Теория педагогической интеракции

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета на кафедре педагогики.

Научный консультант

доктор педагогических наук, академик РАО, профессор

Бондаревская Евгения Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО, профессор

Сериков Владислав Владиславович

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО, профессор

Хуторской Андрей Викторович

доктор педагогических наук,

профессор

Александров Евгений Павлович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Российский государственный университет

им. А.И. Герцена»

Защита состоится 20 мая 2010 года в 10.00

на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д 212.208.18

при Южном федеральном университете

по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Педагогического института Южного федерального университета

Автореферат разослан 18 апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П.П. Пивненко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Характер взаимодействия в современном педагогическом процессе в условиях модернизации высшего образования имеет жизненно важное значение для развития творческой активности личности. От того, как строятся отношения между преподавателем и студентами, зависит успех инновационных преобразований в педагогической деятельности. Следовательно, актуальной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».

Методологическое рассмотрение проблем интерактивного образовательного процесса и его научных оснований определило характер данного исследования. Её ключевым пунктом является новая теория педагогической интеракции, которая рассматривается автором как научная основа интерактивных технологий развития творческой активности личности в инновационной социокультурной среде вуза. Проблема интеракции (от англ. interaction — взаимодействие) в науке имеет длительную историю. Тем не менее, и сегодня определение роли педагогического взаимодействия в образовании побуждает обратиться к анализу категории интеракции, которая в настоящее время широко интерпретируется. Возникает необходимость определения специфики данного понятия в целях более строгого использования его в интерактивном личностно ориентированном образовательном процессе. Успешное применение многочисленных интерактивных технологий требует осмысления основ и принципов педагогической интеракции, освоения истории возникновения, знания современных особенностей интеракции и нормативных требований её эффективного применения.

Разработанные в последнее время теоретические подходы и технологии личностно ориентированного образования в большей мере отвечают задаче развития творческой активности личности в процессе педагогического взаимодействия. Однако, на наш взгляд, в этих научно-практических направлениях не в полной мере учитывается фактор энтропии сознания студентов и преподавателей в эпоху перемен и перманентного кризиса гуманитарности. Кроме того, утрата самоидентичности личности в условиях трансформации общественной системы и модернизации российского образования приводит к снижению их практической эффективности. Причина здесь в том, что в педагогической науке отсутствует теория педагогической интеракции в условиях модернизации общественного сознания и бифуркаций общественной системы, то есть в условиях социального и гуманитарного кризиса.

Состояние научной разработанности проблемы эффективного межличностного взаимодействия, влияющего на развитие творческой активности, показывает, что данная проблема исследуется в разных планах: философском, социологическом, культурологическом, психологическом и педагогическом.

Главными для разработки теории педагогической интеракции являются исследования, в которых освещаются проблемы синергетики (В.И. Аршинов, Р.Г. Баранцев, В.Г. Буданов, Е.А. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс), а также исследования педагогов, философов и культурологов, освещающие теоретико-методологические ориентиры культурологических процессов (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская Л.П. Буева, СП. Иконникова, М.С. Каган, А.П. Марков, Э.В.Соколов, Г.Л. Тульчинский и др.) и труды специалистов по проблемам общения: коммуникативным (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.А. Ершов, А.Л. Журавлёв, В.П. Захаров, Б.Д. Парыгин, А.В. Соколов и др.), интерактивным (Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов, М. А. Новиков, Л.А. Петровская, Л.И. Уманский и др.), перцептивным (А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, М.Н. Ночевник, В.Н. Панфёров и др.). Исследования названных учёных позволяют рассмотреть теорию интеракции в контексте феномена самоорганизации на основе синтеза принципиальных положений синергетики и культурологического подхода к образовательному взаимодействию, определяющих субъектный характер развития личности в процессе общения как самоорганизуемой, открытой системы.

