Деятельность как фактор развития психики человека
Понимание истоков, происхождения человеческой психики имеет исключительно большое значение. В академической науке утверждается, что психика человека, и, в первую очередь, его сознание - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Сознание, психика человека формируется, развивается и проявляет себя в деятельности. Сознание объективно формируется через продукты человеческой деятельности. Через деятельность человек многочисленными связями включен в исторически сложившуюся культуру, в цивилизационный процесс. Социальную же направленность деятельности предопределяет среда, окружающая человека, ее интересы.
В чем же заключается сущность человеческой деятельности, каково ее строение и взаимосвязь с психикой? Прежде всего, следует заметить, что человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существования. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное. Диалектика взаимосвязей биологического и психического, психического и социального до сих пор представляет для науки серьезную проблему. Природные (биологические) особенности человека выступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нервной системы лежат в основе темперамента, а задатки - в основе способностей.
Установлено, что во многом именно генами определяется множество психологических характеристик человека (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способности, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социальной среды, социального опыта, в том числе и воспитания в широком смысле этого слова.
С момента рождения и на протяжении всей жизни перед человеком в той или иной форме стоит несколько фундаментальных проблем.
Во-первых, как всякому живому существу, ему просто необходимо жить. Это, в общем-то, эволюционно (биологически) определенная задача - выжить самому и продолжить свой род. Люди, с одной стороны, искажают ее, уничтожая себе подобных и окружающую среду, насилуя свою биологическую природу, порой убивая себя. С другой стороны, эта потребность пробивает себе дорогу в культуре как гуманность: через признание человеческой жизни высшей ценностью, а человека - целью цивилизационного развития и усовершенствования.
Во-вторых, любое живое существо в дикой природе не может получить гарантию того, что в следующий момент оно не погибнет. У человека же, в силу указанной двойственности, само существование оказывается под сомнением, так что в каждый момент времени каждому приходится для себя подтверждать свое существование (перепроверять этот факт). Данная тенденция выражается в стремлении выделить себя из окружения, найти границу между "Я" и "не-Я".
И, в-третьих, перед каждым человеком стоит необходимость обнаружить ориентиры в окружающем мире (в природе и среди людей), научиться этими ориентирами пользоваться. Другими словами, научиться жить в тех условиях, которые он имеет.
Решить эти проблемы человек может только посредством собственной активности (как субъекта деятельности) - путем исследования и преобразования окружающего мира. Чтобы обозначить в терминах эту закономерность, в отечественной психологии используют понятия "потребность " и "деятельность ".
Указанные выше проблемы формируют соответствующие им потребности: жить, удостоверяться в существовании, ориентироваться в мире. На их основе формируется огромное разнообразие более частных потребностей. Кроме того, по ходу развития человечества у людей возникают все новые и новые потребности, прямо не связанные с биологическими, но которые обладают теми, же характеристиками, что и биологические. Во-первых, потребности властно "требуют" своего удовлетворения. Во-вторых, после удовлетворения они на какое-то время как бы исчезают, уходят на задний план, но актуализируются каждый раз, когда возникает соответствующий им недостаток. Такое требование субъективно ощущается как некоторое напряжение, стремление что-то сделать, произвести какие-то изменения - то есть, формируется потребностное состояние. Его характеризуют готовность к активности, направленной на разные предметы (явления, вещи, люди). Это состояние (требование) стремится проявиться в поведении человека, ищет свое внешнее выражение. Как только будет найден предмет, способный удовлетворить данную потребность, его образ встает пред нашим взором, направляет и организует активность к удовлетворению данной потребности.
В соответствии с базовыми и с некоторыми другими потребностями можно указать на ряд особенностей человеческой деятельности.
- Деятельность позволяет человеку жить, в ней сама жизнь находит свое выражение - деятельность составляет ее сущность. Удовлетворение всех потребностей возможно в первую очередь потому, что актуализированная (обостренная, требующая) потребность приводит человека в состояние активности, направленной на ее удовлетворение. Эта активность (по определению) и есть деятельность. То есть, деятельность - это такая активность, которая организуется образом желаемого будущего, достигнув которого, человек удовлетворит ту или иную свою потребность. Однако стоит разладить механизм перевода потребности в деятельность, или механизм поддержания деятельности, немедленно возникает угроза жизни человека (как организма, как члена общества или как личности).
- Деятельность обеспечивает человеку и возможность удостовериться в собственном существовании. Психика и человеческое сознание рождается и поддерживается на границе между "Я" и "не-Я" - там, где активность встречает сопротивление предметов или явлений окружающего мира. Именно на острие своей активности человек (бессознательно) удостоверяется в том, что он существует: как я действую на предметы, явления или людей, так и они действуют на меня, выделяя из окружения, обозначая границы возможностей моего "Я", следовательно, подтверждая тем и сам факт моего существования.
- В деятельности человек (ребенок) открывает для себя внешний мир, ориентируется в нем. В экспериментах показано, что достаточно обездвижить (зафиксировать в корзинке, не позволяя двигаться) котят на пару недель в момент, когда они начинают прозревать, чтобы сделать их на долгое время функционально слепыми. Несмотря на то, что орган зрения остался неповрежденным, слепота устраняется очень медленно, поскольку прошел момент, когда активные движения в наилучшей степени формируют способность глаз ориентироваться в пространстве. Если в подобное положение попадают младенцы (например, в доме малюток), они также сильно отстают в своем психическом и даже физическом развитии, что также можно рассматривать как доказательство жизнепорождающей силы активности, деятельности.
