К Единому государственному экзамену

С.В. Неделина

Психологическая подготовка выпускников

К Единому государственному экзамену

(для методической и психологической служб школы,

Учителей, учащихся, родителей)

Методические рекомендации по работе с выпускниками

Воронеж 2011

УДК 371

ББК 74.202.5

Н42

  Н42 Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, родителей) : методические рекомендации по работе с выпускниками. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. – 145 с.  

В издании содержатся важная информация о ЕГЭ, модель психологической готовности к ЕГЭ школьников, родителей и учителей, рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ, адресованные учителям, психологам, школьникам, родителям, необходимые для всех советы по снятию стресса и подготовке к экзаменам, ориентировочная модель организации работы школы по формированию психологической готовности выпускников к ЕГЭ, ссылки на интернет-ресурсы с официальными документами и полезной информацией.

Методические рекомендации адресованы не только учителям, учащимся, их родителям для помощи в период подготовки и сдачи Единого государственного экзамена, но также методической и психологической службам школы с целью совершенствования системной работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и оказанию психолого-педагогической поддержки школьникам и родителям.

УДК 371

ББК 74.202.5

© Неделина С.В., 2011

© ВОИПКиПРО, 2011

Введение

Уважаемые выпускники, абитуриенты, учителя, классные руководители, методисты и психологи, а также администрация школы!

Чем ближе время выпускных экзаменов, тем меньше у всех остается часов для подготовки, зато растет напряжение, перегрузки и иррациональный страх перед будущим. Но если вовремя оценить глобальность и реальность встающих задач, можно эффективно спланировать необходимую деятельность, рационально распределить нагрузку, выработать оптимальную систему ежедневной работы, которая непременно принесет успех.

Опросы учителей показали, что в тех образовательных учреждениях, где выпускники получают на ЕГЭ достаточно высокий средний балл, организована устойчивая система работы по подготовке к экзаменам, начинающаяся еще с 9-10 классов. Постоянный контроль за работой всех служб, использование возможностей элективных курсов и факультативных занятий, своевременное получение учащимися и родителями консультаций и психологической поддержки, конечно же, очень помогают в этом. Одним из важных результатов такой работы является снижение тревожности и сформированность психологической готовности выпускников к ЕГЭ, что, в общем, также способствует успешному окончанию школы и поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения.

В этот период родители и школьники особенно нуждаются в поддержке, ведь от результатов ЕГЭ, как они считают, напрямую зависит их будущее. Учителя выпускных классов также испытывают физические и эмоциональные перегрузки, ведь их ответственность возрастает во много раз. Поэтому и у них в этот период может проявляться хроническая усталость, синдром профессионального выгорания и, как следствие, снижение темпов и качества работы.

Мы надеемся, что посвященные психологической подготовке к ЕГЭ материалы, разработки и советы, которые мы предлагаем в нашем пособии, пригодятся всем для того, чтобы глубже понимать важные вопросы и сложности ЕГЭ, более рационально организовать свою работу в период подготовки к нему, а также обрести уверенность, что даже самый трудный путь будет вознагражден победой, если упорно идти к своей цели и не бояться ничего.

Видеть цель, верить в себя, добиваться своего и не забывать радоваться – вот что хотелось бы пожелать Вам в эти непростые дни. И, конечно же, – крепкого здоровья, которое сейчас в Ваших руках.

Математика.

Также обнаружено наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями, кроме памяти. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят. Обнаружены зависимости:

- для успешной сдачи ЕГЭ по математике велика роль умения работать с информацией и личностных качеств;

- в большей степени, чем на русском языке, требуется концентрация внимания и погружение в задачи;

- эмоциональная стабильность, по сравнению с экзаменом по русскому языку, занимает более значимое место (возможно, экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка).

Исследование автора дает следующие общие результаты.

Психологическая готовность (общая) заслуженно признается важным фактором. Доказано, что школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов.

Тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для ЕГЭ по русскому языку.

Умение работать с информацией оказывается очень важным на экзамене: необходимо внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли.

Оперативная и долговременная память. Память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний. Оперативную память при сдаче ЕГЭ можно считать незначимым фактором.

Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны письменному экзамену. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидая помощи только от самих себя, своих способностей.

Личностные особенности. Интроверсия (способность работать в одиночку и ориентация на себя), организованность и эмоциональная стабильность являются значимыми факторами успешной сдачи ЕГЭ.

Подростки, направленные на общение и взаимодействие с другими, нуждающиеся в социальных подкреплениях и «поглаживаниях», испытывают большие трудности в специфической ситуации ЕГЭ.

Не умеющие сконцентрировать внимание, планомерно организовывать свою работу, активные и импульсивные, спешащие прежде спонтанно действовать, чем обдумывать, нуждаются в целенаправленной работе по формированию у них моделей эффективного поведения на ЕГЭ и в период подготовки, которые помогут успешно преодолеть его. Им также придется потратить больше времени при подготовке к экзамену.

Тревожные, мнительные, с неустойчивой психикой, с «комплексом отличника» учащиеся особенно подвергаются воздействию стресса во время подготовки и проведения ЕГЭ (часты случаи, когда не сумевший собраться и преодолеть страх и волнение проваливал экзамен).

Обобщение результатов исследования психологической готовности учащихся к ЕГЭ представлены в таблице 2.

Таблица 2

«Необходимые навыки для подготовки к ЕГЭ (О. Чуча)»

Показатели Навыки качества Особенности
Знание о процедуре ЕГЭ Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника. Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен». Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).
Внимание Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами. Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).
Логика Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях. Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).
Память Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена. Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание. Однозначной связи с успешностью не установлено.
Интроверсия Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой. В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.   Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).
Организованность Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).
Эмоциональная стабильность Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становится менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением, или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, чем на экзамене по русскому языку.

Соглашаясь с подходом О. Чуча в общем, мы бы выделили из процессуального компонента отдельно информационный (знания о процедуре и особенностях ЕГЭ, его правилах, о типах тестовых заданий и правилах и хитростях сдачи экзамена в форме тестов) и компонент практического опыта,которыйпредставляет собой опыт сдачи экзаменов, решений заданий в виде тестов и тестирования по КИМам, опыт решения задач в незнакомой аудитории, заполнения образцов экзаменационных бланков, участия в деловой игре «ЕГЭ» и репетициях экзамена. Ничто так не запоминается и не осмысляется нами, как то, что с нами уже случилось. Поэтому пусть даже фрагментарный опыт практического «проигрывания» ситуаций ЕГЭ может снизить фактор тревожности учащихся перед экзаменом и повысить их информированность.

Психологическая готовность выпускника к ЕГЭ в результате выступает как внутренне активное состояние, проявляющееся в обоснованной собственным опытом уверенности в своих силах и достаточности знаний; способности обнаруживать проблемы и самостоятельно справляться с возникающими задачами; регулировать свое состояние и деятельность в период подготовки и сдачи экзамена.

Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ с такой точки зрения, по нашему мнению, может быть представлена рядом необходимых для успешной деятельности состояний и качеств выпускника-абитуриента, которые и необходимо развивать помимо его предметной подготовки. В их ряду:

- чувство уверенности в своих силах и в завтрашнем дне, преодоление комплексов «отличника», «неудачника», «жертвы»;

- снижение тревожности и эмоциональная стабильность;

- способность к самоанализу и рефлексии;

- сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;

- осознание и принятие учащимся своих возможностей;

- осознание им своей реальной цели в виде ясного и адекватного индивидуальным возможностям образа желательного результата ЕГЭ;

- направленная на успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных способностей;

- выработка и принятие учащимся наиболее верной личностной стратегии подготовки и поведения на экзамене, соответствующей его индивидуальности;

