Методы оценки уровня учебных достижений. Самооценка обучающихся
Основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и обучения являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами (учебными учреждениями).
Проверка и оценка знаний выполняют следующие функции: контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную.
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.
Обучающая и образовательная функции в том, что учащийся не только отвечает на вопросы преподавателя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы сокурсников, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью обучаемых, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные преподавателем задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.
Требования к контролю за учебной деятельностью учащихся:
- на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим;
- охватывать основные разделы учебной программы;
- обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирования интеллектуальных и практических умений и навыков обучаемых;
- включать разнообразные формы и методы проведения;
- проводиться дифференцированно с учетом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся;
- быть объективным, основанным на глубоком знании каждого обучаемого.
В педагогической практике наблюдаются значительные расхождения в оценке преподавателями устных и письменных ответов учащихся, в требованиях к качеству формируемых знаний, в определении значимости допущенных ошибок.
Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний:
Первый фактор - при контроле знаний не ставятся единые, общепринятые и одинаково понимаемые цели, которые нужно достигнуть в результате обучения.
Второй фактор - наличие различных объектов контроля. Для одних преподавателей объект оценки - фактический материал, который усвоили обучаемые, для других - способность применять знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач и т.д.
Третий фактор - субъективность проверки и оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний.
Преимущества и ограничения применяемых методов проверки:
Устная проверка - наиболее гибкий метод контроля - применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учащимися, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. Вместе с тем, при устной проверке качество ответов невозможно предусмотреть, и поэтому затрудняется оценка выявленных знаний ученика.
Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Письменная проверка, хотя и более объективна, чем устная, также имеет свои сложности. Преподаватель лишен возможности непосредственно следить за ответом обучаемого, без чего трудно составить правильное суждение об его знаниях. Письменная речь регулируется особой системой правил, что существенно сказывается на качестве ответов. Сам процесс выражения мысли в письменной форме требует от ученика не только знания материала, но и других умений, которыми он может не владеть, что тоже отражается на оценке ответа.
В действительности обучаемые ведут оценку своих знаний параллельно и не всегда согласованно с преподавателем. Следует подчеркнуть, что исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, определение конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть учащиеся.
Цели, задачи обучения и требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина и пр.), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение и т.д.), по типу формируемой ориентировочной основы.
Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную оценку. Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Формы и методы оценки могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться преподавателем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе. Педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности и превращается в бессмысленное мерило.
Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.
Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются:
- контролирующая (на каком уровне усвоен материал?);
- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?);
- уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?);
- карательная (все нормально в учебе или пора принять меры?).
Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллом.
Цели, задачи обучения и требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина и пр.), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение и т.д.), по типу формируемой ориентировочной основы.
Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную оценку. Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Формы и методы оценки могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться преподавателем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе. Педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности и превращается в бессмысленное мерило.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Доминирующие функции самооценки:
- констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...).
Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
При выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке даем самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.
В заключение отметим следующее.
Проверка и оценка результатов обучения — это процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного оценочного суждения преподавателя.
Самооценка не является постоянным конструктом, она динамично видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
Современная педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний.
Вопросы для самопроверки
- В чем сущность и содержание педагогического процесса?
- Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты процесса обучения. Почему их следует применять комплексно?
- Попытайтесь дать определение сущности различных методов обучения.
- В чем сущность традиционной системы обучения?
- Какие виды современных педагогических технологий вы знаете?
- В чем сущность модульного обучения?
- Известно, что метод проектов был задуман как альтернатива классно-урочной системе. Почему современная педагогика вновь обращается к этой технологии? Ответ аргументируйте.
- Каковы функции проверки и оценки знаний в учебно-воспитательном процессе?
- В чем преимущества и недостатки устного и письменного опросов учащихся?