Базовыми для решения проблемы эффективного межличностного взаимодействия явились работы социологов и философов представителей интеракционисткого подхода: теории социального действия (М. Вебер,и Г.Зиммель); символического интеракционизма, (Дж. Мид, Ю. Хабермас X. Блюмер); драматургии социального мира (Э. Гофман); феноменологической традиции (Э. Гуссерль, А. Бергсон, А. Шюц): типизации социального мира (П. Бергер и Т. Лукман); этнометодологии (Г. Гарфинкель); теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза; теория социального взаимодействия П. Сорокина с его учением о «социокультурной динамике» и др..

В психологии рассматриваемая нами проблема нашла отражение в изучении коллектива как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, А.И. Донцов, А.В. Петровский), в исследованиях процессов общения (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев К.К. Платонов); в исследованиях коллективного творчества (Ч.М. Гаджиев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, В.Е. Семёнов), социального мышления (К.А. Абульханова-Славская, Д.В. Ушаков), в исследованиях управленческих процессов (Г.М. Мануйлов, Е.Я. Мелибруда, В.А. Розанова и др.), в которых акцент делается на создании в социальной группе условий для комфортного сотрудничества её субъектов, их саморазвития. Особую позицию в этом плане занимает психотерапевтическое направление в области исследования экзистенциально-творческого развития личности (А.Б.Орлов, Д. Бьюдженталь, А.В. Копьев, Е.Т. Соколова, А.У. Хараш Т.А. Флоренская и др.).

Творческий аспект развития мышления и личности является основным и в русле проблем современной рефлексивной педагогики (Н.Г.Алексеев, О.С. Анисимов, А.А. Бизяева, Б.З. Вульфов, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, Г.И. Давыдова, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Мищик, С.Д. Деверкович П.А. Оржековский, Г.Ф. Похмелкина, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Г.Н. Сухобская, А.А.Тюков, В.Н. Харькин).

Термин интерактивность употребляется сегодня как с технической, так и с педагогической точки зрения. В первом случае интерактивность представляет собой свойство программного интерфейса по организации взаимодействия с пользователем. Самое важное отличие технически опосредованных интерактивных технологий заключается в том, что участники образовательного взаимодействия при минимальных финансовых затратах могут реализовать на практике креативные проекты. Во втором смысле термин интерактивность употребляют при описании некоторых методов обучения, поскольку личность характеризуется активностью, которая проявляется в собственной деятельности человека. Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.

Межличностное взаимодействие в широком смысле понимается как личностный контакт двух и более человек, влекущий за собой взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. В образовательном процессе такое взаимодействие, как правило, называют педагогическим, определяя его как детерминированную образовательной ситуацией, опосредуемую социально-психологическими процессами связь субъектов и объектов образования, приводящую к количественным и качественным изменениям их исходных качеств и состояний.

Автору данного исследования такое понимание взаимодействия представляется недостаточным, не вполне соответствующим современным кризисным тенденциям развития науки и образования, и не в полной мере отвечающим природе такой универсальной общенаучной категории как интеракция. Тенденция развития современного научного знания предполагает столкновение универсалистских и частно-научных идей. Это обстоятельство, определившее образ новой «исторической формации науки» (с ее постнеклассической философией науки), и создало ту специфическую познавательную ситуацию, в которой сегодня размещается частно-научное знание. Без учёта этой ситуации невозможно создание теории педагогической интеракции, облик которой нельзя представить вне таких важнейших атрибутов современного научного познания и знания, как нелинейность, вероятность, сложность, непредсказуемость, открытость и пр. Предлагаемое исследование является одной из первых попыток синергетически систематизировать обширный теоретико - методологический материал по ключевым вопросам теории интеракции.

Мотивацию работы составляют имеющиеся у автора убеждения о современной теории и практике образования. Перечислим некоторые из них.

1. Образование как специфическая форма деятельности человека на современном этапе неадекватно возникающим перед ним проблемам и задачам. Декларирование личностно ориентированного подхода в Законе РФ «Об образовании» (1996г.) привело к тому, что демократическая и авторитарная модели существуют в деятельности иногда даже одного и того же педагога. Две альтернативные модели образования – его основное фундаментальное противоречие. По мнению современных исследователей, это противоречие, которое необходимо научиться преодолевать, если мы хотим сделать образование адекватным демократическому обществу.