- достаточная информированность о процедуре и особенностях ЕГЭ;

- достаточный опыт решения разнообразных практических задач, необходимо связанных с особенностями самой процедуры сдачи ЕГЭ;

- сформированные общеучебные умения и навыки работы с информацией;

- особенности памяти, внимания, мышления, способствующие успешной подготовке и сдаче ЕГЭ;

- система отношений (к ситуации экзамена, к себе как субъекту учебной деятельности и профессионального выбора, к деятельности учения), способствующих эффективному преодолению возникающих трудностей;

- навыки внутренней мобилизации, самоорганизации;

- внутренняя положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.

Если говорить о психологической готовности к ЕГЭ педагогов и родителей, то по своему содержанию у тех и других она не совпадает. Для учителя ее составят:

- информированность о процедуре ЕГЭ и изменениях в спецификации экзамена, о современных методах обучения и подготовки школьников к работе с КИМами;

- осознание своих педагогических, дидактических, методических, психологических возможностей для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ;

- осознание вариативности стратегий и тактик групповой и индивидуальной помощи учащимся;

- внутреннее принятие индивидуальных особенностей учащихся как данности, из которой необходимо исходить (от этого будет зависеть выбор методов и средств обучения, выбор стратегии и тактики подготовки учащихся с различными психологическими особенностями и затруднениями);

- способность гибко перестраивать свою работу, менять привычные способы преподавания с целью формирования у учащихся необходимого опыта работы с КИМами и решения других практических задач, связанных с ЕГЭ;

- ориентация на роль организатора, управляющего самостоятельной деятельностью ученика (в противоположность ролям информатора, опекуна, контролера).

Учителя порой демонстрируют недостаточно адекватную оценку способностей и возможностей учеников, или предоставляя им излишнюю самостоятельность, с которой молодые люди не могут справиться, или недооценивая их силы и не учитывая уже сформировавшийся опыт. В контексте подготовки к ЕГЭ это может проявлять себя в той роли, который учитель привычно берет на себя, в ответ как бы предлагая ученикам соответствующую позицию.

«Организатор» настроен на выпускника как на субъекта учебной деятельности и источник саморазвития и выбора образовательного и профессионального пути. Видит свою основную задачу в том, чтобы помочь ученику выбирать актуальные и ставить перед собой реалистичные и конкретные цели; стимулировать его рефлексию, активность, способность к прогнозированию; помогать вырабатывать индивидуальную образовательную траекторию и индивидуальную стратегию поведения и способов подготовки и сдачи ЕГЭ. Умеет грамотно распределять обязанности, ставить четкие задачи, помогает там, где помощь действительно необходима. Видит цель, уверен в себе, верит в возможности учащихся и умеет эффективно организовать их самостоятельную деятельность, создавая ситуацию успеха.

«Информатор» – наиболее привычная роль для учителей, преимущественно ориентированных на словесные методы обучения. Воспринимает учащихся как самостоятельных и способных к самоорганизации субъектов, независимо от их способностей и опыта. Рассказывает и показывает, но при этом недостаточно организует практическую работу. Умеет хорошо объяснять, оперативно представляет информацию в различных формах. Ученик для него – это сосуд, который необходимо наполнить нужными знаниями. Вариант «информатора» – «инструктор»,умеющий преобразовывать информацию в алгоритмы, памятки, своды правил и т.д., безусловно, полезных, но сложных для запоминания в силу множественности оставляющих пунктов. Вероятно, оба считают, что количество информации постепенно само по себе перерастает в новое качество – практические умения. Поэтому недостаточно уделяют внимания организации самостоятельной практической работы по решению разнообразных задач и формированию у учащихся собственного опыта деятельности в меняющейся ситуации. Вместо «покажи», требуют «расскажи, как надо».

