Тема 1.4. Организация учебного процесса в вузе
Учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик как основа разработки и реализация образовательной программы по направлению подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Примерный учебный план.
Рабочий учебный план и его структура. График учебного процесса. План учебного процесса. Дисциплины профилей. Ориентация учебного процесса на практическую деятельность.
Основные виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, контрольные работы, консультации, курсовое проектирование (выполнение курсового проекта (курсовая работа)), самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, учебные практики, производственно-профессиональные практики, выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра.
Назначение, роль и краткая характеристика каждого из видов учебной работы студента.
Тематика, условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ.
Самостоятельная работа студентов: назначение и организация. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий.
Прогрессивные технологии обучения. Виды активных методов обучения. Использование информационных технологий. Дистанционное обучение.
Контроль и оценка знаний студентов. Контроль оценки качества освоения образовательных программ: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация выпускников. Оценка знаний, умений и навыков при текущем контроле успеваемости: балльно-рейтинговая система, компьютеризованное тестирование. Промежуточная аттестация: экзамен и зачет, защита курсовых проектов и курсовых работ, отчет о прохождении учебных и производственных практик. Формы и порядок их проведения.
Итоговая государственная аттестация: итоговый экзамен по отдельной дисциплине, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки, защита выпускной квалификационной работы. Оценочные средства для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующих ФГОС ВПО.
График учебного процесса на очередной учебный год для направления подготовки по всем формам обучения.
Тема 1.5. Поиск информации в процессе учебной
И научно-исследовательской работы
Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса. Электронный каталог. Методика поиска необходимой информации. Библиографическое описание как элемент библиографической информации. Объект и структура библиографического описания. Источники библиографических сведений. Основные приемы использования правил библиографического описания различных видов изданий, в соответствии с ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления. Составление библиографического списка. Методы аннотирования литературных источников.
РАЗДЕЛ 2 (МОДУЛЬ 2).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЧАСТЬ
Тема 2.1. Основная образовательная программа университета по направлению «Сервис»
Цели обучения по основной образовательной программе университета по данному направлению. Формирование вузовского компонента: дисциплины национально-регионального, дисциплины по выбору, устанавливаемые вузом, дисциплины профиля.
Структура ООП, ее содержательная часть и порядок реализации по достижению установленных целей. Перечень профилей. Порядок выбора дисциплин профиля.
Тема 2.2. Эволюция сервиса в мировом историческом
Процессе
Мировой опыт становления и развития сервисной системы.
Современные тенденции развития сервиса в России и мировой практике.
Классификация объектов профессиональной деятельности выпускника. Предприятия сервиса. Их виды и характеристика.
Тема 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника и требования к уровню его подготовки.
Виды профессиональной деятельности в сфере сервиса. Сервисная деятельность. Проектная деятельность. Производственно-технологическая деятельность. Организационно-управленческая деятельность. Научно-исследовательская деятельность. Задачи профессиональной деятельности бакалавра сервиса. Образовательные и профессиональные компетенции
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Целью самостоятельной работы студентов является: активизация восприятия учебного материала, закрепление материалов лекций, экскурсий, поиск и знакомство со специальной литературой.
Вариант задания выбирается студентом в зависимости от номера студенческого билета. Последняя цифра номера задания должна совпадать с последней цифрой номера студенческого билета. Если предпоследняя цифра билета нечетная,то номер задания выбирается из первого десятка, если предпоследняя цифра четная,то - из второго десятка.
Программа ознакомительной практики выдается студенту до прохождения практики с тем, чтобы студент мог обратить особое внимание на вопросы, которые он должен осветить при выполнении индивидуального задания.
Для сбора необходимого материала по вопросам индивидуального задания студенту выделяется дополнительное время после экскурсий. В ответах студент использует материалы как предприятия, на котором проходят экскурсии, так и литературные источники.
В рамках каждого варианта задания необходимо дать историческую характеристику развития заданной группы услуг, оценить современное состояние, перспективы и направления развития услуг, а также привести примеры и дать краткую характеристику 2-3 предприятий, оказывающих данный вид услуг.
Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
- «Готовность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии» (ОК-6);
- «Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях» (ОК-13).
ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
В программе ознакомительной практики предусмотрено 20 вариантов заданий.
1. Услуги культуры как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
2. Услуги образования как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
3. Услуги здравоохранения как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
4. Спортивно-оздоровительный сервис как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
5. Туристские услуги как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
6. Гостиничный сервис как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
7. Ресторанный сервис как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
8. Музейный сервис в России: история развития, современное состояние и направления развития.
9. Консалтинговый сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
10. Социальные услуги: история развития, современное состояние и направления развития.
11. Экскурсионный сервис: история развития, современноесостояние и направления развития.
12. Анимационный сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
13. Страховой сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
14. Курортный сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
15. Художественно-рекламный сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
16. Референтский сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
17. Имиджмейкерский сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
18. Выставочный сервис: история развития, современное состояние и направления развития.
19. Услуги досуга и развлечений: история развития, современное состояние и направления развития.
20. Конгрессно-выставочные услуги как часть социально-культурного сервиса: история развития, современное состояние и направления развития.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ПРАКТИКУМА
Во время учебной практики студент должен посетить определенные предприятия (организации) согласно графику проведения экскурсий, который для каждого учебного года согласуется с предприятиями сервиса в индивидуальном порядке.
