека. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». (1 занятие) Смирнова Л. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. Подбор родственных слов. Составление предложений с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам.
  35.   Обследование детей    
  36.
           

Ключевые слова

· Речь

· Звук

· Гласный звук

· Согласный звук

· Согласный глухой

· Согласный звонкий

· Согласный твердый

· Согласный мягкий

· Ударный гласный

· Слог

· Слово

· Начало слова

· Середина слова

· Конец слова

· Предложение

· Схема слова

· Схема предложения

· Буква

· Слова-предметы

· Слова-действия

· Слова-признаки

· Родственные слова

· Пересказ

· Рассказ

· Чистоговорка

· Скороговорка

· Предлог

· Точка

· Восклицательный знак

· Вопросительный знак

· Текст

Учебно - методический комплекс:

1. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение,

2009г.

2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет. Учебно-методический комплект

"Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.:

Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические

занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием

речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,

2002.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи.

Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,

2001.

8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием

речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с

общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и

воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

11. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое

пособие - Спб.: Детство-Пресс, 1999.

12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.

Наши рекомендации