«Опекун» – излишне заботливый, не доверяющим способностям и самостоятельности учащихся. Готов все брать на себя. Постоянно сопровождает навязчивым вниманием и заботой все, что бы ни пытались делать учащиеся. Ограждает от трудностей, позиционирует себя как защитник интересов детей. Тешит свое чувство значимости и полезности. Бросается все делать сам, несмотря на то, что сильно устает и не получает в ответ благодарности. Недооценивает силы учащихся, тем самым тормозит их развитие. Постепенно формирует чувство беспомощности.

«Контролер» не готов что-то регулярно делать сам, зато любит оценивать результаты. Излишне полагается на самостоятельность учеников, предъявляя требования, выдавая задания, ожидая к сроку результаты. Или наоборот – не доверяет и контролирует каждый шаг. Но забывает учить «как делать». Предпочитает контролировать и оценивать результаты, полученные не им самим. Считает учащихся достаточно своевольными и неорганизованными существами с низкой мотивацией, которых необходимо постоянно стимулировать оценкой (чаще отрицательной). Навязывает свои критерии оценки, не считаясь с возможностями ребенка. Учащиеся часто не понимают, зачем им нужен такой учитель.

Психологическая готовность к ЕГЭ родителей складывается, в свою очередь, из

- их информированности о процедуре, требованиях и нормах ЕГЭ;

- знания особенностей, способностей, возможностей своего ребенка и реалистического отношения к ним;

- устойчиво-положительного отношения к нему, проявляющегося в позиции поддержки, заботе о его физическом и психологическом благополучии, в помощи выпускнику в осознании своих целей, организации его режима дня, выборе наиболее правильных стратегий подготовки к ЕГЭ и непосредственно на экзамене;

- умения регулировать свое состояние и демонстрировать ребенку уверенное поведение в сложных ситуациях.

Ответственные службы.

Администрация школы: нормативно-правовое обеспечение процесса, планирование системы работы по психологической подготовке к ЕГЭ, распределение текущих задач, регулярный контроль, организация обратной связи с учащимися и родителями по проблемам подготовки к ЕГЭ, осуществление мер по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания у учителей.

Психологическая служба школы: разработка или подбор методики диагностики способностей и качеств учащихся, важных для успешной подготовки к ЕГЭ, подбор или разработка тренингов, упражнений, игр для их развития и для снижения тревожности; обеспечение оперативной помощи учащимся, родителям, учителям, испытывающим стресс и затруднения психологического плана.

Психологическая служба школы и классный руководитель: осуществление диагностики (особенностей психических процессов учащихся, профессионального выбора, психологической готовности учащихся к ЕГЭ); индивидуальные и групповые консультации, проведение тренингов самоэффективности и обучения уверенному поведению, способам самопознания, релаксации в стрессовых ситуациях, тайм-менеджмента, развитие рефлексивных способностей школьников; помощь учащимся в определении образовательной траектории и психолого-педагогическое сопровождение образовательной траектории учащихся; работа с родителями учащихся.

Классный руководитель: индивидуальная работа с учащимися, оказание помощи школьному психологу, координация связанной с индивидуальной психологической подготовкой выпускника к ЕГЭ работы всех служб и субъектов,

Методическая служба школы: организация и проведение конференций, проблемных семинаров, обучение учителей и помощь в решении сложных вопросов, разработка и осуществление мониторинга качества процесса психологической подготовки учащихся к ЕГЭ, организация и проведение репетиционных тестовых испытаний.

Учителя-предметники: индивидуальные и групповые консультации, направленные на помощь учащимся в определении образовательной траектории; психолого-педагогическое сопровождение образовательной траектории; педагогическое и методическое сопровождение подготовки к ЕГЭ (пропедевтическое приучение к тестовой форме контроля, выявление наиболее трудных заданий КИМов и обучение их решению, диагностика уровня обученности учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков, обучение эффективным способам учебной работы), организация и проведение факультативных занятий.

