Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника
Возрастные и индивидуальные особенности
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью.
В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.
Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, в школе стали малышами. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.
Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.
Естественно встает вопрос о том, а имеем ли мы право предъявлять эти требования ребенку шести лет, готов ли он к выполнению новых требований, по силам ли они ему. Мы рассмотрим кратко два основных аспекта готовности ребенка к школе: физическую и психическую.
Физические возможности шестилеток
По имеющимся в науке данным, анатомо-физиологическое развитие шестилетнего ребенка достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Так, незаконченность окостенения скелета открывает большие возможности для физического воспитания, для занятий различными видами спорта. Но эта особенность скелета требует постоянного внимания к размерам мебели, к тому, как ребенок сидит, не перегружен ли письменными заданиями, имеет ли возможность своевременно свободно подвигаться и т.д. Шестилетний ребенок быстро утомляется и поэтому нуждается в соответствующем режиме работы.
Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Физическое развитие школьника требует не только постоянного внимания учителя, но и систематического наблюдения врача1.
Подробнее об этом см. в кн.: Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М., 1983.
Надо помнить, что у ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. Прежде всего у него устанавливается новый распорядок жизни: вставать в определенное время, на уроках сидеть спокойно, выполнять разные задания и в школе, и дома. Поэтому учитель должен не только предъявлять к детям необходимые требования, но и помогать им, поощрять и поддерживать их.
Литература
1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. -М., 1979. - С.69-101
2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1986.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.- С.255-275
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С.177-258
Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способ воспитания гармоничной личности младшего школьника
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребёнка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности:
· спортивно-оздоровительное;
· духовно-нравственное;
· социальное;
· общеинтеллектуальное;
· общекультурное.
Могут быть использованы следующие формы:
· экскурсии;
· кружки;
· секции;
· круглые столы;
· конференции;
· диспуты;
· школьные научные общества;
· олимпиады;
· соревнования;
· поисковые и научные исследования;
· общественно полезные практики и др.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Выделяют следующие виды внеурочной деятельности:
· игровая;
· познавательная;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность;
· художественное творчество;
· социальное творчество;
· техническое творчество;
· трудовая (производственная) деятельность;
· спортивно-оздоровительная деятельность;
· туристско-краеведческая деятельность.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель , где внеурочная деятельность может осуществляться через:
· учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
· дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
· организацию деятельности групп продлённого дня;
· классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
· деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
· инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
· Опираясь на данную базовую модель, можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности (слайд №6):
· модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
· модель «школы полного дня»;
· оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
· инновационно-образовательная модель.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.
Эффективность любой деятельности человека или сообщества людей измеряется по двум основным критериям:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.
Эти же критерии можно взять и для выявления эффективности внеурочной деятельности. Показателями и методиками для изучения продуктивности деятельности, организованной во внеурочное время обучающихся, могут стать следующие:
1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
2) достижения обучающихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.
Итак, внеурочная деятельность составляет 20% всей учебной деятельности, поэтому, выбирая программы внеурочной деятельности по направлениям, должно учитываться:
-возрастные особенности первоклассников;
-пожелания родителей;
-возможности, особенности нашего образовательного учреждения.