Природа и основные функции психики
Во все времена ученые-психологи пытались понять природу психики.
В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:
- материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
- трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
- подход, исходящий из признания духовной основы психики.
Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой "свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов".
Психические явления, по представлениям материалистов, возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Живое вещество вначале обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, развития и размножения. Чувствительность и готовность к научению стали проявляться более позднее - на уровне сложноорганизованных живых существ.
Нервная система, как специальный орган с функцией управления развитием, поведением и воспроизводством, выделился в организмах живых существ в процессе их эволюционного самосовершенствования. Развитие форм поведения и деятельности, более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности живых существ появились по мере усложнения и совершенствования их организма.
Психика человека качественно отличается более высоким уровнем от психики животных. Сознание человека развивались в процессе трудовой деятельности, в совместных действиях при добывании пищи, обеспечении безопасности и т.д. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.
Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:
- о самопроизвольном зарождении жизни;
- о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора;
- о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;
- рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи - мозга.
В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике - А. Эйнштейн , Н. Бор , Э. Шредингер , В. Гейзенберг , Р. Оппенгеймер и Д. Бом - находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна (главное направление буддизма возникшее в V в н.э.), дзенбуддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.
Научным обоснованием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской (относительной) физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы ("каждая частица содержит полную информацию о целом") получили название голографических, или голограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором в конце 40-х гг. XX в.
Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.
К. Прибрам (нейрохирург), как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но вся Вселенная голографична. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения - холодвижение ("holomovernent"), т.е. движение всего во всем. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной, и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.
В соответствии с духовно-ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза - целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума - Творца Вселенной.
Следует отметить, что в современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается , что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте , что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка . Это позволяет высказать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка . Укрепляется вера во всеобщее одушевление, в мировой дух, выражающийся в каждой вещи, как одной из частей его самого (пантеизм ) .
По словам Л.Д. Столяренко , психика - это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Так, например, на основе представлений Б.Г. Ананьева , с учетом гипотез других авторов, выглядит схема общей структуры человека, развитие его свойств, внутренние и внешние взаимосвязи. (рис. 6).
Рис. 6. Схема общей структуры человека и его взаимосвязи с окружающим миром: H.s. - "Homo sapiens" (человек разумный, биологический вид); о - онтогенез; с - социализация; ж - жизненный путь; л - личность; и - индивид; Ин - индивидуальность
Так что же такое психика ? Далеко ли ушло это понятие от "душевных мук"? Читаем в Большой советской энциклопедии: "Психика (от греч. "рsichikos" - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. …Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку".
Самое полное современное издание психологических терминов и понятий приводит такую дефиницию (объяснение, толкование) психики: "Психика (от греч. "рsichikos" - "душевный" - свойство высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность в процессе взаимодействия с ней".
Можно еще приводить множество вариантов различных трактовок, и мы придем к выводу, что в академической науке нет однозначного толкования понятия "психика". В психологии понятие "психика" часто используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с объективным миром.
В чем сущность различий психики человека и животных? Животные, в отличие от человека, лишены способности к абстрактному мышлению, которое позволяет установить скрытые от непосредственного наблюдения взаимные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира.
Особенность психики человека заключается в наличии у него развитого сознания, которое позволяет абстрагироваться ему от наличного бытия, предвидеть и конструировать желаемые результаты собственной деятельности, осуществлять целеполагание и планирование этой деятельности.
Социальный характер психического отражения действительности человеком заключается в том, что это отражение опосредовано словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния.
При существующих (отмеченных выше) различиях подходов к пониманию природы психики человека, следует отметить очевидное - психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы.
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Взаимообусловленность и взаимосвязь структурных элементов психики человека являются бесспорными (непротиворечивыми) в понимании современных ученых-психологов.
Психика как система обладает определенной организацией. При этом психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас", на котором строится здание современной психологии (рис. 7.).
Вместе с тем, следует отметить, что разделение на указанные группы основных понятий общей психологии достаточно условно. Так, понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный характер изучаемого общей психологией явления; "психическое состояние" характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления; "психическое свойство" отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Например, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.
Рис. 7. Организационная структура психики человека (коллаж)
Психика не только многоуровневая, но и многомерна, то есть у нее множество свойств и функций. Основными функциями психики, отмечает Л.Д. Столяренко являются отражение и регуляция поведения живого существа в целях обеспечения его выживания.
На наш взгляд, можно согласиться с Пономаревым П.А., который выделяет три основные функции психики человека, как социально опосредованного "продукта мозговой деятельности":
- отражение воздействий окружающей действительности (рефлексивная);
- регуляция поведения и деятельности (регулятивная);
- осознание человеком своего места в окружающем мире (когнитивная, познавательная).
Отражение воздействий окружающей действительности - рефлексивная функция. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовать их в соответствии со своими потребностями и интересами.
Регуляция поведения и деятельности - регулятивная функция. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире - когнитивная, познавательная функция. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Кроме названных, еще выделяют коммуникативную функцию - обеспечивающую возможность общения людей друг с другом. На самом деле, правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.
Таким образом, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.