Другие привлеченные к подготовке учащихся к ЕГЭ учителя: обеспечение информационной поддержки ЕГЭ, организация профессионально-педагогической помощи участникам ЕГЭ, помощь администрации в проектировании и создании образовательной среды, благоприятной для успешной организации подготовки к ЕГЭ

Планируемые общие результаты:

1) психологическая и информационная готовность учащихся, их родителей и учителей к ЕГЭ, снижение уровня тревожности;

2) оптимизация направленной на подготовку к ЕГЭ работы служб ОУ;

3) создание в ОУ психологически комфортной личностно-развивающей образовательной среды, благоприятно влияющей на подготовку выпускников к ЕГЭ.

Этапы реализации.

9 класс. Совершенствование учебных навыков школьников и подготовка к экзаменам (ГИА)

Работа включает:

1) профориентацию и помощь в определении индивидуальной образовательной траектории;

2) развитие общих умственных и творческих способностей, долговременной и оперативной памяти, внимания, мышления, волевого регулирования, учебной рефлексии; обучение приемам самоанализа, саморегуляции, мобилизации своих когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

3) формирование и систематизация базовых знаний и учебных умений;

4) обучение работе с тестами;

5) повышение учебной мотивации;

6) развитие адекватной самооценки, позитивного мышления;

7) психологическую поддержку в период подготовки к ГИА.

Планируемые результаты: психологическая готовность к сдаче ГИА, готовность к выбору профиля подготовки, развитие способностей, учебной рефлексии и умения учиться.

10 класс. Формирование системы основных базовых знаний и умений, навыков саморегуляции и самоуправления деятельностью

Работа включает:

1) помощь в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии, самопознании и выборе предметов для профильного изучения;

2) помощь в разработке индивидуальной образовательной траектории, планировании своего образовательного пути и поиске возможных способов его реализации;

3) формирование у учащихся базовых и специальных знаний, развитие общеучебных умений, освоение эффективных способов учебной деятельности (анализа, систематизации учебного материала, перекодирования его в разные формы, использование мнемонических приемов и т.д.);

4) развитие общих и индивидуальных способностей, внимания, мышления, памяти, самостоятельности, волевой саморегуляции;

5) включение в предметную подготовку «сложных случаев» и заданий КИМов, по изучаемым темам, формирование способов действий в подобных ситуациях, упражнения в решении заданий по изучаемым темам в форме тестов (по образцу заданий КИМов);

6) обучение приемам тайм-менеджмента, целеполагания и планирования;

7) развитие учебной рефлексии и навыков самообразования;

8) диагностику психологической готовности учащихся к ЕГЭ по существенным показателям.

Планируемые результаты:осознание учащимися себя активными субъектами учения и субъектами ориентирования в мире профессий и специальностей, готовыми к осуществлению профессионального выбора.

11 класс. Формирование психологической готовности к ЕГЭ

Работа включает:

1) текущую регулярную диагностику психологической готовности учащихся к ЕГЭ;

2) меры по снижению тревожности и воздействия факторов стресса у учащихся;

3) помощь в выработке эффективной стратегии поведения на экзамене;

4) формирование информационного компонента готовности учащихся, учителей, родителей к экзаменационным процедурам;

5) психолого-педагогическое и методическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Психологическая готовность к ЕГЭ учащихся и других субъектов образовательного процесса

Рассмотрим особенности психологической подготовки к ЕГЭ по некоторым важнейшим направлениям.

Во время ЕГЭ.

Продолжительность экзамена:

Математика, литература, информатика и ИКТ 4 часа (240 минут)
Физика, обществознание, история России 3,5 часа (210 минут)
Русский язык, биология, география, химия 3 часа (180 минут)
Английский, французский, немецкий, испанский языки 2 часа 40 минут (160 минут).

Время, выделенное на подготовительные мероприятия (проведение инструктажа участников ЕГЭ, заполнение области регистрации бланков ЕГЭ), в продолжительность ЕГЭ не включается.