- Ориентировка в мире происходит в соответствии со связями, которые устанавливает ребенок с миром. А любая активность ведет к образованию связей человека с миром. Такие связи образуются там, где активность наталкивается на сопротивление, т.е. опять-таки на границе между "Я" и "не-Я". Поскольку всякое столкновение несет в себе как возможности, так и угрозы, такие связи небезразличны для человека. В этом свете ясно, что мир будет познан лишь в той степени, в которой это имеет для него смысл, приобретает жизненно большое значение. С другой стороны, познанию подлежит все, что небезразлично для человека.
Человек, как и всякое живое существо, живет благодаря таким связям, поскольку в них оказываются схвачены как особенности мира, так и интересы (потребности) самого человека. Всю совокупность таких связей человек постоянно "носит с собой" в виде субъективных структур, которые он использует в качестве объяснений, теорий, схем, моделей поведения и пр. В этих структурах находит отражение (фиксацию) опыт взаимодействия с миром: желания, впечатления, понимания, стратегии взаимодействия. В сумме они составляют смысловые структуры человека (часть из них осознается, часть же нет). В них содержится одновременно описание внешнего мира, в который погружен человек, и переживание самого себя в этом мире. Все это создается человеком в результате своей активности, все это и составляет суть его психики, его сознание. Так созидается уникальное психическое образование - Образ мира .
Результатами деятельности человека выступают предметы материальной и духовной культуры, собственные знания, навыки и умения, социально-экономические и политические преобразования, т.е. все то, что без его активности не существовало в природе. Важно отметить, что вследствие продуктивного характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Отсюда правомерно утверждать, что исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно целенаправленной социальной деятельности человека, а не совершенствованию биологической природы людей. При этом, человеческая деятельность, как правило, носит творческий характер - то есть, направлена на создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Следует отметить, что деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.
Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, зачастую, носит пассивный характер.
Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.
Поведение спонтанно ("куда поведет"), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична. Можно выделить ряд особенностей, отличающих деятельность (активность) человека от активности животных. Прежде всего, отметим роль сознания (его наличие или отсутствие) во взаимосвязи с деятельностью (активностью) человека и животных. Животные, в отличие от человека, лишены способности к абстрактному мышлению, которое позволяет установить скрытые от непосредственного наблюдения взаимные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. У человека же, наличие развитого сознания позволяет ему абстрагироваться от наличного бытия, предвидеть и конструировать желаемые результаты собственной деятельности, осуществлять целеполагание и планирование этой деятельности.
Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Порождая и совершенствуя предметы потребления, человек помимо способностей развивает и свои потребности (вспомним бытующее выражение: "кому-то, бывает, есть нечего, а кому-то - "жемчуг мелковат"…").
Активность животных вызвана естественными потребностями, а деятельность человека, в основном, порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании, творчестве (научном и художественном), в нравственном самосовершенствовании и др. Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных - то есть, умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Так, уже с раннего детства ребенка специально обучают "по-человечески" пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело - можно сказать, становятся социально обусловленными.
Система движений, совершаемых животными, обусловлена лишь анатомо-физиологическим устройством организма. Опыты показывали, что с предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Это отличает деятельностный характер человеческой активности.
Многие думают, отмечает профессор Н.Н. Вересов , что деятельность - это система, набор или совокупность действий, осуществляемых в определенной последовательности. Это, конечно, верно, однако структура деятельности не исчерпывается конкретными действиями. В деятельности есть некоторые, скрытые от внешнего наблюдателя компоненты. Они являются настолько важными, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения, как целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей.
В целом, психологическая структура деятельности может быть представлена в виде схемы с составляющими ее основными элементами: потребность, мотив, цель, задача, действия, контроль, результат, рефлексия (рис. 8).
Рис. 8. Психологическая структура деятельности
Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Раскроем их более подробно.
- Потребность. Выше мы уже приводили определение понятия "потребность". Однако рассматривая эту категорию в психологической структуре деятельности, дополнительно отметим, что потребность - это состояние живого существа, происходящее от нужды в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. По сути, потребность - это тот статический момент (относительное постоянство психического явления), который может позволить ответить на вопрос: почему возникает деятельность? Вместе с тем, отметим, что потребность не всегда четко осознаваема, скрыта от самого носителя.
- Мотив. В самом общем виде мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества (вспомним, все сыщики мира ищут мотив преступления - кому выгодно?). Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна.
- Цель. Цель - это образ предполагаемого результата. С другой стороны, это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы. Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.
- Задача. Задача, а точнее система задач - это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов. Если цель - понятие стратегическое, то задача - тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи - это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.
- Контроль. Контроль, в самом общем виде - это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается с идеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.
- Рефлексия. Рефлексия в структуре деятельности - это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего, это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени - деятельности привычной, автоматической.
Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и, в конечном счете - эффективной.
Способность к сознательным действиям развилась и усовершенствовалась у людей в процессе их общественно-трудовой деятельности. Животные не трудятся; возникающие у них в определенных ситуациях несложные интеллектуальные операции не используются ими для труда. Животные только приспосабливаются к природе, человек же сам изменяет природу и приспосабливает ее для своих нужд, а это невозможно вне труда. В связи с этим, для человека наиболее характерна трудовая деятельность - фактор развития психики человека.
В заключение отметим, что в процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения и деятельности, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.