Исправления в бланке ответов крайне нежелательны.

В столбце, соответствующем номеру задания, следует делать не более одной метки. При наличии нескольких меток в области ответов на задания типа А задание заведомо будет считаться неверно выполненным.

Можно отменить ошибочно отмеченный ответ и поставить другой. Замена ответа осуществляется заполнением соответствующих полей в области замены ошибочных ответов на задания типа А. Заменить можно не более 12 (двенадцати) ошибочных ответов по всем заданиям типа А. В случае если в поля замены ошибочного ответа внесен несколько раз номер одного и того же задания, то будет учитываться последнее исправление (отсчет сверху вниз и слева направо).

В бланке ответов № 1 предусмотрены поля для записи новых вариантов ответов на задания типа В взамен ошибочно записанных Максимальное количество таких исправлений – шесть.

Исправления делаются только по инструкции организаторов.

Категорически запрещается:

делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом (номер варианта, штрихкоды) какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;

использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).

На бланках ответов № 1 и № 2 (в том числе и на дополнительном бланке ответов №2) не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника ЕГЭ.

До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников ЕГЭ, в том числе информируют о правилах заполнения бланков. Организаторы обязаны отвечать на вопросы, связанные с оформлением бланков, но не должны отвечать на вопросы, связанные с содержанием контрольных измерительных материалов, это является нарушением процедуры проведения ЕГЭ. О нарушениях участник ЕГЭ может заявить сразу же в пункте проведения экзамена, подав уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии апелляцию о нарушении процедуры проведения ЕГЭ.

Если в процедуре заполнения бланков произошли некоторые изменения, вас обязательно проинформируют.

Несколько универсальных рецептов успешной тактики тестирования[17].

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

Не спеши! Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Начинай с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия уже будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям. Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не оставляй пропусков в части А. Лучше выстрелить вслепую, чем не использовать 25% шанс попасть в цель.

Шпаргалки полезны, если соблюдаются два условия:

- шпаргалки должны быть написаны лично;

- доставать ее имеет смысл, когда вы не знаете вообще ничего, и риск быть выгнанным с экзамена ниже, чем риск получить «0» баллов.

Советы от учеников, прошедших ЕГЭ(по материалам форумов).

«Мой вам совет: не пытайтесь пользоваться мобильными устройствами, средствами связи, шпорами в аудитории! Можете попробовать воспользоваться этим в туалете, но не забывайте, что в любой момент в туалет может зайти комиссия для проверки (у моего одноклассника за курение чуть не аннулировали бланк). Рассчитывайте только на свои силы.

В интернете многие сайты предлагают вам купить ответы, варианты этого года или микроустройства или что-нибудь подобное, но не ведитесь на это. Все это обман. Вам случайным образом выпадает один из вариантов КИМа на ЕГЭ. Вы в интернете можете найти варианты из ЕГЭ текущего года, когда пройдет досрочная сдача. Обычно фотографируют некоторые и выкладывают в интернет [«В Контакте»]. Прорешивайте эти варианты! Такого типа задания попадутся и вам!».

Совет-2.

«Мне кажется, чтобы сдать ЕГЭ, нужно:

1) верить в себя (а это для меня самое трудное),

2) заниматься самому, решать демонстрационные тесты, КИМы, тесты, варианты и прочее

3) заниматься с репетитором»[18].

Наши рекомендации