2. Эклектичность подходов к педагогической теории, которая критикуется большинством современных методологов, говорит о том, что в педагогике отсутствует устойчивый научный каркас – парадигма образования – что исключило бы эклектику даже при разнообразии подходов. Острая, неотложная потребность сегодняшней педагогики – найти теоретические ориентиры, без которых даже самые лучшие конкретные исследования неизбежно остаются близорукими, не связанными между собой, не ведущими к единой цели. Вот почему, на наш взгляд, методологическая проработка оснований инновационной деятельности, направленной на реализацию эффективного педагогического взаимодействия в образовании, исключительно актуальна.

3. Ориентация в высшем образовании на свободу, сотрудничество и поддержку студента блокируется стремлением к созданию профессионально эффективного человека. Система высшего образования как социальный институт, как особая сфера производства человеческого интеллектуального, культурного и духовного богатства должна быть глубоко заинтересована не только в эффективном решении проблем подготовки высококлассных специалистов, но и в воспитании полноценных во всех отношениях членов общества. Сегодня концептуальная база высшего образования для подготовки к любому виду социальной дея­тельности не может исходить только из узкоспециальных, профессиональ­ных, ремесленных интересов. Гуманистическая направленность современных тенденций развития человечества, не отрицая необходимости научно-тех­нического прогресса, совершенствования производственных технологий, выдвигает на первый план человеческий фактор, фактор личности. Частичный, узкоспециализированный специалист – это ресурс экономики, политики, техники, но не целостная личность, способная к творчеству, саморазвитию. Поэтому работы, ориентированные не только на профессионально эффективного человека, но и на творчески активного, целостного в мировоззренческом смысле, не только актуальны, но и чрезвычайно сложны.

Данные проблемы породили следующие противоречия:

-между практическими запросами современного общества, нуждающегося в творческих, инициативных, компетентных специалистах, и низким уровнем творческой активности студентов;

-реальными возможностями группового взаимодействия студентов в раскрытии их творческого потенциала посредством совместного мышления, и отсутствием целостной теории, раскрывающей системные характеристики эффективного педагогического взаимодействия, направленного на развитие творческой активности личности;

- между реально существующими особенностями инновационного образовательного процесса и их нереализованностью в организации взаимодействия преподавателя и студентов.

- возросшими требованиями к профессиональной подготовке студентов и недостаточным внедрением в учебный процесс мультимедийных технологий как одного из средств реализации творческой активности субъектов образовательного процесса;

Все эти проблемы и противоречия находят своё выражение в различных моделях интеракций, которые не всегда соответствуют смыслу инновационного личностно ориентированного образования и не приводят к ожидаемому результату. Системный анализ и выявление сущности педагогических взаимодействий, основанных на гуманистическом подходе, с адекватными этому подходу инновационными интерактивными технологиями и составляют основное содержание данной работы.

Проблема исследования: в теоретическом плане – это проблема научного обоснования интерактивности как системного свойства личностно ориентированного образовательного процесса; в практическом плане – это проблема разработки моделей, объединяющих общие знания о развитии творческой активности личности в социокультурной среде вуза средствами интерактивных технологий.

Цель: разработка теории педагогической интеракции как научной основы интерактивных технологий развития творческой активности личности в инновационной социокультурной среде вуза

Объект исследования: образовательный процесс в высшей школе

Предмет исследования: интеракция как феномен педагогической теории и практики высшей школы, реализация которого обеспечивает креативный путь развития личности в образовании

Гипотеза исследования основывается на том, что теория педагогической интеракции является научной основой интерактивных технологий развития творческой активности личности если:

