Тема 4. Профессиональный стандарт педагога
Вопросы к обсуждению:
1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование.
2. ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – педагогическое образование) и его значение для развития педагогических профессий (вопрос для размышления).
3. Возможности индивидуализации профессионально-личностного становления.
4. Учебно-познавательная деятельность студента.
5. Основы учебно-исследовательской деятельности будущего учителя.
6. Основы педагогики саморазвития.
7. Проектирование индивидуальной образовательной программы.
8. Метод «профессионального портфолио».
9. Аннотирование и рецензирование научно-педагогической литературы.
10. Проектирование индивидуальной профессионально-образовательной траектории.
11. Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?
12. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?
13. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?
14. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога.
15. Смысложизненное самоопределение учителя. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности.
16. Какие проблемы в подготовке будущего учителя Вы считаете наиболее значимыми? Приведите примеры.
17. Эмоциональное развитие учителя.
18. Профессиональная «Я-концепция» учителя.
19. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования.
20. Можно ли утверждать, что образование в настоящее время вышло на уровень сохранения национальной безопасности? Аргументируйте свой ответ.
21. Почему, на ваш взгляд, часть выпускников вуза не имеют устойчивого интереса к учительской деятельности?
22. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.
23. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?
24. Назовите способы профессионального самовоспитания.
25. Социально-психологические условия становления будущего учителя.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории, с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.
Самостоятельное изучение модулей. Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.).
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденного кафедрой.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
- закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
- формирование навыков рефлексивной деятельности студентов;
- объективное оценивание собственных учебных достижений;
- формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
- формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
- самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
- домашняя учебная работа.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
№ п/п | Название темы | Часы |
1. | Фильмы об учителях и школе как социокультурный феномен | |
Биографии учителей-новаторов как опыт жизни в профессии | ||
Профессионально-личностная самодиагностика | ||
Проектирование учебного портфеля | ||
Всего |
Индивидуальные контрольные задания:
1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии (не менее 10).
2. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии (не менее 10).
3. Подберите отрывки из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем (не менее 10):
4. а) социально-педагогические проблемы учительского труда;
5. б) общая и профессиональная культура педагога;
6. в) современный учитель: развитие или выживание;
7. г) гуманистическая направленность профессии педагога.
8. Напишите мини-сочинение на тему «Учитель XXI века».
9. Напишите «Оду Учителю».
10. Подготовьте сообщение: «Что мне мешает и что помогает учиться в педагогическом вузе».
11. Прокомментируйте утверждение: «Возникновение жизненных проблем как результат образования».
12. Идеи гуманистической педагогической культуры в трудах общественных деятелей XVIII – первой половины ХХ века. Заполните таблицу.
ФИО педагога | Основные произведения | Главные идеи |
М.В. Ломоносов | ||
А.И. Бецкой | ||
Ф.И. Янкович | ||
А.Н. Радищев | ||
К.Д. Ушинский | ||
Н.И. Пирогов | ||
Л.Н. Толстой | ||
С.Т. Шацкий | ||
А.С. Макаренко | ||
П.П. Блонский | ||
В.А. Сухомлинский |
13. Индивидуально-групповой проект «Учитель разных эпох». Для реализации проекта группа делится на подгруппы не более 5 человек. Каждая подгруппа получает отдельное задание: рассказать и показать учителя разных эпох: Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, учитель Российской империи конца Х1Х века, Советский учитель, учитель ХХ1 века.
План построения информации:
1. Характеристика эпохи (кратко).
2. Социально обусловленные требования к учителю.
3. Принципы взаимоотношений учителя и общества, учителя и учащихся.
4. Социальное положение учителя.
5. Права и обязанности учителя.
6. Внешний облик учителя.
7. Внутренний мир учителя.
14.Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).
15. Профессиональный идеал и профессиограмма учителя
Часть 1. Теоретическая.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «идеал» и «профессиональный идеал»
2. Роль идеала в становлении личности
3. Дайте полный ответ на вопрос: что в моем характере поможет мне и что может помешать стать творческим учителем.
4. Проанализируйте, какие творческие черты личности будущего учителя закладывает обучение в педагогическом вузе.
5. Портрет учителя-мастера (обсуждение личности и мастерства известных педагогов)
Януш Корчак | ||
В.А. Сухомлинский | ||
А.С. Макаренко | ||
Л.Н. Толстой | ||
Ш.А. Амонашвили |
Часть 2. Практическая.