Во время учебной практики студенты обязательно посещают как минимум два предприятия сферы сервиса различной специализации, т.к. специфика производимых услуг предприятиями сервиса существенно различается и отражается на организации производственного процесса на предприятии, на требованиях к специалистам различного уровня. Целью экскурсионного практикума является знакомство студентов, выбравших профессиональной областью сервис и, в частности, социально-культурный сервис, с реальным производством на сервисном предприятии.
На экскурсиях рассказывается об истории возникновения и развития сервиса, о конкретном предприятии, его состоянии, проблемах и перспективах. Происходит знакомство с элементами и процессами обслуживания в организации, особенностями управления и экономики сервисного предприятия.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Во время прохождения учебной практики студент должен собрать материалы для выполнения индивидуального задания, подготовить и защитить отчет по практике.
Формой контроля по практике является зачет с оценкой, который позволяет в результате собеседования по подготовленному отчету определить – выполнил студент программу практики или нет.
Структурными элементами отчета являются:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть – индивидуальное задание в виде реферата (развернутые ответы на вопросы индивидуального задания по плану, согласованному с руководителем),
Заключение
Список литературы
Приложения
Отчет по учебной практике оформляется в соответствии со следующими требованиями:
Отчет должен быть набран на компьютере и распечатан на бумаге формата А4 (210 х 290 мм), с одной стороны листа, при соблюдении следующих условий:
· ширина всех полей – 25 мм;
· шрифт – Times New Roman;
· размер шрифта – 14;
· межстрочный интервал 1,5;
· абзацный отступ 1,25;
· перенос слов автоматический;
· интервал между словами – 1 знак;
· выравнивание текста – по ширине;
· цвет шрифта – черный;
· нумерация страниц – по центру внизу (титульный лист считается первой страницей, но не нумеруется);
· титульный лист работы оформляется по образцу (Приложение 1).
2. Страницы в отчете должны быть пронумерованы и скреплены с помощью скоросшивателя. Ни в коем случае не допускается скрепление листов с помощью канцелярской скрепки.
3. Объем работы должен быть в пределах от 10 до 20 листов, включая приложения.
4. Выполненный отчет не должен копировать работы других студентов. В этом случае отчет по учебной ознакомительной практике оценивается как выполненный неудовлетворительно.
5. Выполненный и оформленный в соответствии с требованиями отчет подписывается студентом, регистрируется на кафедре социально-культурного сервиса и туризма и сдается на проверку преподавателю. Отчет, удовлетворяющий предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению, после исправления замечаний руководителя (если они имеются) допускается к защите.
При возврате проверенного, но содержащего замечания преподавателя отчета студент должен внести необходимые исправления и предъявить работу на повторную проверку. При отправке отчета на повторную проверку обязательно представлять работу с указанными в первый раз замечаниями. После сдачи отчета на проверку студент обязан узнать об оценке своей работы.
7. Отчеты, выполненные без соблюдения требований по оформлению, на проверку не принимаются.
8. Защита отчета организуется преподавателем в установленное время и проводится в устной форме.
9. Форма контроля по учебной ознакомительной практике - зачет.
10. По всем вопросам и о возможностях консультирования по подготовке индивидуальных заданий и подготовке отчета необходимо обращаться на кафедру социально-культурного сервиса и туризма, к преподавателю, ответственному за проведение учебной ознакомительной практики.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. ГОСТ РФ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
2. Общероссийский классификатор услуг населению – ОКУН (ОК 002-93).
9.2. Основная литература
3. Введение в специальность. История сервиса: Учебное пособие / Д.А. Аманжолова, В.Э Багдасарян, В.Н. Горлов и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. – 384 с. – (Сервис и туризм)
4. История Университета ИНЖЭКОН:Краткий очерк/СПбГИЭУ; Под ред. В.А.Лимонова , В.В.Коломинова .-СПб: СПбГИЭУ,2006.-198 с.:ил.
9.3. Дополнительная литература
5. Ветитнев А.М. Курортное дело: электронный учебник/А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева .-М.: Кнорус, 2008.
6. Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 125 с.
7. Гордин В.Э. Менеджмент в сфере услуг: Учебник/ СПбГУЭФ; В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 271с.
8. Казакевич Т.А. Документационный сервис: Учебное пособие , Т.А. Казакевич, А.И. Ткалич. – М.: Академия, 2010. – 160 с. – (Высшее профессиональное образование)
9. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебное пособие/М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 192с.
10.Сплетухов Ю.А. Страхование: Учебное пособие/Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. –М.: Инфра-М, 2008. -312с.
11.Веселовский М.Я. Страховой сервис: Учебное пособие.- М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.- 287 с.
12.Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учебное пособие.- М.: Альфа-М; Инфра-М, 2009.- 207 с.
Интернет-ресурсы
13. http://www.engec.ru/
9.5. Периодические издания
14. Марата, 27. Газета Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
ОТЧЕТ
ПО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнил студент группы 0/5101 | __________________ | А.В. Иванов |
Руководитель практики к.э.н., доцент | __________________ | С.А. Смирнов |
Санкт-Петербург
20__