- будут определены основания методологического порядка, инициирующие возможность использования культурно-исторических моделей интеракции в контексте инновационной деятельности современного преподавателя и будет проверено путём ретроспективного анализа предположение о том, что каждая эпоха в качестве приоритетной использует свою модель интеракции в образовании, соответствующую культурным и мировоззренческим особенностям развития общества;

- будут учтены тенденции современной науки к интеграции научного знания и комплементарно соединены в модели теорий взаимодействия, выдвинутых и обоснованных в многочисленных исследованиях философов, социологов, психологов, педагогов, культурологов и др., а в деятельности творчески и эффективно работающего педагога будут использованы все соответствующие ингредиенты такой «модели интеллектуальной сети» (Р. Коллинз);

- теоретическим базисом педагогической интеракции станут фундаментальные законы и принципы, а эмпирический базис будет содержать основные факты, данные и результаты логической обработки педагогических явлений и процессов с учётом кризисных тенденций в мире и образовании;

- согласование совокупности свойств педагогической интеракции будет проведено на основе гибкой методологии гуманитарного знания с целью выявления системных характеристик педагогической интеракции, и проблемная концептуализация педагогической интеракции в условиях самоорганизации будет определяться набором принципов и механизмов, обеспечивающих развитие педагогической концепции профессионального и личностного роста;

- будет определена схема взаимодействия субъектов с точки зрения базового ведущего процесса посредством исследовательской процедуры типологизации на основе рефлексивного подхода;

- будет выявлен духовно-нравственный потенциал совместного творческого мышления и определены универсальные характеристики категории диалога как научной основы интерактивности и средства духовной коммуникации в интерактивном личностно ориентированном образовательном процессе;

- системным представлением эффективной педагогической интеракции станут: модель интерактивной социокультурной образовательной среды вуза и её освоения субъектами педагогической интеракции и модель интерактивных технологий развития творческой активности личности;

- в качестве одного из средств интерактивной реализации творческой активности личности в образовательном процессе будут

использованы мультимедийные технологии;

- результатом эффективной педагогической интеракции станет творческая активность её субъектов, рассматриваемая как продуктивная деятельность участников образовательного взаимодействия, направленная на развитие профессиональной компетентности и личностный рост.

Задачи исследования:

1. Определить культурно-исторические предпосылки теории интеракции в образовании.

2. Выделить наиболее актуальные, методологически и практически значимые научные основания категории интеракции и соединить их в «модель интеллектуальной сети».

3. Определить концептуальное ядро теории педагогической интеракции.

4.Уточнить синергетические характеристики интеракции и представить педагогическую интеракцию в контексте теории самоорганизации.

5. Разработать типологию педагогических интеракций на основе рефлексивного подхода.

6. Выявить духовно-нравственный потенциал совместного творческого мышления и определить универсальные характеристики категории диалога в инновационном интерактивном личностно ориентированном образовательном процессе.

7. Выявить особенности интерактивной социокультурной среды вуза .

8. Разработать модель интерактивной социокультурной образовательной среды вуза и её освоения субъектами педагогической интеракции, модель интерактивных технологий развития творческой активности личности.

9. Определить смысл дидактического свойства интерактивности при использовании мультимедийных технологий и уточнить возможности развития творческой активности средствами мультимедийных технологий.

Ведущей идеей концепции нашего исследования является идея о развитии творческой активности личности посредством эффективной педагогической интеракции как основы для наиболее гармоничной организации образовательного процесса в интерактивной социокультурной среде вуза. Под эффективной педагогической интеракцией мы понимаем продуктивную деятельность участников образовательного взаимодействия.

