Воспитание как фактор социализации личности.
В системе категорий, используемых для анализа различных сторон, связей и опосредований феномена личности, особое место занимает термин "социализация". Процесс социализации один из существенных направлении процесса развития человека. Это сложный многогранный процесс, который является предметом изучения разных научных дисциплин.
Теорию социализации можно найти у Платона , М. Монтеня , Ж.Ж. Руссо и многих других, но они не пользовались понятием "социализация" и их понимание этого процесса не было четко разграничено от других направлений развития человека.
С конца XIX века, социализацией интересовались в основном две научные дисциплины, социология и антропология, а во второй половине XX в. к ним присоединились психология и педагогика. В социологии это понятие употребляется примерно с 90-х гг. XIX века. В 1896 г. М. Росс употребил понятие социализация как "формирование чувств и желаний индивида в соответствии с требованием группы", что достигается частично "социальным контролем". В 1897 г. Ф.Г. Гуддингс опубликовал книгу "Теория социализации", в которой социализация рассматривается как центр социального анализа и отмечается, что "теория социализации является самой важной частью теории общества". Он высказал идеи, многие из которых весьма тесно перекликаются с современными взглядами.
Большим вкладом в объяснении социальных аспектов процесса социализации явились взгляды американских социологов - Ч. Кули и Дж. Мида .
В психологии понятием "социализация" начали пользоваться примерно с 1930 года. В детской психологии этим термином пользовался Ч. Болдвин . Развитие ребенка он рассматривал как "диалектику развития личности", в процессе которой ребенок овладевал социальным наследством.
В отечественной психологии и педагогике процесс социализации долго оставался без внимания. Только в последней четверти XX в. психология и педагогика заинтересовались исследованием этого процесса. Человек не рождается личностью, он становится ею, овладевая общественной культурой, приобретая и усваивая социальный опыт.
Сам термин "социализация" многозначен и его интерпретация разными авторами различна. Российские ученые социализацию определяют значительно шире, чем зарубежные авторы, и некоторые из них отождествляют процесс социализации с процессом формирования личности. Как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей нет еще единой точки зрения относительно термина "социализация". В процессе изучения социализации предметом анализа становится не просто человек и не просто общество, а система связей общества и человека, которые превращают человека в общественное существо. Благодаря социализации люди научаются жить совместно и взаимодействовать друг с другом.
Социализация включает три взаимосвязанных процесса (рис. 28).
Рис. 28. Структура социализации личности
Социальная адаптация - это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций.
Индивидуализация - активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации.
Социально-психологическая интеграция - постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствии с требованиями социальной реальности.
Содержание данных процессов представлено в табл. 7.
Таблица 7. Структурно-динамическая модель социализации
Социальная адаптация | Социально-психологическая интеграция | Индивидуализация | |
Усвоение культурных норм | Понимание и принятие норм | Идентификация с культурными нормами | Развитие индивидуальных смыслов и ценностей |
Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности | Научение в процессе общения и совместной деятельности | Соответствие субъективной картины мира и реальности | Самореализация в познании и конструктивной деятельности |
Обучение взаимодействию с другими людьми | Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов | Самоценность, равная ценности другого человека | Опыт привязанности и близких отношений |
Типизация свойств и стандартизация действий | Гибкость, оптимизация индивидуального стиля | Самоконтроль поведения | Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвития |
Социальная активность личность | Согласование общественных интересов и личных целей | Целевая регуляция | Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы |
В воспитательном процессе выделяются три сферы социализации личности:
- деятельность;
- общение;
- развитие самосознание.
Многие исследователи отмечают, что результатом социализации является не только усвоение норм, умений и знаний, но и качественный сдвиг в психике человека. Происходит образование "внутреннего контролера" - совести, которая является внутренним основанием ответственности человека за совершаемые действия.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (поло-ролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел бы компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
На социализирующуюся личность оказывает влияние и результаты научно-технического прогресса, различные общественные течения. Человек постоянно находится под влиянием семьи, профессионально-коллективного климата, этнических норм и традиций. Влияние разных течений общественной жизни далеко не гармонично, оно противоречиво. Позиция человека в обществе зависит и от социальной среды, но больше от него самого, от уровня его духовного мира, от воспитанности.
Процесс социализации зависит от социально-экономического строя общества. Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и методов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Наряду со многими общими культурными элементами, которыми характеризуются разные социальные общности, существуют и многие такие элементы, которыми эти элементы отличаются друг от друга. Есть большие различия в языках, в манере социального поведения, в традиции в манере одеваться, в манере воспитания детей и т.д. Все эти различия отражаются на социализации подрастающего поколения и вызывают культурные и социальные различия между ними.