ТЕМА 7. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова.
Исторические изменения морфемного состава слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение. Причины исторических изменений: семантические расхождения; исчезновение мотивирующей основы; исторические фонетические процессы и появление слов с непрозрачной внутренней формой; адаптация заимствованного слова к словообразовательной системе русского языка; усиление словообразовательных возможностей глагольных основ и т.д. Результаты исторических изменений: появление новых словообразовательных гнезд, новых аффиксов (в том числе унификсов), связанных корней и т.д.
Этимологический анализ слова: цель, задачи, процедура и методика.
ТЕМА 8. Активные процессы в русском словообразовании.
Интралингвистические и экстралингвистические причины изменений в словообразовательной системе русского языка.
Флективный и агглютинативный строй языка. Рост агглютинативных черт в русском словообразовании. Следствия агглютинативных явлений (затухание чередований на морфемных «швах», интефиксация, наложение морфем).
Продуктивность словообразовательных типов.
Ключевые слова как базовые основы словопроизводства: словообразовательная активность антропонимов, нарицательных имен лиц, наименований опредмеченных процессов. Рост именной префиксации. Активность универбатов. Аббревиация как средство экспрессии. Суффиксальное образование относительных прилагательных. Словообразование глаголов 3 продуктивного класса. Чересступенчатое словообразование.
Окказиональное словообразование. «Каскады» неузуальных слов (относящихся к одному словообразовательному типу; относящихся к одному способу словообразования – аббревиации; имеющих одну и ту же базовую основу). Функционирование окказионализмов.
6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:
- образовательная (систематизация и закрепление знаний),
- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),
- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.
Для самостоятельной работы студентам целесообразно завести отдельную тетрадь. Составление глоссария начинается непосредственно в начале изучения дисциплины и продолжается до конца ее изучения. Значение терминов (см. п. Основные понятия к каждому практическому занятию, а также содержание курса, если тема не выносится на практическое занятие) может быть выписано как из учебников по современному русскому языку, так и из словарей лингвистических терминов.Работа с литературой (в первую очередь, с базовым учебником) предполагается при подготовке к каждому практическому занятию по предложенным для обсуждения вопросам. Работа с литературойи ееконспектированиев рабочей программе предлагается в том случае, если тема не была прочитана преподавателем в курсе лекций. Студентам необходимо составить таблицу/схему морфем по их роли и месту в составе слова, а также таблицу/схему основных способов русского словообразования. Типология основ предопределяет письменное осмысление функциональных и структурных типов основ (основа слова/основа словоформы; простая/сложная, компактная/прерывистая, членимая/нечленимая основы). Кроме того, для конспектирования предлагаются две работы теоретического характера:1) Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1988. (любое другое издание). Студентам необходимо законспектировать введение к словарю. В конспекте должны быть отражены основные принципы подачи производных слов и структура словообразовательного гнезда, установлены возможности для словообразовательного анализа и на его основе морфемного членения слова;2) Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Раздел «Активные процессы в словообразовании». М., 2001, с. 130 - 153. При конспектировании данного вопроса следует ориентироваться на содержание темы, а именно:ТЕМА 9. Активные процессы в русском словообразовании.
Интралингвистические и экстралингвистические причины изменений в словообразовательной системе русского языка.
Флективный и агглютинативный строй языка. Рост агглютинативных черт в русском словообразовании. Следствия агглютинативных явлений (затухание чередований на морфемных «швах», интефиксация, наложение морфем).
Продуктивность словообразовательных типов.
Ключевые слова как базовые основы словопроизводства: словообразовательная активность антропонимов, нарицательных имен лиц, наименований опредмеченных процессов. Рост именной префиксации. Активность универбатов. Аббревиация как средство экспрессии. Суффиксальное образование относительных прилагательных. Словообразование глаголов 3 продуктивного класса. Чересступенчатое словообразование.
Окказиональное словообразование. «Каскады» неузуальных слов (относящихся к одному словообразовательному типу; относящихся к одному способу словообразования – аббревиации; имеющих одну и ту же базовую основу). Функционирование окказионализмов.
Работа со словарями является важной частью в преподавании «Современного русского языка». Студентам необходимо выполнить работу «Мое словарное открытие», предполагающего работу в первую очередь с этимологическими словарями русского языка. При выполнении данной работы необходимо следовать правилам. Из этимологических словарей русского языка необходимо выбрать 4 слова с изменениями в морфемной структуре слова и словообразовательных связях. Слова помещаются на карточку. Карточка должна быть размером ¼ листа А4 (т.е. из одного листа получается 4 карточки – по одной на каждое слово). На карточке должна присутствовать следующая информация:Ф.И. О.____________________________группа_______ Лексема и ее значение по толковому словарю (со ссылкой на словарь: Ф.И.О. автора. Название словаря. Город и год издания. Страница.)