Эффективная педагогическая интеракция рассматривается нами как деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личностные аспекты преподавателя и студента, основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

теория гуманизма в её общефилософском понимании (Н.А. Бердяев, В.С., И. Кант, В.С. Соловьёв, С.Л. Франк, В. Франкл, К. Ясперс и др.); философская герменевтика (Х.Д Гадамер., Г. Дильтей., П. Рикер, Ф. Шлейхмахер и др.); рефлексивная философия (Р.Декарт, Дж. Локк, И. Фихте., Г. Гегель и др.); экзистенциальная философия о человеке как проекте собственного бытия (Ж.П. Сартр, М. Хайдегге Д. Бьюдженталь и др.); философия диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, Й. Хейзинг); положения о диалогическом характере сознания (Сократ, Платон, Гегель), теория научного познания (В. Дильтей, Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер и др.); системный подход в исследовании (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.К. Пичуков, В.Н. Терских, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин); гуманистическая парадигма педагогической науки (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, А.В. Хуторской и др.) ; синергетический подход к исследованию систем (В. И. Аршинов, В.Г. Буданов, И.А. Герасимова, Л.Я. Зорина, Е.Н. Князева, С.В. Кульневич, С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, И.И. Пригожин, Г. Хакен, С.С. Шевелева и др.); теория научного педагогического моделирования (В.И. Журавлев, В.В. Краевский, А.И. Кочетов, В.А. Сластенин); фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.), положения о личности как субъекте отношений и деятельности (А.А. Бодалев, Б.В. Кайгородов, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.М. Семчук, В.В. Столин и др.); о сущности целостного педагогического процесса (Беспалько В.П., Лернер И.А., Лихачев Б.Т., Харламов И.Ф. и др.), о неразрывной связи психического и физического в любом действии человека (Букатов В.М., Булатова О.С., Ершов П.М., Станиславский К.С., П.В. Симонов П.В., Топорков В.О. и др.), о творческом потенциале и становлении личности (Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Деркач А.А., Колышева Т.А., Куриленко Л.В., Леонтьев А.Н., Никандров Н.Д., Петровский А.В., Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Столин В.В. и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют идеи субъектного подхода к развитию личности обучающегося (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В.), идеи акмеологии профессионального образования (Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Селевко Г.К., Семенов И.Н. и др.), единого образовательного пространства (Бондырева С.К.).

В проведении исследования опора делалась на: философские и психолого–педагогические концепции творчества (Алексеев Н.Г., Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Загвязинский В.И., Кан–Калик В.А., Лапшин И.И., Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Энгельмейер П.К. и др.); теории игровой деятельности (Апинян Т.А., Басов М.Я., Берн Э., Григорьев В.М., Макаренко А.С., Миллер С., Мухина В.С., Петрусинский В.В., Славина Л.С., Шмаков С.А. и др.), теории театральных действий (Ершов П.М., Савостьянов А.И., Станиславский К.С. и др.), концепции формирования личности специалиста (Ведерникова Л.В., Вохрышева М.Г., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Мудрик А.В., и др

В моделировании системы развития творческой активности личности базировались на: методологии и методике рефлексивной психологии и рефлексивной педагогики (Алексеев Н.Г., Оржековский П.А., Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю.); основах знаково–символической деятельности (Выготский Л.С., Казарцева О.М., Лосев А.Ф., Лотман Ю.М., Почепцов Г.Г., Рубинштейн С.Л.).

Мы опирались концепцию П.Г. Щедровицкого о том, что мыследеятельность - главный признак гуманитарных технологий нового поколения.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ и синтез (историографический, сравнительно–сопоставительный, логический, ретроспективный) философской, этической, исторической, культурологической, социологической, педагогической, психологической, терапевтической литературы для разработки теории педагогической интеракции; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг); праксиметрические методы (изучение и обобщение опыта работы педагогов и студентов в процессе педагогической интеракции).

Эмпирическая база и этапы научного исследования:

Исследование проводилось на кафедре педагогики Педагогического института Южного федеральный университета, а также в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (Новороссийск), в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»»; государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы». Исследование проводилось в течение десяти лет.

Первый этап исследования - проблемно-поисковый(1999-2000 гг.).Основная цель этого этапа состояла в определении исходных параметров исследования: выявлении актуальности и специфики изучаемой проблемы; выявлении противоречий в системе высшего образования, постановке цели, обозначении объекта, предмета научного анализа, формулировке задач исследования.