Допускается досрочная сдача экзаменационных материалов у стола организаторов, которая прекращается за 15 минут до окончания экзамена.

По истечении времени экзамена организаторы самостоятельно собирают экзаменационные материалы, участники ЕГЭ при этом остаются на своих местах. Не сдавать экзаменационные материалы участник экзамена не имеет права.

Заполнение бланков.

Каждый участник ЕГЭ должен ознакомиться с данными в КИМе инструкциями по работе с бланками ЕГЭ и рекомендациями по внесению ответов на разные типы заданий. Неукоснительное следование правилам и инструкциям поможет вам получить более высокий результат на экзамене.

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ответов.

Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) заполняются только печатными буквами, как в образце бланка. Обратите внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую организаторы скажут перед началом тестирования.

Экзаменационные материалы. Состоят из трех частей: А, В, С.

В заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «Х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

В заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда аккуратно вписывают свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.

В заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

Совет-2.

«Мне кажется, чтобы сдать ЕГЭ, нужно:

1) верить в себя (а это для меня самое трудное),

2) заниматься самому, решать демонстрационные тесты, КИМы, тесты, варианты и прочее

3) заниматься с репетитором»[18].

В стрессовой ситуации ЕГЭ

Это одно из важнейших направлений психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. Задачи, которые необходимо решить педагогам и психологу, следующие.

1. Осознание участниками ЕГЭ ситуации стресса, формирование у учащихся и учителей понимания природы стресса.

2. Развитие у учащихся и учителей способности адекватного реагирования на стрессоры и формирование у них соответствующих способов саморегуляции поведения.

3. Освоение участниками ЕГЭ способов и приемов восстановления, укрепления и поддержания внутреннего ресурса.

4. Отработка навыков рефлексии и корректировки своего поведении.

5. Помощь ученикам в выработке собственной стратегии управления стрессовыми ситуациями.

Ассертивные действия.

1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.

2. Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.

3. Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действовать самостоятельно, чем ждать, когда ее будут решать другие.

4. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.

5. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других; в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.

6. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.

Вступление в социальный контакт.

1. Вы объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.

2. Вы стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем

3. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.

4. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.

5. Вы считаете, что общение с другими людьми обогащает ваш жизненный опыт.

6. Вы считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).

Поиск социальной поддержки.

1. Вы советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.

2. Вы не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.

3. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.

4. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.

5. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.

6. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.

Осторожные действия.

1. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).

2. Без необходимости вы не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.

3. Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».

4. Вы ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».

5. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.

6. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».

Импульсивные действия.

1. Вы полагаетесь на свою интуицию.

2. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.

3. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.

4. Ваша интуиция вас никогда не подводит.

5. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.

6. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.

Избегание.

1. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.

2. Вы иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.

3. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, решится само по себе.

4. В конфликтной ситуации вы убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».

5. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.

6. В конфликтных ситуациях вы предпочитаете найти какие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.

Манипулятивные (непрямые) действия.

1. Вы стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.

2. Для достижения своих целей вам часто приходится подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»).

3. Вы позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы никому не позволяете манипулировать собой.

4. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).

5. Для достижения своих заветных целей можно идти на компромиссы.

6. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.

Асоциальные действия.

1. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.

2. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.

3. Вы считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.

4. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.

5. Вы ищете слабости других людей и используете их со своей выгодой.

6. Цель оправдывает средство.

Агрессивные действия.

1. Решая неприятные проблемы, вы часто выходите из себя и можете наломать немало дров.

2. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя.

3. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.

4. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».

5. Грубость и глупость других людей часто выводят вас из себя.

6. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете агрессивны.

Желательные стратегии Неконструктивные стратегии
Активная Пассивная
Просоциальная Асоциальная
Сочетание действий прямой и непрямой стратегии Негибкость стратегии

Распространенным неконструктивным и неэффективным моделям преодоления сложной сит

Наши рекомендации