Тема 4. Профессиональный стандарт педагога

Вопросы к обсуждению:

1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование.

2. ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – педагогическое образование) и его значение для развития педагогических профессий (вопрос для размышления).

3. Возможности индивидуализации профессионально-личностного становления.

4. Учебно-познавательная деятельность студента.

5. Основы учебно-исследовательской деятельности будущего учителя.

6. Основы педагогики саморазвития.

7. Проектирование индивидуальной образовательной программы.

8. Метод «профессионального портфолио».

9. Аннотирование и рецензирование научно-педагогической литературы.

10. Проектирование индивидуальной профессионально-образовательной траектории.

11. Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?

12. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

13. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

14. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога.

15. Смысложизненное самоопределение учителя. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности.

16. Какие проблемы в подготовке будущего учителя Вы считаете наиболее значимыми? Приведите примеры.

17. Эмоциональное развитие учителя.

18. Профессиональная «Я-концепция» учителя.

19. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования.

20. Можно ли утверждать, что образование в настоящее время вышло на уровень сохранения национальной безопасности? Аргументируйте свой ответ.

21. Почему, на ваш взгляд, часть выпускников вуза не имеют устойчивого интереса к учительской деятельности?

22. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

23. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

24. Назовите способы профессионального самовоспитания.

25. Социально-психологические условия становления будущего учителя.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории, с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

Самостоятельное изучение модулей. Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.).

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденного кафедрой.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

- закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

- формирование навыков рефлексивной деятельности студентов;

- объективное оценивание собственных учебных достижений;

- формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

- формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

- самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

- домашняя учебная работа.

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

№ п/п Название темы Часы
1. Фильмы об учителях и школе как социокультурный феномен
Биографии учителей-новаторов как опыт жизни в профессии
Профессионально-личностная самодиагностика
Проектирование учебного портфеля
  Всего

Индивидуальные контрольные задания:

1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии (не менее 10).

2. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии (не менее 10).

3. Подберите отрывки из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем (не менее 10):

4. а) социально-педагогические проблемы учительского труда;

5. б) общая и профессиональная культура педагога;

6. в) современный учитель: развитие или выживание;

7. г) гуманистическая направленность профессии педагога.

8. Напишите мини-сочинение на тему «Учитель XXI века».

9. Напишите «Оду Учителю».

10. Подготовьте сообщение: «Что мне мешает и что помогает учиться в педагогическом вузе».

11. Прокомментируйте утверждение: «Возникновение жизненных проблем как результат образования».

12. Идеи гуманистической педагогической культуры в трудах общественных деятелей XVIII – первой половины ХХ века. Заполните таблицу.

ФИО педагога Основные произведения Главные идеи
М.В. Ломоносов    
А.И. Бецкой    
Ф.И. Янкович    
А.Н. Радищев    
К.Д. Ушинский    
Н.И. Пирогов    
Л.Н. Толстой    
С.Т. Шацкий    
А.С. Макаренко    
П.П. Блонский    
В.А. Сухомлинский    

13. Индивидуально-групповой проект «Учитель разных эпох». Для реализации проекта группа делится на подгруппы не более 5 человек. Каждая подгруппа получает отдельное задание: рассказать и показать учителя разных эпох: Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, учитель Российской империи конца Х1Х века, Советский учитель, учитель ХХ1 века.

План построения информации:

1. Характеристика эпохи (кратко).

2. Социально обусловленные требования к учителю.

3. Принципы взаимоотношений учителя и общества, учителя и учащихся.

4. Социальное положение учителя.

5. Права и обязанности учителя.

6. Внешний облик учителя.

7. Внутренний мир учителя.

14.Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

15. Профессиональный идеал и профессиограмма учителя

Часть 1. Теоретическая.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «идеал» и «профессиональный идеал»

2. Роль идеала в становлении личности

3. Дайте полный ответ на вопрос: что в моем характере поможет мне и что может помешать стать творческим учителем.

4. Проанализируйте, какие творческие черты личности будущего учителя закладывает обучение в педагогическом вузе.

5. Портрет учителя-мастера (обсуждение личности и мастерства известных педагогов)

Януш Корчак    
В.А. Сухомлинский    
А.С. Макаренко    
Л.Н. Толстой    
Ш.А. Амонашвили    

Часть 2. Практическая.