Второй этап исследования - теоретико-экспериментальный (2000-2003 гг.).На данном этапе был проведён анализ философ­ской, социологической, культурологической, психолого-педагогической отечественной и зару­бежной литературы, изучение прак­тического опыта педагогов высшей школы; определена и обоснована методологическая база исследования, проблемы интерактивного образовательного процесса и его научных оснований, разработана авторская интерактивная технология развития потенциала самоорганизации личности в социокультурной среде образовательного учреждения.

Третий этап исследования - этап создания авторской теории(2003-2008 гг.). На данном этапе было представлено описание культурно-исторических моделей интеракции в образовании. Определены научные основы педагогических представлений об интеракции и концептуальное ядро теории педагогической интеракции, уточнены синергетические характеристики интеракции, разработана типология педагогических интеракций на основе рефлексивного подхода.

Четвёртый этап исследования - аналитико-обобщающий (2008-2010 гг.). Выявлен духовно-нравственный потенциал совместного творческого мышления. Проведена оценка и систематизация полученных экспериментальных данных, формулирование выводов. В русле синергетического исследования представлено авторское видение возможностей педагогической интеракции, что позволило по-новому представить весь процесс развития образования и его отдельные этапы, отказаться от его однолинейной, «прогрессистской» интерпретации и репрезентации, понять его природу и те кардинальные перемены – «повороты», которыми характеризуется его современное развитие, объяснить стремительное обогащение проблематики и предметного поля, методологического оснащения, повышение научного статуса педагогики, разнообразие исследовательских стратегий и процедур.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения эксперимента; сопоставлением полученных данных с имеющимся педагогическим опытом; устойчивой повторяемостью результатов и их сопоставимостью с данными философских, социологических и психолого-педагогических исследований. Длительностью исследования, проводимого с учетом изменяющихся условий и личным участием автора в экспериментальной работе по развитию творческой активности личности в вузовском и непрерывном образовании.

Теоретическая значимость

1. Теория педагогики дополнена теорией педагогической интеракции, в которой педагогические аспекты явления интеракции представлены: процессуально - как смена функций и состояний; структурно - как система контактов между участниками; аналитически - как совокупность средств их взаимного влияния друг на друга; феноменологически - как система ее отдельных проявлений, связанных с особенностями субъекта или процесса совместной деятельности.

2. Разработанные модели интерактивной социокультурной образовательной среды вуза и её освоения субъектами педагогической интеракции обобщают и развивают в научно-прикладном аспекте современные социальные, культурологические, философские, психолого-педагогические концепции, выражающие сущность содержания инновационной личностно ориентированной парадигмы образования и определяют вектор её направленности в сторону интерактивности. Данное обстоятельство обеспечивает качественное изменение высшего образования в соответствии с требованиями общества, стремящегося к выходу из перманентного кризиса. Это позволяет проектировать цели, содержание и технологии образования с учётом самоорганизационных процессов.

3. Модель интерактивных технологий развития творческой активности личности субъектов педагогической интеракции дополняет дидактику высшей школы современным научно-методическим аппаратом, направленным на педагогическое обеспечение эффективности образовательного процесса и личностный и профессиональный рост студентов в интерактивной социокультурной образовательной среде вуза.

4. Дидактические свойства интерактивности в мультимедийных технологиях, позволяющие разграничить дидактические возможности технически опосредованных взаимодействий от межличностных в дидактике высшей школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов исследования созданы: интерактивная технология развития потенциала самоорганизации, используемая в образовательном процессе нескольких вузов, сензетивный тренинг развития творческого и самоорганизационного потенциалов субъектов образовательного взаимодействия (опубликован в коллективной монографии – 2003г., проведён в Тирасполе в 2002 г.); разработаны учебно-методические комплексы с системой интерактивных занятий и диагностико-квалиметрическим обеспечением для специалистов «Педагогика ЛОО» (2004), «Педагогика и Психология» (2005); для магистров «Психолого-педагогическая диагностика (2008), «Эволюционно-синергетическая парадигма науки» (2008) и др.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обогащают научно-методическую и практическую базу профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, структур повышения квалификации интерактивными технологиями развития творческой активности личности.