Коллективная работа по составлению профессиограммы учителя
1) обсуждается понятие «профессиограмма»;
2) студентам предлагается заполнить схему:
Каким должен быть учитель | Что должен знать | Что должен уметь |
3) Затем выбираются 5 человек, которые должны составить обобщенный список качеств по одному из разделов:
— качества, выражающие отношение к делу, к профессии;
— качества, выражающие отношение к другим людям, к детям;
— качества, выражающие отношение к себе;
— знания;
— умения.
Каждый из присутствующих по очереди зачитывает свой список, содержание которого разносится по разделам. Таким образом, создается обобщенный список, который обсуждается и записывается всеми студентами в тетрадях, каждое качество с новой строки в столбик.
Качества | Хорошо развито | Скорее хорошо, чем плохо | Скорее плохо, чем хорошо | Отсутствует |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная:
Все перечисленные ниже издания находятся в открытом доступе на сайте «Педагогической библиотеки» (www.pedlib.ru) , в связи с чем их наличие и количество экземпляров в университетской библиотеке не является критичным.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: УРАО, 1997.
Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А. и др. – М., 1998.
Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений/ под ред. Пидкасистого П.И. – М.,1996.
Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений – М., 1996, 1999.
Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова. – М., 1996.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1997, 2000.
Дополнительная:
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
Андреев В.Н. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. – Казань, 1996.
Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: АПО ЮФУ, 134 с.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с
Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. – М., 2002. – 94с.
Волчок, Т.И. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2009. – 153 с.
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993. – 32 с.
Загвязинский В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2012.
Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика. – Самара, 1998.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – 140 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1993.
Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
Пряжников А.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256 с.
Шаповалов В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. – Ставрополь, 1999.
Периодические издания:
Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru )
Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru )
Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)
Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php
Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/
Интернет-ресурсы:
Виртуальная педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. www.window.edu.ru
Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/
Инновационная образовательная сеть www.eurekanet.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: http://ndce.edu.ru/
Книги по педагогике: http://www.detskiysad.ru/ped.html
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
Московский государственный педагогический университет http://www.mpgu.edu
Педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/
Психологическая библиотека: http://www.psylib.ukrweb.net/books/
Портал исследовательской деятельности учащихся: www.researcher.ru
Портал «Кадры образования» www.teacher-edu.ru
Портал «Педсовет.орг» www.pedsovet.org
Портал «Российское образование» www.edu.ru
Российская академия образования: http://www.raop.ru/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена http://herzen.spb.ru
Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» www.festival.1september.ru
Средства обеспечения освоения дисциплины
Методические указания;
Материалы по видам занятий;
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий).
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Исторические этапы развития педагогической профессии. Специфика педагогической профессии в разных культурах.
2. Нормативно-правовые основы педагогических профессий в ДНР, в современной России. Профессиограммы и квалификационные характеристики учителей.
3. Традиции и инновации в отечественном педагогическом сообществе.
4. Личность педагога: профессиональные, социокультурные, индивидуальные аспекты.
5. Проблемы профессионально-личностного становления учителя в современном мире.
6. Феноменология педагогической деятельности. Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений разных типов.
7. Виды и модели педагогической деятельности.
8. Литературные и художественные источники о педагогической деятельности.
9. Классическая педагогика: имена, идеи, наследие.
10. Педагогика реформ: имена, идеи, наследие.
11. Педагогика сотрудничества: имена, идеи, наследие.
12. Альтернативные педагогические системы: школа Монтессори, Вальдорфская педагогика, религиозная педагогика.
13. Эзотерика в педагогике и образовании.
14. Методы диагностики педагогических способностей.
15. Этика и философия педагогической деятельности в современном мире. Проблемы педагогической деонтологии.
16. Категориальное поле педагогической деятельности: педагогическое общение, педагогическая компетентность, педагогическое мышление, профессиональная готовность, педагогическое мастерство. Взаимосвязи понятий.
17. Организация профессионально-педагогической подготовки в ведущих педагогических вузах России (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Педагогический институт ЮФУ и др.).
18. Видные педагоги об учителе и педагогической культуре.
19. Педагогическая техника и педагогические технологии в современном мире.
20. Феноменология педагогического творчества.
21. Педагогическая культура современного учителя: ценности, стереотипы, традиции, манеры, опыт, самосознание.
22. Стили и формы педагогического общения в современном образовании.
23. Модели профессионально-личностного развития современного учителя.
24. Стратегии профессионально-личностного самообразования и самовоспитания учителя.
25. Информационно-образовательное пространство педагогического вуза.