Коллективная работа по составлению профессиограммы учителя

1) обсуждается понятие «профессиограмма»;

2) студентам предлагается заполнить схему:

Каким должен быть учитель Что должен знать Что должен уметь
     

3) Затем выбираются 5 человек, которые должны составить обобщенный список качеств по одному из разделов:

— качества, выражающие отношение к делу, к профессии;

— качества, выражающие отношение к другим людям, к детям;

— качества, выражающие отношение к себе;

— знания;

— умения.

Каждый из присутствующих по очереди зачитывает свой список, содержание которого разносится по разделам. Таким образом, создается обобщенный список, который обсуждается и записывается всеми студентами в тетрадях, каждое качество с новой строки в столбик.

Качества Хорошо развито Скорее хорошо, чем плохо Скорее плохо, чем хорошо Отсутствует
         

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

Все перечисленные ниже издания находятся в открытом доступе на сайте «Педагогической библиотеки» (www.pedlib.ru) , в связи с чем их наличие и количество экземпляров в университетской библиотеке не является критичным.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: УРАО, 1997.

Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А. и др. – М., 1998.

Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений/ под ред. Пидкасистого П.И. – М.,1996.

Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.

Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений – М., 1996, 1999.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова. – М., 1996.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1997, 2000.

Дополнительная:

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

Андреев В.Н. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. – Казань, 1996.

Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: АПО ЮФУ, 134 с.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с

Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. – М., 2002. – 94с.

Волчок, Т.И. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2009. – 153 с.

Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993. – 32 с.

Загвязинский В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2012.

Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика. – Самара, 1998.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – 140 с.

Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1993.

Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

Пряжников А.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256 с.

Шаповалов В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. – Ставрополь, 1999.

Периодические издания:

Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru )

Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru )

Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)

Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php

Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/

Интернет-ресурсы:

Виртуальная педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. www.window.edu.ru

Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/

Инновационная образовательная сеть www.eurekanet.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: http://ndce.edu.ru/

Книги по педагогике: http://www.detskiysad.ru/ped.html

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru

Московский государственный педагогический университет http://www.mpgu.edu

Педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/

Психологическая библиотека: http://www.psylib.ukrweb.net/books/

Портал исследовательской деятельности учащихся: www.researcher.ru

Портал «Кадры образования» www.teacher-edu.ru

Портал «Педсовет.орг» www.pedsovet.org

Портал «Российское образование» www.edu.ru

Российская академия образования: http://www.raop.ru/

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена http://herzen.spb.ru

Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» www.festival.1september.ru

Средства обеспечения освоения дисциплины

Методические указания;

Материалы по видам занятий;

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий).

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Исторические этапы развития педагогической профессии. Специфика педагогической профессии в разных культурах.

2. Нормативно-правовые основы педагогических профессий в ДНР, в современной России. Профессиограммы и квалификационные характеристики учителей.

3. Традиции и инновации в отечественном педагогическом сообществе.

4. Личность педагога: профессиональные, социокультурные, индивидуальные аспекты.

5. Проблемы профессионально-личностного становления учителя в современном мире.

6. Феноменология педагогической деятельности. Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений разных типов.

7. Виды и модели педагогической деятельности.

8. Литературные и художественные источники о педагогической деятельности.

9. Классическая педагогика: имена, идеи, наследие.

10. Педагогика реформ: имена, идеи, наследие.

11. Педагогика сотрудничества: имена, идеи, наследие.

12. Альтернативные педагогические системы: школа Монтессори, Вальдорфская педагогика, религиозная педагогика.

13. Эзотерика в педагогике и образовании.

14. Методы диагностики педагогических способностей.

15. Этика и философия педагогической деятельности в современном мире. Проблемы педагогической деонтологии.

16. Категориальное поле педагогической деятельности: педагогическое общение, педагогическая компетентность, педагогическое мышление, профессиональная готовность, педагогическое мастерство. Взаимосвязи понятий.

17. Организация профессионально-педагогической подготовки в ведущих педагогических вузах России (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Педагогический институт ЮФУ и др.).

18. Видные педагоги об учителе и педагогической культуре.

19. Педагогическая техника и педагогические технологии в современном мире.

20. Феноменология педагогического творчества.

21. Педагогическая культура современного учителя: ценности, стереотипы, традиции, манеры, опыт, самосознание.

22. Стили и формы педагогического общения в современном образовании.

23. Модели профессионально-личностного развития современного учителя.

24. Стратегии профессионально-личностного самообразования и самовоспитания учителя.

25. Информационно-образовательное пространство педагогического вуза.

Наши рекомендации