Основные результаты проведенного исследования используются для совершенствования профессиональной подготовки специалистов в ГОУ ВПО «Педагогический институт Южный федеральный университет», ГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», ГОУ ВПО Ростовский государственный университет «РИНХ»; ГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы».

Популяризация результатов исследования будет способствовать развитию культуры совместного творческого мышления в интерактивном образовательном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

- Культурно-исторические предпосылки теории интеракции, которые определяются формами мышления человека в различные исторические периоды: ранние формы мышления (протофилософия) предполагают родо-племенную интеракцию, где «взаимопомощь является фактором эволюции»; сократическое мышление - майевтическую интеракцию как форму образовательного родовспоможения; рационалистическое мышление в качестве приоритетной рассматривает объект-объектную интеракцию, где человек лишь «винтик» в огромной машине бытия; эзотерическое мышление – человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной; схоластическое мышление определяет репродуктивную субъект-объектную интеракцию; гуманитарное мышление – субъект-субъектную интеракцию, где каждый человек – это целый мир; универсумное мышление определяет диалогическую модель интеракции как со-знаниевой формы всеобщего обмена веществом, энергией, информацией, создающего пространство Всеединства. Вектор педагогической интеракции в современном мире задаётся, прежде всего, сократической и универсумной моделями диалогической интеракции. В образовательной деятельности – это со-творение мира человека, имеющего как материальный, так и духовный смысл.

- Модель интеллектуальной сети исследовательских интеракций:

Основывается на положении о том, что творчество человека является результатом прошлых сетевых взаимодействий, под которыми мы понимаем единое стройное здание микро-, мезо- и макросоциальных теорий, выдвинутых и обоснованных в многочисленных статьях и книгах исследователей процессов взаимодействия в различных областях науки. Все соответствующие ингредиенты интеллектуальной сети, находящейся в пространстве диалога сознаний, представлены работами, стержнем которых является вывод о том, что коммуникация происходит не как трансляция информации и манифестация намерения, а как демонстрация смыслов,отнюдь не обязательно предназначенных для распознавания и ин­терпретации реципиентом. Практически любая форма поведения — действие, бездействие, речь, молчание в определенной ситуации мо­жет оказаться коммуникативно значимой. При этом важную роль играет активность воспринимающего Другого: без со-участия коммуникантов в едином процессе демонстрации смыслов и особенно их интерпретации не может быть ни общения, ни совместной деятельности, тем более творческой деятельности. Эта интерпретация смыслов происходит в процессе постоянных «переговоров», гибкой диалектики коллективного осмысления социальной действительности на пути к достижению интерсубъективности,трактуемой как психологическое или феноменологическое переживание общности. Значимым в данной сетевой модели является тот факт, что крите­рием успешности и главным предназначением коммуникации становится интерпретация, в отличие от распространенного представления ее основной функции как единомыслия. Ключевой категорией становится совместная мыследеятельность участников такого «сетевого» взаимодействия.

Системные характеристики педагогической интеракции:

1. Детерминатором эффективной педагогической интеракции является творческая активность личности. 2. Важнейшую роль играет характер взаимодействия с социокультурной средой вуза, определяющийся посредством соответствующей типологии педагогической интеракции. 3. Пространство вуза представляется как место взаимодействия участников образовательного процесса, в котором создаётся целостность всех его элементов. 4. Структурными компонентами педагогической интеракции являются преподаватель и студент, личностный рост которых опосредован эффективной интеракцией и творческой активностью. Ключевым для организации взаимодействия является диалог, в котором значимы соблюдение принципов самоорганизации и использование механизмов соучастия и партнерского сотрудничества всех и каждого. 5. Уровень сложности системы педагогической интеракции определяется качественной спецификой связей и раскрытием потенциальных возможностей проявлений творческой активности субъ

Наши рекомендации