|
Наименование раздела дисциплины | Тема | Формы самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение |
1. Введение | 1. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц. | Составление глоссария; работа с базовым учебником. | См. список литературы. |
2. Морфемика | 2.Морфема как минимальная значимая единица языка (основные понятия морфемики). | Составление глоссария; работа с базовым учебником. | |
3. Классификация морфем по роли и месту в составе слова. | Составление глоссария; работа с базовым учебником; составление таблицы/ схемы «Классификация морфем по их роли и месту в составе слове». | ||
4. Основа слова. Морфемный анализ словоформы | Составление глоссария; работа с базовым учебником; работа со словарями; подготовка к проверочной работе. | ||
3. Словообразование | 5. Производное слово как основная единица словообразования (основные понятия словообразования). | Составление глоссария; работа с базовым учебником; конспект (Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка). | |
6. Основные способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный анализ слова. | Составление глоссария; работа с базовым учебником; составление таблицы/схемы «Основные способы русского словообразования»; работа со словарями; подготовка к проверочной работе. | ||
7. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимологический анализ слова. | Составление глоссария; работа с базовым учебником; письменная работа «Мое словарное открытие». | ||
8. Активные процессы в русском словообразовании. | Составление глоссария; конспект (Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке). |
7. Фонд оценочных средств:
Разделы, темы дисциплины | Код формируемой компетенции | Оценочное средство |
Раздел 1. Введение | ПК-1; ПК-4; СК-1 | Опрос на практических занятиях. |
Раздел 2. Морфемика | ОПК-5; ПК-1; СК-1; СК-2; СК-4 | Опрос на практических занятиях; проверочная работа № 1; терминологический диктант. |
Раздел 3. Словообразование | ОПК-5; ПК-1; ПК-4; СК-1; СК-2; СК-4 | Проверка конспекта; опрос на практических занятиях; проверочная работа № 2; терминологический диктант; письменная работа «Мое словарное открытие»; проверка конспекта. |
Примерные вопросы для контроля освоения учебной дисциплины.
См. вопросы к практическим занятиям.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература(изданная за последние 5 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 50 экземпляров на 100 обучающихся)
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных |
Современный русский литературный язык: учебное пособие/ В.Д. Стариченок [и др.]. | Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 591 c. | Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20277.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
8.2. Дополнительная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 обучающихся)
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных |
Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. | Москва: Флинта, 2009 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) | ЭБС «Университетская библиотека Онлайн». | |
Горелкина А.В. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие. | М.: Московский городской педагогический университет, 2010.— 178 c. | Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26612.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | |
Киселева М. С. Лексика и словообразование: учебное пособие. | М.: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки). | ЭБС «Университетская библиотека Онлайн». | |
Кругосвет: Электронная энциклопедия. Лингвистический раздел / Ред. Анна А. Зализняк [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://www.krugosvet.ru | ||
Лингвистическийанализ в вузе: морфемика, словообразование, морфология современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студентов очной формы обучения филологического факультета. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. Ю.Г. Гладких. | Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. | Библиотека ПГГПУ. | |
Малышева Е.Г. Современный русский язык. Морфемика, словообразование, морфология: учебно-методический комплекс/ Малышева Е.Г., Рогалева О.С. | Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013.— 302 c. | Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24938.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | |
Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. Учебное пособие. | Москва: Флинта, 2010 (Учебники. Гуманитарные и социальные науки) | ЭБС «Университетская библиотека Онлайн». | |
Школьный этимологический словарь русского языка. | Москва, Санкт-Петербург: Виктория плюс, РОСТкнига, 2010.— 288 c. | Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17892.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
8.3. Рекомендуемая литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных |
Боронникова Н. В., Левицкий Ю. А. Учебный лингвистический словарь. | Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. | Библиотека ПГГПУ. | |
Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. | М., 2005. (1-е издание – 1973). | Библиотека ПГГПУ. | |
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч. / под ред. Е. И. Дибровой. - | Ростов-н/Д, 1997. – Ч. 1, 2. (в последующих двухтомных изданиях часть 1). | Библиотека ПГГПУ. | |
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. | М.: Наука, 1980. Т. 1. | Режим доступа: http://edu.shd.ru/projects/gram/index1.html. | |
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Морфология. | М., 1981. | Библиотека ПГГПУ. |
8.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы и др.):
1) Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Т. 1. (Последняя научная грамматика. Том 1 содержит сведения о типах морфем, способах словообразования разных частей речи):
http://rusgram.narod.ru/pred1t.html
2) Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2002. (В соответствующих разделах пособия характеризуются стилистические ресурсы морфемики и словообразования):
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-019.htm
3) Кругосвет: универсальная научная онлайн-энциклопедия. (В лингвистическом разделе, редактируемом Анной А. Зализняк, представлены статьи, подготовленные ведущими учеными России: «Внутренняя форма слова», «Морфонология», «Словообразование», «Словоформа», «Типология лингвистическая»):
http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/33
4) Электронные библиотечные системы «Университетская библиотека Онлайн», «IPRbooks».